Зерну с российских элеваторов пытаются усложнить путь на экспорт. Фото с сайта www.mcx.gov.ru
Декабрьский план правительства запугать рынок введением с февраля квотирования экспорта и пошлиной в 25 евро на тонну пшеницы не сработал, зерно за несколько недель под влиянием этой информации поднялось в цене на столько, что пшеницу выгодно вывозить и с учетом пошлины. По рынку пошла информация, что пошлину могут поднять вдвое. Эксперты предупреждают, что столь грубое вмешательство в рыночные механизмы может привести к тому, что у аграриев сократятся стимулы к наращиванию производства, и они могут просто сократить посевы.
Правительство не может до конца стабилизировать внутренний продовольственный рынок. Чиновники признали, что им придется еще больше увеличить пошлины на вывоз пшеницы из-за того, что рост экспортных цен уже компенсировал будущие пошлины. Экспортная пошлина на пшеницу в размере 25 евро за тонну, которая вводится с 15 февраля этого года, может быть повышена вдвое, сообщили Интерфаксу источники на зерновом рынке. Этот вопрос правительство якобы планирует обсудить в ближайшее время.
Ограничить вывоз зерна власти решили на волне возмущения граждан ростом цен на некоторые продукты питания. Больше всего дорожали сахар, подсолнечное масло, крупы (см. «НГ» от 10.12.20). На проблему вынужден был обратить внимание президент Владимир Путин, который, в частности, назвал ошибкой субсидирование Минсельхозом экспорта зерна.
Правительство договорилось с торговыми сетями о фиксации цен на сахар и подсолнечное масло, до 1 апреля 2021 года они должны стоить не более 46 руб за 1 кг и 110 руб. за 1 л соответственно. Хлебопекам и мукомолам, которые жаловались на дороговизну исходных материалов, под Новый год пообещали субсидии, а цены на зерно пообещали даже снизить за счет квот и пошлины. Как сообщил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина в декабре, для хлебопекарных и мукомольных предприятий предусматривается компенсация части затрат на приобретение муки. Общий размер субсидий планировался в размере 7,2 млрд руб.
Проект постановления правительства о зерне гласил, что Россия введет квоту на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в объеме 17,5 млн т. При этом в пределах квоты пошлина на пшеницу составит 25 евро за тонну, а свыше квоты – 50% от таможенной стоимости, но не менее 100 евро за тонну.
Что-то, однако, пошло не так, как планировали чиновники. Новости об ограничениях в РФ подстегнули мировые цены на зерно, и экспортеры активно пользуются этим, значительно нарастив поставки за рубеж. Выросли и внутренние цены. «Размер озвученной в проекте постановления пошлины составляет примерно 30 долл., а цена на пшеницу выросла с декабря на 15–20 долл»., – пояснил «НГ» директор аналитического центра агрорынка «СовЭкон» Андрей Сизов. По его мнению, ограничительные меры ослабляют стимулы к росту производства. «Никакие пошлины не нужны, рынок сам способен отрегулировать ситуацию», – считает эксперт.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), мировой рынок уже к концу декабря через форвардные мартовские контракты отыграл около 18 долл. из примерно 30 долл вывозной пошлины на пшеницу. «Внешние рынки отреагировали на введение квоты на экспорт зерна и пошлины на пшеницу ростом цен, он составил приблизительно 13%, – сказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. По его словам, текущая цена российской пшеницы достигла 275 долл. за тонну, а внутренние цены после некоторого снижения на фоне информации о квоте и пошлине с нового года начали восстанавливаться вслед за мировыми ценами.
«Это действительно ужас: рыночные цены поднимаются на 5–10 долл. за тонну в неделю из-за предстоящего введения в России с 15 февраля экспортной пошлины (минимум 25 евро, то есть около 30 долл.), – сказал «НГ» гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. – Довольно быстро цена на российскую мукомольную пшеницу добралась до 278 долл. в наших глубоководных портах на Черном море. В продажи трейдеры закладывают пока лишние 30 долл. Пошлины поэтому совсем неконкурентные, а значит, экспорт может снизиться в сезоне 2020/21 года до 36, а то и 30 млн т вместо 40 млн. На текущий момент экспортировано 25 млн т пшеницы».
По словам эксперта, вопрос по увеличению размера пошлины с 25 до 50 евро будет решать подкомиссия Минэкономразвития в конце этой недели, и вероятность такого решения, по мнению Петриченко, очень высокая.
«Если пошлину поднимут до 50 евро – это означает закрытие экспорта пшеницы, тогда остановимся на 30 млн т, то есть лишние 10 млн т пшеницы останутся в России и будут давить на рынок, дальнейшее повышение производства зерна под вопросом», – говорит эксперт.
Ужас в том, по его мнению, что в тактическом и стратегическом плане пошлины – это явная ошибка. «В декабре 2020 года еще перед решением о пошлине все аналитики, и мы в том числе уверяли, что реакцией будет рост цен на мировом рынке, адекватный размеру пошлины. Таким образом, во-первых, в тактическом плане проблема внутренних цен не рассосется. Ведь экспортный вектор для российской пшеницы был, есть и будет определяющим по той простой причине, что мы лидеры мировой торговли этим товаром, – говорит Петриченко. – Во-вторых, это стратегическая ошибка, так как дальнейшее развитие инвестиций в зерновую индустрию России может оказаться под вопросом при таких резких, штормовых колебаниях в регулировании рынка».
Россия с 2014 года собирает урожаи зерна, которые превышают 100 млн т. В 2017 году был установлен рекорд в 135,5 млн т. В этом году, как прогнозирует Минсельхоз, сбор зерна превысит 131 млн т. Некоторые эксперты ставят под сомнение такие оптимистичные прогнозы, но все равно ждут не менее 120 млн т.
В Минсельхозе России «НГ» сообщили, что размер экспортной пошлины на пшеницу будет установлен правительством на основе изучения данных о динамике цен на зерно и потребностях внутреннего рынка.
Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила во вторник Минсельхозу отслеживать ситуацию с производством социально значимых продовольственных товаров. При этом она назвала оправданной задачу повышения несырьевого экспорта, в том числе за счет продовольствия.
Зампред правительства добавила, что рекордный урожай российского зерна пользуется повышенным спросом, а отечественные аграрии имели шанс получить хорошую выручку. «Но это же в том числе привело к тому, что наши животноводы, птицеводы закупили корма по повышенным ценам. Нужно думать о стране и держать баланс», – отметила она.
Эксперты «НГ» твердо уверены, что ограничительные меры вредны для отрасли, где в последние годы наблюдается рост производства, и обращают внимание, что другие инструменты влияния на ситуацию в РФ почему-то игнорируются.
«Исходя из прошлого опыта всяких ограничений и запретов можно сказать, что цены на внешних рынках начинают расти не только от введения ограничения, а даже от обещания введения. Внутренние цены могут быть ниже при ограничениях, но это не гарантирует, что они перестанут расти. Темпы внутренней цены на зерно при запрете вывоза в 2010 году росли даже большими темпами, чем на внешнем рынке», – сказала «НГ» директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда.
По словам эксперта, стимулы к экспорту растут также из-за падения курса рубля. «Часто при сохранении или даже падении цен в долларах на внешнем рынке есть стимул вывозить зерно. Когда накладывается падение курса и рост спроса на внешнем рынке, то стимулы вывоза нарастают», –поясняет Шагайда.
«Рынок зерна волатильный, резкие девальвации случаются, поэтому должны заранее определены условия, когда должны применяться те или иные механизмы снижения стимулов чрезмерного экспорта, чтобы участники рынка чувствовали уверенность. Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» предусматривает меры по регулированию рынка, в которых главными являются закупочные и товарные интервенции. За много лет не удалось добиться отработки механизма его работы, чтобы это не было обременительно для государства и обеспечивало доходы производителей, когда зерна много, и снижало расходы потребителей, когда оно дорогое. Это вызывает сожаление. Сейчас, когда нужны товарные интервенции для снижения цен для потребителей, фонд оказался пуст», - говорит она.
«Для российских производителей уровень цены в 200-220 долл. Является вполне комфортным при текущем курсе рубля, все что сверх этого уровня государство хочет каким-то образом перераспределить. Сообщения об удвоении пошлины на пшеницу могут означать тестирование для определения баланса между производителями, внутренними потребителями и экспортерами, – считает ведущий научный сотрудник ИПЭИ Денис Терновский. – В любом случае опыт как эмбарго на поставки в 2010 году, так и пошлины в 2015-2016 годах показывает, что такие меры в долгосрочном плане наносят гораздо более сильный ущерб отрасли, чем кажущиеся сиюминутные выгоды от таких решений. Они вносят неопределенность, снижают стимулы к производству, аграрии могут сократить посевы, уменьшить использование удобрений, сократить закупки техники».
комментарии(0)