Российские экспортеры окажутся в неравных условиях с конкурентами в случае принятия законопроекта Минэнерго о зеленых сертификатах, подтверждающих низкоуглеродное потребление электроэнергии. По данным «НГ», бизнес поднял этот вопрос на заседании подгруппы «Поддержка промышленного экспорта и выход на новые рынки» Госсовета 23 декабря. Озвучил проблему и предложил системные меры по ее решению директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов. Законопроект задумывался для того, чтобы помочь промышленность, но для нее может стать камнем преткновения и лишь источником дополнительных доходов для зеленой генерации.
Одной из главных угроз для экспорта является трансграничное углеродное регулирования: в ЕС прорабатываются сценарии введения углеродного налога на импорт. В материалах к заседанию подгруппы Госсовета (есть в «НГ») приводятся расчеты консалтинговой компании KPMG, согласно которым дополнительные издержки экспортеров могут составить к 2030 году включительно от 6 млрд до 50,6 млрд евро.
Компаниям необходимо подтвердить низкоуглеродное потребление электроэнергии. В российской практике можно сделать разными способами: физический метод основан на учете выбросов объектами генерации в конкретном регионе, рыночный - теми генерирующими объектами, от которых осуществляется поставка электроэнергии по прямым договорам или у которых приобретаются специальные сертификаты. Все эти методы доступны и подтверждены независимыми аудиторами.
Для сокращения неблагоприятных последствий отечественной промышленности жизненно необходима действенная поддержка со стороны государства, в том числе в части нормативного регулирования, позволяющего экспортерам без дополнительных издержек подтверждать факт своего низкоуглеродного потребления электроэнергии альтернативными методами. В частности, сохранить существующие способы подтверждения низкоуглеродного производства.
Предложенный Минэнерго законопроект вводит в оборот сертификаты, которые будут выдаваться по факту производства электроэнергии на низкоуглеродных генерирующих объектах. Компании, погасившие сертификат, смогут раскрывать информацию об использовании зеленой электроэнергии и применять понижающие коэффициенты при количественном определении косвенных выбросов парниковых газов. Экспортеры опасаются, что без погашения сертификатов будет недопустимо рассчитывать и подтверждать низкий углеродный след. Но в таком случае у отечественных производителей останется всего один способ подтверждения низкоуглеродного электропотребления, что ограничит их по отношению к зарубежным конкурентам.
Помимо этого, законопроект допускает возможность без ограничений продавать сертификаты на экспорт. В этой связи потенциальные предложения продавцов сертификатов на российском рынке могут быть покрыты за счет внешнего спроса, что ограничит доступность сертификатов для отечественных потребителей и приведет к дополнительному росту их затрат. Например, Вьетнам, Индия не имеют достаточных источников зеленой энергии и готовы скупить весь объем сертификатов, что является прямой угрозой конкурентоспособности отечественной промышленности.
Сделанные энергопотребителями расчеты показывают, что дополнительный рост расходов на электроэнергию в связи с введением зеленых сертификатов может составить до 5-10%. Оценка сделана с учетом цены на низкоуглеродные сертификаты в Европе, которая предварительно оценивается экспертами в размере до 20 коп./кВт-ч, и уровня тарифов для присоединенных на высоком уровне напряжения потребителей. Особенно значительный рост затрат ожидается для энергоемких промышленных предприятий, в первую очередь металлургической и химической промышленности: прирост себестоимости производства может составить до 3,2 тыс. руб./т для алюминия, до 0,6-0,8 тыс. руб./т для электролитной меди и электролитного никеля, до 0,1 тыс. руб./т для стали, до 2,2-2,4 тыс. руб./т в производстве аммиака методом электролиза и азота.
Обязанность покупать зеленые сертификаты станет очередным бременем для производителей в дополнение к другим планируемым мерам – продлением дальневосточной надбавки, введением оплаты сетевого резерва, дифференциацией тарифа ФСК. Как следствие, под угрозу будут поставлены планы восстановления экономики и наращивания экспорта. В выгоде останутся только производители электроэнергии, считают экспортеры: строительство объектов генерации уже оплачивается энергопотребителями по договорам поставки мощности (ДПМ), при этом энергетики смогут заработать еще и на зеленых сертификатах – по оценкам, генерация на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) дополнительно получит до 40 млрд руб. в год.
«Введение сертификатов фактически нацелено на безальтернативное вменение нового квазиналога, который будет взиматься исключительно в интересах отдельных субъектов энергетического рынка, повышая их доходность и «убивая» российский экспорт. Будут созданы дискриминационные условия ведения бизнеса для отечественных экспортеров по отношению к их иностранным конкурентам, что будет способствовать подрыву стабильности их экономического положения и в конечном итоге ограничат российский экспорт», – говорится в материалах к заседанию подгруппы Госсовета.
Экспортеры предлагают сохранить возможность подтверждения покупки низкоуглеродной электроэнергии иными, помимо сертификатов, способами. Кроме того, предлагается установить предельные квоты экспорта сертификатов в объеме, обеспечивающем преимущественное покрытие спроса на них со стороны российской промышленности – в виде применяемой для каждого поставщика предельной доли проданных на экспорт сертификатов в общем количестве полученных данным поставщиком сертификатов. Еще одной мерой могла бы стать возможность безвозмездного подтверждения российскими экспортерами низкоуглеродного потребления электроэнергии через распределение на них (пропорционально потреблению) сертификатов, выдаваемых в отношении электроэнергии, вырабатываемой государственными ГЭС, АЭС, ВИЭ, а также генерирующими объектами, поставляющими мощность по договорам ДПМ (не относящимся к ВИЭ). При этом минимальный объем распределяемых сертификатов должен соответствовать объемам, поставляемым по регулируемым договорам населению. Населению не нужна зеленая энергия, лучше отдать этот объем промышленности, считают экспортеры. В ближайшее время подгруппа Госсовета планирует направить предложения в правительство РФ: тема экспорта важна и требует координации между всеми органами власти.
Промышленники не в первый раз выражают опасения в связи с законопроектом о зеленых сертификатах. Ранее вопрос поднимался в РСПП, где в ходе обсуждения им удалось получить поддержку большинства чиновников и экспертов. «Рынок зеленых сертификатов может оказаться закрытым для реальной промышленности, – отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев. – Дважды пытаться заработать на одном и том же нелогично. Есть предложение безвозмездно распределять сертификаты, выпускаемые в отношении выработки генерации, построенной в рамках программ ДПМ, – то есть в отношении того, за что потребители уже заплатили. Либо на сумму проданных сертификатов сокращать поддержку с оптового рынка».
комментарии(0)