Первый зампред Центробанка Сергей Швецов надеется, что перестройка пенсионной системы завершится в ближайшие три года. Фото фонда «Росконгресс»
Накопительную пенсионную систему как таковую никто демонтировать не собирается, сообщили «НГ» в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) после заявлений, сделанных представителем Центробанка. Речь идет о преобразовании государственной системы обязательных пенсионных накоплений в новую систему добровольных пенсионных накоплений. Ее параметры пока определяются, свои инициативы в органы госвласти направила и НАПФ, ожидая, что их активное обсуждение начнется в январе 2021-го. Будет ли это тот самый гарантированный пенсионный план (ГПП), судьба которого стала слишком запутанной? Или в очередной раз какой-то новый вариант преобразований? Четкого ответа нет. Ведомства сохраняют интригу.
Неоднозначную реакцию вызвали заявления первого зампреда Центробанка (ЦБ) Сергея Швецова о возможном «демонтаже» института накопительных пенсий. По пересказу информагентств создавалось впечатление, что речь идет чуть ли не о полной ликвидации всей накопительной пенсионной системы. Тем более что Швецов рассказал об альтернативных для пенсионной системы финансовых инструментах – инвестиционных счетах.
«Сейчас нет дискуссии относительно разморозки накопительной части пенсии. Президент подписал очередные три года, я думаю, что за эти три года институт будет демонтирован в регулировании, в законодательстве. Институт – я имею в виду перечисление бюджетом средств на накопительные счета граждан», – сказал Швецов в ходе годовой итоговой встречи регулятора и участников финансового рынка. По его словам, оставшиеся средства на этих счетах сохранятся, но новые деньги на них уже не поступят.
Напомним, в начале декабря президент Владимир Путин подписал закон о продлении моратория на перечисление взносов в накопительную часть пенсии, или так называемой заморозке обязательной накопительной пенсии, до конца 2023 года. Судя по финансово-экономическому обоснованию, это позволит сохранить в федеральном бюджете 669,3 млрд руб. Мораторий действует с 2014 года. Как ранее писала «НГ», в целом с 2014 по 2023 год экономия бюджета благодаря мораторию достигнет почти 5 трлн руб. (см. номер от 11.10.20).
Ранее в Минфине поясняли, что по накопительному компоненту обязательного пенсионного страхования заложена идея не «замораживания» пенсионных накоплений, а перераспределения части тарифа страховых взносов в размере 6% в бюджет Пенсионного фонда: эта часть тарифа вместо накопительной пенсии направляется на финансирование страховой пенсии.
Тут стоит напомнить, что Федерация независимых профсоюзов России ранее уже предлагала исключить накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования. На что глава Минфина Антон Силуанов тогда отвечал, что сначала нужно создать более совершенную добровольную систему пенсионных накоплений и только после этого рассматривать такие кардинальные преобразования (см. «НГ» от 04.10.20).
Швецов, выступая на встрече, также сообщил, что отчасти с таким «демонтажом» связано появление проекта ИИС-3 (ИИС – индивидуальные инвестиционные счета. – «НГ») «как некой альтернативы накопления на длительный срок, которая имеет достаточно серьезные налоговые стимулы». Как напоминает ТАСС, в октябре Банк России предложил создать новый тип индивидуальных инвестиционных счетов, который будет рассчитан на инвестиции на срок от 10 лет, при этом сумма на счете ограничиваться не будет. После таких заявлений представителя ЦБ создавалось впечатление, что финансовые власти как будто готовят полную замену накопительной пенсионный системы на альтернативные финансовые инструменты.
Населению предлагают поискать на фондовом рынке средства для обеспечения достойной старости. Фото Pixabay |
«Речь идет о преобразовании государственной системы обязательного пенсионного страхования в новую систему добровольных пенсионных накоплений граждан, – сказал президент НАПФ Константин Угрюмов. – Как именно будет выглядеть эта новая система, кто и на каких условиях будет ее операторами, какова будет роль государства, какие будут включены механизмы мотивации граждан – это сейчас активно обсуждается с бизнесом на различных уровнях: в Госдуме, в правительстве, в Банке России». «Мы в данном контексте уже направили в органы госвласти ряд инициатив. Ожидаем, что их активное обсуждение начнется уже в январе», – уточнил он.
Это и будет в итоге многострадальный проект гарантированного пенсионного плана (ГПП)? Или что-то другое? Ясности не появилось. Напомним, что прежде чем объявить стране об идее внедрить гарантированный пенсионный план, сначала финансовые власти анонсировали работу над добровольно-принудительным индивидуальным пенсионным капиталом; основные споры разворачивались вокруг того, как именно подключать к этой схеме граждан. Затем проект трансформировался в «гарантированный пенсионный продукт», и его главной особенностью стала добровольность участия. После чего название уточнили, заменив слово «продукт» на «план». На этом стройная история обрывается. «Пока законопроекты по ГПП не представлены к публичному обсуждению, мы данный вопрос не комментируем», – ответил «НГ» Угрюмов на просьбу рассказать о судьбе ГПП. Ожидалось, что законопроект о ГПП будет внесен в Госдуму уже осенью этого года. В начале декабря в пресс-службе Минфина сообщили «НГ»: «Минфин работает над законопроектом вместе с Центральным банком, Минтрудом и заинтересованными ведомствами. Работа над законопроектом будет продолжена и в следующем году».
«Что касается ГПП, это тоже один из вариантов реформирования механизма накопительной пенсии, но ключевая проблема для внедрения ГПП – доверие граждан, – считает доцент департамента Финансового университета при правительстве Лазарь Бадалов. – В условиях, когда накопительная пенсия была заморожена, предложить гражданам делать новые накопления бессмысленно. Скорее всего поэтому возникла идея с внедрением механизма ИИС-3». «Сложно работать на долгосрочную перспективу, если правительство выпускает новые инициативы относительно формирования пенсий каждые несколько лет, – сказал независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. – Есть еще один момент – зарплаты граждан не соответствуют минимально необходимым для баланса доходов и расходов Пенсионного фонда». «ГПП как проект также не может закрыть проблемы формирования пенсий примерно для 85% населения», – полагает Звенигородский.
Чехарда с базовыми принципами пенсионного обеспечения ни у кого не может вызвать понимания, продолжил руководитель департамента Финансового университета Константин Ордов. «В конце 2023-го мы отметим «потерянное десятилетие» для пенсионной системы России», – считает он. По словам эксперта, накопительная пенсионная система особенно востребована частью россиян с доходами выше медианного, причем не только востребована: для них она, похоже, безальтернативна. А вот лоббирование «рискованного инструмента индивидуального инвестиционного счета» со стороны мегарегулятора эксперта удивило. «Вложения в высоко волатильный и спекулятивный фондовый рынок явно не отвечают принципам финансовой стабильности, – считает Ордов. – Может быть, это попытка заменить банковский сектор и переложить функцию трансформации сбережений в инвестиции на финансовых спекулянтов? Но тогда вряд ли это будет дешево».
комментарии(0)