Поддержка населения - в приоритете, отмечает депутат Госдумы Сергей Катасонов. Фото из личного архива Сергея Катасонова
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей КАТАСОНОВ рассказал журналисту Роману КАШИРИНУ, какие наиболее важные законопроекты были приняты Госдумой в 2020 году, о ситуации в его «домашнем» регионе и как повлияют табачные акцизы на рынок в целом и борьбу с контрафактом в частности.
– Сергей Михайлович, какие ваши законопроекты или решения Думы вы бы отметили в этом году как принципиально важные?
– Пандемия коронавирусной инфекции внесла большие коррективы в работу депутатского корпуса: в весеннюю сессию мы экстренно рассматривали меры по поддержке граждан и бизнеса. Речь о налоговых послаблениях, отсрочке по уплате кредитов, моратории на банкротство, снижении страховых взносов, беспроцентных займах на выплату заработной платы и другом. Меры поддержки оперативно разработали и ввели в действие, например, для граждан были введены выплаты на детей до 16 лет. Эту проверку на способность к мобилизации правительство и Госдума прошли.
В весеннюю сессию в приоритете была работа по реализации новых норм Конституции. Это федеральный конституционный закон о правительстве РФ, изменения в законы о Конституционном суде, о прокуратуре РФ, Госсовете. Эту работу мы продолжим в следующем году.
Конечно, главный документ страны – закон о бюджете на 2021 год и плановый период до 2023 года.
Для меня был значимым законопроект о повышении ставки НДФЛ до 15% для людей с доходом выше 5 миллионов рублей в год. Я всегда выступал за прогрессивную шкалу налогообложения, которая введена в большинстве стран. Люди принимают участие в формировании бюджета страны соответственно своим доходам. Поэтому, когда президент России внес законопроект о повышении ставки НДФЛ, я воспринял это как первый шаг на пути к прогрессивной шкале. Думаю, через пару лет мы полностью перейдем на градацию НДФЛ по доходам.
Много рассмотрено законопроектов социальной направленности. Например, продление «дачной амнистии», актуальный закон об удаленной работе, расширение программы маткапитала, выплаты на детей от трех до семи лет и другие.
– Как вы оцениваете бюджет, принятый в уходящем году: достаточно ли он заточен на решение тех масштабных социально-экономических проблем, с которыми столкнулась Россия в 2020 году?
– Я считаю, что бюджет соответствует тем реалиям, в которых мы оказались, сформировать его по-другому вряд ли возможно. Несмотря на падение доходной части, у нас расходы увеличились по сравнению с прошлым годом. То есть государство будет нести финансовую ответственность по всем направлениям, и возникшие из-за пандемии проблемы в экономике не будут помехой.
Бюджет принят с дефицитом в 2,7 триллиона рублей. Его планируется покрывать за счет разных инструментов. Часть нагрузки придется на Фонд национального благосостояния (ФНБ), другая часть проблемы будет решаться за счет повышения налогов на отдельные отрасли (добыча нефти, руды, черных и цветных металлов, табачная отрасль) и третья часть – это заемные средства, которые кабмин намерен привлечь за счет увеличения госдолга.
Конечно, хотелось бы видеть заложенную основу для развития экономики: для создания предприятий, увеличения рабочих мест, расширения налоговой базы. Например, ФНБ. Частично средства ФНБ тратятся. Но большая часть консервативно «лежит под подушкой». Если бы они были запущены в экономику, то это дало бы возможность новым производствам, которые были бы созданы благодаря этим средствам, поддержать нашу экономику и наших граждан. Фракция ЛДПР выступает за то, чтобы вовлекать эти резервные средства в оборот более активно. Но пока правительство осторожно пытается выправить экономическую ситуацию в стране.
В целом же, подчеркну, поддержка населения остается в приоритете, все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме.
– Как обстоят дела в вашем домашнем регионе – Оренбургской области? Удалось ли вам помочь родному региону в решении насущных проблем?
– В Оренбургской области принят бюджет с дефицитом в 10 миллиардов рублей. Это основная проблема региона: уменьшение доходной части, в том числе из-за пострадавших в коронакризис предприятий. Частично удалось решить эту проблему за счет направления федеральных средств в регион. Плюс с фракцией ЛДПР в Законодательном собрании области мы разрабатываем законопроекты, направленные на поддержку и бизнеса, и населения. Ситуацию держим на контроле.
В мою приемную в 2020 года поступило более 250 обращений. В основном это вопросы по переселению из ветхого и аварийного жилья или связанные с получением жилья для детей-сирот. Много обращений по оказанию материальной помощи, потому что люди оказались в трудной жизненной ситуации.
К сожалению, до сих пор возникают ситуации, когда ребенку жизненно необходимо дорогостоящее лекарство, а его нет в списке бесплатных. И через врачебные комиссии и суды приходится доказывать такие факты.
Много вопросов у граждан по-прежнему связано с работой различных ведомств: они обращаются по компетенции в госорган, а проблема не решается. Однако после депутатского запроса или обращения ситуация меняется, и необходимая помощь или услуга оказывается.
Кроме того, более 15 лет в Оренбурге работает Центр социальных программ, который я организовал. Помощь там оказывается разным категориям населения: детям из многодетных семей, трудным подросткам, семьям, оказавшимся в сложной ситуации, пенсионерам.
– Осенью Госдума по предложению правительства утвердила 20-процентное повышение ставки акциза на табачную продукцию. Как вы сейчас оцениваете это решение, ведь вы выступали по этой проблеме?
– А табачная отрасль важна для бюджета. Если посчитать не только акцизы и НДС, но и, например, налоги табачных предприятий на прибыль, на землю, местные налоги, НДФЛ и страховые взносы, то получается, что табачная отрасль ежегодно приносит в бюджет около 700 миллиардов рублей.
Лично я высказывался против резкого повышения акцизов на табак. Налогообложение отрасли и так достаточно велико, и дальнейшее повышение нагрузки приведет к еще большему росту цен на сигареты. Что в условиях многолетнего падения реальных располагаемых доходов населения, а сейчас и пандемии ведет к повышению спроса на дешевую нелегальную продукцию, с которой не платят никаких акцизов и налогов. Организованный теневой бизнес давно наладил поставки такой продукции в Россию.
Средняя цена легальных сигарет в России составляет примерно 120 рублей. Но на российском рынке много немаркированных сигарет и папирос по 50–70 рублей за пачку, в основном из соседних стран ЕАЭС. Легальным производителям сложно конкурировать с нелегалами, которые не платят налоги.
Полагаю, что табачные акцизы должны индексироваться на уровень инфляции – примерно на 4%, а не на 20%. Рассчитываю, что в следующем году так и произойдет. В этом случае не будет риска резкого роста доли нелегальной продукции и потери доходов федерального бюджета от акцизов.
– В 2019 году вы выступили с инициативой введения в России минимальной цены на сигареты как важного инструмента в борьбе с нелегальной торговлей. В какой стадии работа над законопроектом?
– В ноябре 2019 года мы с группой коллег-депутатов подготовили и внесли законопроект о введении в нашей стране единой минимальной цены на табачную продукцию, ниже которой невозможно будет установить цену на сигареты и продавать их в рознице. На заседании Госдумы 22 декабря проект закона был окончательно принят. После одобрения Советом Федерации и подписания закона президентом новая мера позволит серьезно повлиять на проблему оборота нелегальной табачной продукции. Согласно закону, с 1 апреля 2021 года вводится минимальная розничная цена для пачки сигарет на территории всей страны.
Ценовой барьер в виде разумной минимальной цены призван отнять у нелегальных сигарет их основное преимущество – низкую стоимость. Мера предоставит однозначный индикатор для выявления нелегального табака как правоохранителям, так и потребителям. Появится и инструмент для единой методики оценки ущерба и вынесения соответствующего наказания тем, кто распространяет, хранит и перевозит нелегальную продукцию.
– По данным последнего исследования агентства Nielsen, доля нелегальных сигарет в России снизилась, составив в третьм квартале 2020 года всего 7%. При этом все хорошо у белорусских поставщиков теневого рынка – их доля сейчас достигла 54%. Как бороться с этим?
– Снижение доли нелегальных сигарет связано и с повышением активности правоохранительных и других контрольных органов, и с ограничениями в сфере международных перевозок и передвижения граждан в связи с пандемией COVID-19, а также с запуском системы цифровой маркировки с 1 июля 2020 года, обеспечивающим полную прослеживаемость легальной продукции.
Но говорить об устойчивости тренда на снижение доли нелегального табака в России преждевременно. С 2021 года ставки акциза на табачную продукцию в России увеличатся на 20%, из-за чего ценовой разрыв между легальной продукцией и продукцией, поступающей к нам из стран – соседей по ЕАЭС, кратно увеличится.
Депутаты Государственной думы ведут активную работу в этом направлении. Недавно принят закон, устанавливающий для частных лиц нормы перемещения немаркированной табачной продукции для личного пользования. Без этой нормы в Россию попадали крупные партии немаркированной табачной продукции, которую правонарушители представляли как товар для личного потребления, а на самом деле незаконно продавали.
Также группой депутатов уже внесен законопроект о поправках в КоАП РФ, значительно повышающих размеры штрафов за оборот нелегальной табачной продукции. Поправки предусматривают и обязательную конфискацию и уничтожение контрафактного и контрабандного табака, а также вводят ответственность за несоблюдение норм ввоза немаркированной табачной продукции.
– В этом году было много дискуссий о регулировании оборота никотиносодержащей продукции – вейпов и систем нагревания табака. По вашему мнению, эта сфера достаточно отрегулирована?
– Закон ограничивает доступ несовершеннолетних к никотиносодержащей продукции (НСП), вводя запрет на распространение различных суррогатов, в основном в виде пищевой продукции (конфеты, пастилки, напитки, жевательная резинка с никотином и т.п.). Также вводится четкий понятийный аппарат по всем видам никотиносодержащей продукции.
Спустя неполные полгода можно с уверенностью сказать, что регулирование рынка НСП требует особого подхода, а не шаблонного копирования норм антитабачного законодательства. Иначе не избежать роста нелегального оборота, снижения поступлений в госбюджет, насыщения рынка контрафактом.
Сегодня недобросовестные участники рынка в обход установленных норм продолжают производство и импорт небезопасных никотиновых пэков на российский рынок, в том числе через онлайн-каналы, с доставкой на дом даже несовершеннолетним. При этом легальные производители вынуждены отказаться от продажи данной категории НСП. Запрет на продажу жидкостей вэйпинговых систем крепостью выше 20 мг, вступающий в силу в начале 2021 года, также ставит вне закона целую категорию товаров.
Ситуация требует установки технических норм и стандартов безопасности к такой продукции в Техрегламенте ЕАЭС. Процесс уже запущен. Вступление документа в силу запланировано на начало 2023 года.
Еще одна важная проблема – приравнивание потребления НСП к табакокурению, особенно в части запрета потребления такой продукции вне курилок. Это означает, что потребители НСП будут вынуждены находиться в зонах для курения, вдыхая сигаретный дым. Чтобы учесть риск для здоровья, нужно рассмотреть возможность организации раздельных мест для потребления сигарет и НСП.
комментарии(0)