От темпов дорожного строительства напрямую зависят успехи и жилищной отрасли, считают в правительстве. Фото агентства «Москва»
Более половины региональных автомобильных дорог общего пользования не отвечают нормативным требованиям, сообщает Росстат. В планах правительства улучшить дорожную инфраструктуру, ведь от этого зависит успех и жилищной отрасли. В прошлом году с учетом региональных бюджетов государство потратило на дорожное строительство свыше 2 трлн руб. Несмотря на стремление финансовых властей к урезанию трат, вице-премьер Марат Хуснуллин допускает выделение бюджетных средств в том числе для возведения первой частной автотрассы в РФ, соединяющей Западную Европу и Китай. Хотя для начала нужно одобрение Минфина.
Кассовое исполнение бюджета на дорожное строительство в целом по стране в 2020 году выросло с 95 до 99,1%, сообщил в среду вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании президента Владимира Путина с членами правительства. По его словам, было освоено более 880 млрд руб. федеральных средств, а с учетом бюджетов субъектов РФ сумма составила свыше 2 трлн руб. «Эти деньги реально пришли в экономику», – добавил Хуснуллин. Путин, однако, обратил внимание на то, что в ряде регионов есть отставание: кассовое исполнение бюджета – менее 93%.
В 2021 году Хуснуллин предлагает выделить дополнительно на ремонт и строительство автодорог из резервного фонда правительства 100 млрд руб. «Несмотря на определенное секвестирование бюджета, ставим задачу все-таки планы 2021 года выполнить в полном объеме, а при предоставлении дополнительного финансирования и принятии предлагаемых решений – готовы их перевыполнить», – уверил вице-премьер. По его уточнению, на выделенные в 2020 году 100 млрд руб. удалось ввести плановые объекты, построить дополнительные дороги.
Ранее, в конце декабря 2020-го он назвал проект «Безопасные и качественные дороги» важным фактором для достижения показателей по вводу жилья. Как сказал тогда Хуснуллин, в частности, уже в 2024 году планируется довести до 85% дорог в крупнейших агломерациях к нормативному состоянию, «несмотря на секвестрование бюджетных средств».
«Будут выполнены показатели и по региональным дорогам, к 2024 году доля региональных дорог в нормативном состоянии уже превысит 50%, – добавлял он. – В целом по дорожному строительству мы превзошли показатели прошлого года».
Работа предстоит большая: судя по Росстату, проблемы с доступностью качественной дорожной инфраструктуры хронические. Так, по данным статведомства, в 2019-м доля автомобильных дорог общего пользования (регионального значения), не отвечающих нормативным требованиям, составила в стране 55,8%. Это меньше, чем, допустим, в 2010-м, когда указанная доля превышала 63%, но примерно на том же уровне, что и в 2007-м, – тогда показатель составлял 55,7%. В случае автодорог местного значения не соответствуют нормативным требованиям 48%, и этот показатель увеличивается: в 2010-м он составлял 45%, в 2007-м – около 36%.
Кроме того, судя по Росстату, если брать период с 2008 по 2018 год, то в стране хоть и увеличилась почти в два раза плотность автодорог, однако доля трасс с твердым покрытием в общей протяженности федерального, регионального и местного значения сократилась примерно на 16%. Около трети дорог не имели твердого покрытия.
Наличие дорожной инфраструктуры важно с точки зрения не только развития жилищного строительства, бизнес-климата, но и налаживания межстрановых связей. И государство уже приглядывается к финансированию первой, как было заявлено, частной автодороги, призванной соединить Западную Европу и Китай, – речь идет о трассе «Меридиан».
Как сообщил днем ранее Марат Хуснуллин, строительство этой трассы может быть частично профинансировано государством. «Мы его (проект «Меридиана». – «НГ») обсуждаем, считаем по деньгам: сколько будет стоить, какую часть инвестор будет оплачивать, какая сумма может быть государственного участия», – приводит слова вице-премьера ТАСС. Хуснуллин не исключил возможности применения механизма государственно-частного партнерства при строительстве новой трассы.
Первая в России частная трасса «Меридиан» должна пройти по территории восьми регионов РФ, ожидается, что она станет частью маршрута «Меридиан» протяженностью 8445 км, который должен соединить Западную Европу и Китай через Казахстан, Россию и Белоруссию, длина российского отрезка составит более 2 тыс. км, напоминает информагентство. Дорога будет полностью платной. Планировалось, что строительство трассы завершится в 2024 году, инвестиции в проект ранее оценивались примерно в 600 млрд руб. осенью 2020-го в Минтрансе сообщали, что как основное проектное решение рассматривается применение цементобетона.
Между тем, как уточнил в среду президент, даже когда говорится о привлечении внебюджетных средств в дорожные проекты – например, средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) или инфраструктурных облигаций, то все равно речь идет в конечном счете о «государственных деньгах», о госгарантиях.
«Что касается вопросов ФНБ и облигаций – эти средства являются возвратными. Поэтому здесь очень важна реальность планирования тех бизнес-моделей инфраструктуры, которые строятся с учетом этих средств, потому что деньги нужно отдавать. Либо их нужно будет отдавать за счет Федерального дорожного фонда, либо мы должны создавать такие условия работы инфраструктуры, чтобы достаточно было и денег на содержание этой инфраструктуры, и чтобы платить по привлеченным долговым обязательствам», – сообщил, как передает Интерфакс, глава Минфина Антон Силуанов.
«А что получается – что последнее время у нас эти модели не очень хорошо складывались. Предположим, когда мы планировали строительство платной автодороги М11 Москва – Санкт-Петербург, закладывали доходы от момента ее сдачи до 2021 года в сумме 45 млрд руб., а сейчас до 2024 года – только 31 млрд руб. Или, предположим, ЦКАД – мы планировали, по официальным данным, до 2024 года получить 118 млрд руб. с трафика платной дороги, а сейчас планируется только 20 млрд руб.», – привел пример Силуанов.
«Если мы будем планировать нормально, это абсолютно правильный подход, – добавил министр. – Потому что мы все время все дороги строим за счет бюджета. Это же никаких ресурсов не хватит».
«Полагаю, что дорожное строительство в силу своей специфики, а именно непрозрачности при составлении смет и их реализации, в России сталкивается с закономерными проблемами, которые могут быть решены только путем реформирования экономики в целом, направленного на снижение коррупциогенности, на развитие гражданского контроля и самоуправления и даже на повышение базового уровня жизни всех граждан», – прокомментировал ситуацию член генсовета «Деловой России» Алим Бишенов.
По его словам, проблема развития дорожной сети в любой стране заключается в том, что оно требует опережающих инвестиций, а отдача от них будет через 3–5–10 лет. Как считает эксперт, «только нацпроекты с их бюджетами и лоббированием могут позволить себе такой срок окупаемости».
комментарии(0)