0
3663
Газета Экономика Печатная версия

14.01.2021 21:02:00

Россиянам не угнаться за ценами на машины

Локдаун и обвал рубля ударили по рынку автопродаж

Тэги: автопром, автопродажи, цены, пандемия, коронавирус, локдаун, инфляция

On-Line версия

автопром, автопродажи, цены, пандемия, коронавирус, локдаун, инфляция Автомобильный рынок в РФ уже несколько лет переживает застой. Фото Reuters

По итогам прошлого года автомобильный рынок в России сократился на 9%. В наступившем году есть надежда на очень скромный рост при условии, что не случится новых локдаунов, санкций и правительство не свернет поддержку, сообщили в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Хотя часть экспертов прогнозирует очередной обвал продаж. Цены на новые автомобили вопреки ожиданиям главы Минпромторга Дениса Мантурова росли с заметным опережением инфляции: в 2020-м, по Росстату, рост достиг 9–10%.

По итогам прошлого года в стране было продано почти 1,6 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что оказалось на 9,1% ниже уровня 2019 года. Такие данные обнародовал в четверг Комитет автопроизводителей АЕБ.

В наступившем году авторынок, по прогнозу комитета, имеет шанс вырасти на 2,1%. Ожидается, что будет продано чуть больше 1,6 млн автомобилей.

Прогноз оправдается при соблюдении нескольких условий: «Не будет локдаунов. Не будут приняты иные ограничительные меры во внешней торговле, в частности, санкции. Существующие меры господдержки продолжатся».

Между тем, как уточнил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель, «несмотря на все трудности, по динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на четвертое место».

В 2020-м первое место по продажам легковых машин в Европе заняла Германия, там было реализовано 2,92 млн машин, что меньше показателей 2019-го на 19%. На втором месте Франция – продано 1,65 млн машин, рынок просел на 25%. На третьем месте – Великобритания с объемом продаж 1,63 млн, сокращение составило около 29%.

Но если европейские рынки просели, судя по всему, в основном из-за коронакризиса, российский авторынок находится в стагнации уже не первый год – проблемы начались задолго до пандемии.

Показатели докризисного периода (начала 2010-х), когда в стране реализовывалось от 2,5 до почти 3 млн автомобилей в год, сейчас кажутся недостижимыми. Начиная с 2015-го продажи составляют в среднем в год 1,6 млн штук.

Ранее в интервью ТАСС глава Минпромторга Денис Мантуров допустил, что рост цен на новые автомобили в РФ по итогам 2020 года не превысит уровень инфляции.

По Росстату, цены на автомобили инфляцию обогнали. За 2020 год отечественные автомобили подорожали на 9,4%, новые иномарки – на 10,3%. И только рост цен на подержанные иномарки оказался ближе к инфляции – 4,6%. В целом потребительская инфляция в РФ по итогам года составила 3,4%, в декабре ее годовой показатель приблизился к 5%.

«В 2020 году автопроизводители несколько раз повышали цены на свои модели. Все началось с января, когда прирост составил 2,6% для автомобилей массового сегмента, премиальные авто увеличили прайсы в среднем на 7%», – сказал «НГ» гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль. Главной причиной, по его словам, «стал рост утилизационного сбора». «За остальные 10 месяцев прошлого года новые автомобили в России подорожали еще на 3–16%, что вызвало небывалый ажиотаж в автосалонах из опасения дальнейшего увеличения цен», – добавил он.

«По разным сегментам цены в 2020 году росли по-разному. В премиальном – чуть медленнее. В среднем по рынку цены в 2020 году выросли примерно на 12%», – отметил гендиректор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

Как ожидает Мигаль, тенденция сохранится и в 2021 году: «Колебания курса валют прежде всего отразятся на стоимости авто без локализации производства в России, также негативное влияние на прайсы окажет очередное повышение утилизационного сбора. Если курс доллара продолжит расти, общая прибавка в стоимости автомобилей за 2021 год составит 10%».

По его словам, локализация производства сдерживает рост цен незначительно, «так как большинство комплектующих все равно поставляются из-за границы». «Пандемия негативно повлияла не только на спрос на автомобили, но и на их стоимость. Из-за колебания валют выросли цены на запчасти, закупаемые за рубежом. В зависимости от комплектации стоимость техники увеличилась в диапазоне от 3,5 до 16%. Курс рубля всегда будет влиять на производителей, но локация тоже очень важна. В регионах, власти которых заботятся об инвестиционной привлекательности, условия будут лучше», – сказал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

«Чтобы компенсировать убытки или недополученную прибыль, которая была заложена в финансовых планах, дистрибьюторы продолжат поднимать цены в начале 2021 года, – полагает Петрунин. – С начали января цены на новые автомобили уже повысились на 3–5% в зависимости от бренда и модели. Средний рост цен по итогам 2021 года составит до 15%».

«В течение первого квартала цены вырастут в диапазоне от 5 до 10% по разным брендам и моделям. Импортеры и дистрибьюторы будут компенсировать убытки от курсовой разницы. В течение всего года динамика цен будет сопоставима с изменением курсов валют», – прогнозирует гендиректор компании «АВТОDOM» Андрей Ольховский.

Уровень доходов населения – один из важнейших факторов: если он не восстановится, авторынок будет в стагнации, считают эксперты.

«Хотя за время пандемии личный транспорт зарекомендовал себя как самый безопасный, поэтому в случае повторной волны заражения, спрос на автомобили может увеличиться, но опять же не достигнет продаж лета 2020 года», – считает Мигаль.

Как предупреждает Петрунин, нас ждет еще большая непредсказуемость, чем в 2020 году: «Продолжатся перебои в поставках автомобилей из-за нарушения логистических цепочек и неравномерное наполнение складов. Как итог – снова увидим несбалансированность спроса и предложения».

Хотя, по мнению Ольховского, если по итогам первого квартала ситуация с пандемией изменится в лучшую сторону, то можно ожидать восстановления поставок и соответственно выхода на стандартную модель бизнеса.

Прогнозы экспертов разошлись. «Если смотреть на 2021 год в целом, то динамика продаж будет в коридоре показателей 2019 и 2020 годов. Скорее всего рост не будет выше 7–8% к объемам 2020 года», – считает Ольховский. «В целом в 2021 году авторынок продолжит сокращаться, по нашим прогнозам, на 10–15% к 2020 году», – ожидает, однако, Петрунин.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1930
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
3168
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
6052
Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
2308

Другие новости