По мнению главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, новые американские ограничения ставят под угрозу программу МКС. Фото Reuters
Министерство торговли США обнародовало список из 45 российских и 58 китайских предприятий и ведомств, на которые будут наложены специальные экспортные ограничения. Эти организации не смогут приобретать продукцию и технологии без получения спецлицензии у ее производителя. Экспортные ограничения, таким образом, вводятся для компаний, которые поставляют продукцию вооруженным силам обеих стран. Власти РФ новость восприняли с формальным оптимизмом, полагая, что это не помешает производству и новым планам. Но пострадать от этих запретов может гражданский авиапром, особенно проект пассажирского самолета MC-21, считают эксперты.
Минторг США сообщил, что опубликован перечень компаний, «конечным потребителем продукции которых являются военные». В дальнейшем он будет расширен и дополнен. Эта акция устанавливает новый процесс «оказания помощи экспортерам в проверке своих клиентов на предмет конечных пользователей военного назначения», заявил министр торговли США Уилбур Росс. Новый список «информирует экспортеров, реэкспортеров и лиц, передающих товар, о том, что для экспорта, реэкспорта или передачи (внутри страны) определенных товаров перечисленным организациям потребуется лицензия». «Правительство США определило, что эти объекты представляют собой неприемлемый риск использования или перенаправления для «конечного использования в военных целях» или «конечных пользователей в военных целях», – следует из заявления министерства.
В список вошли «Рособоронэкспорт», «Оборонпром», «Ростех», «Гражданские самолеты Сухого», «Иркут», «МиГ», «Туполев», РКЦ «Прогресс», одно из старейших судостроительных предприятий «Адмиралтейские верфи», Комсомольский-на-Амуре авиазавод имени Гагарина и др. При этом фактически в списке значится 41 российская организация, потому что некоторые названия в списке дублируются. Авиастроительный «Иркут» упомянут в перечне три раза, Объединенная авиастроительная корпорация и Казанский вертолетный завод – по два раза.
Примечательно, что в список попали и некоторые российские ведомства. Под экспортными ограничениями теперь Служба внешней разведки, Минобороны РФ, Управление делами президента, а также «Специальная летная часть России» управделами президента.
Чиновники и представители компаний, включенных в списки, на новости отреагировали сдержанно. «Мы привыкли к этому (к санкциям. – «НГ»), даже не замечаем», – прокомментировал ситуацию во вторник вице-премьер Юрий Борисов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал новые санкции пинком, отдаляющим государства от нормализации отношений.
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин считает происходящее «дополнительными антироссийскими санкционными мерами, направленными в том числе против российской ракетно-космической промышленности». Такую мысль он выразил в письме на имя главы NASA Джима Брайденстайна. Сообщается, что письмо датировано 1 декабря, однако обнародовано оно было только во вторник.
По мнению Рогозина, возможное применение санкций со стороны США в отношении указанных российских предприятий ставит под угрозу дальнейшую реализацию программы Международной космической станции (МКС).
В беседе с российскими СМИ он исключил, что включенные в список компании Роскосмоса являются «конечными военными пользователями». Так, включенный в список ЦНИИмаш – головной отраслевой научный институт, в состав которого входит Центр управления полетами МКС, где находится группа специалистов NASA, отметил глава Роскосмоса.
Некоторые компании, включенные в этот список, считают, что это никак не скажется на их деятельности. «В случае использования американских технологий требуется согласие властей США, но на «ВСМПО-Ависма» в производстве титана применяются только российские технологии и преимущественно это собственные разработки, поэтому нет необходимости что-либо согласовывать. Таким образом, ограничения не повлияют на производственный процесс», – сообщили в компании «ВСМПО-Ависма».
Новые экспортные ограничения США направлены в том числе и против отечественного самолета МС-21. Фото Reuters |
Там же отметили, что на предприятиях корпорации «идет плановая работа по развитию гражданских продуктов с использованием отечественных систем нового поколения». Речь, в частности, идет о работе над созданием SSJ-NEW, самолета МС-21 с двигателями ПД-14, регионального Ил-114–300, полностью состоящего из российских комплектующих.
Ранее эксперты предполагали, что новые ограничения могут ударить по проекту создания пассажирского самолета МС-21, который разрабатывается корпорацией «Иркут», также внесенной в список. Кроме того, «Иркут» совместно с китайской компанией занимался разработкой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) нового поколения CR929.
Считается, что МС-21 может стать конкурентом самых успешных самолетов американского Boeing и европейского Airbus. Он создается с середины нулевых годов. В мае 2017-го он совершил свой первый полет с иностранными крыльями и импортными двигателями. В январе 2019 года из-за санкций США в отношении ОАК и «Ростеха» (а «Иркут» входит в этот холдинг) американская компания Hexcel и японская Toray Industries прекратили поставки композитных материалов для крыльев МС-21. Тогда глава «Ростеха» Сергей Чемезов признал, что сроки серийного производства лайнеров будут сдвинуты на год. Однако уже в начале ноября 2020 года «Ростех» сообщал о том, что самолет уже с российскими двигателями ПД-14 переведен из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение Иркутского авиационного завода. Ожидается, что до конца 2020 года самолет взлетит уже с новыми двигателями (см. «НГ» от 25.11.20). В Счетной палате ранее отмечали, что на разработку МС-21 до 2025 года будет направлено 437,4 млрд руб. из бюджета, из которых 158 млрд руб. уже освоено (см. «НГ» от 29.11.20).
Основной удар списка пришелся как раз таки на гражданскую авиацию, считают эксперты. «Не секрет, что в пассажирском самолете Superjet и в разрабатываемом МС-21 имеются западные комплектующие, включая американские. Одна из версий МС-21 предполагает установку американского двигателя. Американцы в любой момент могут перекрыть поставку этих двигателей, и экспортные перспективы этого самолета резко ухудшатся», – замечал эксперт Российского совета по международным делам, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. При этом у РФ мало шансов для «адекватного ответа». Если мы будем отвечать и полностью перекрывать те немногие программы, которые есть, например в области космоса, то это окажется ударом по своим компаниям, считает эксперт.
Выбор санкционных компаний не случаен: многие компании связаны с авиационной промышленностью, подтверждает президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. «На текущий момент Россия и Китай разрабатывают проект широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который может потеснить Airbus и Boeing», – отмечает он.
«Ранее нам запретили импорт отдельных компонентов для МС-21, наши предприятия уже проделали большую работу, в частности по импортозамещению технологий производства двигателей», – говорит Манкевич, подчеркивая, что для подтверждения эффективности отечественного двигателя потребуется время.
Весьма вероятно, что в дальнейшем санкционные ограничения распространятся и на экспорт уже готовых МС-21 и ШФДМС. «Наши ключевые рынки сбыта здесь – это страны Азии, Африки и Латинской Америки. Нужно уже сейчас готовиться к долгой и напряженной борьбе на этих рынках», – уверен Манкевич.
Что же касается производства в России продукции военного назначения, то комплектующие американского происхождения в ней отсутствуют, поэтому о потерях говорить не приходится, комментирует исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Он также отмечает, что и применительно к гражданской продукции включение ряда российских компаний в этот список не указывает на невозможность продолжения поставок в их адрес. «Вне зависимости от масштаба экономических последствий нынешних ограничений последовательное расширение санкций против России требует принятия ответных мер в виде ускорения импортозамещения в гражданской сфере. Американские поставщики не могут считаться надежными, потому что в любой момент, даже против их воли, экспортные лицензии могут быть отозваны», – говорит эксперт.
На долю оборудования приходится 44% от всего американского импорта в Россию, напоминает доцент РЭУ им. Плеханова Лада Прогунова. По ее словам, в группу риска теперь попадет значительная доля американо-российской торговли. Негативным сигналом является и предупреждение Минторга о том, что нынешний список – это лишь первый шаг. Прогунова считает, что новые экспортные ограничения США нанесут урон и российским, и американским компаниям, которые будут лишены возможности нормально вести бизнес в инновационных сферах авиации, точном машино- и приборостроении, металлургии и других отраслях.
США стремятся сдержать рост российского военного потенциала, в том числе за счет ограничения возможностей для экспорта вооружений и для закупки современных технологий для ОПК, считает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Он напоминает, что Штаты неоднократно объявляли РФ главной угрозой для США – отсюда последовательный курс на сдерживание России. «Новых санкций можно было ожидать, так как неоднократно указывалось самими представителями власти США, что давление на Россию продолжится. И мотивы также вполне прозрачны – не дать возможности конкурентам (КНР и России) создавать продукцию, которая будет востребована на рынке», - добавляет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
По мнению главного аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, новые ограничения не приведут к большим последствиям в экономике. «Большинство организаций, в отношении которых вводятся экспортные ограничения, уже находятся под санкциями более 5 лет, то есть они уже де-факто ограничены в части экспорта и импорта технологий и техники», - отмечает он.
Шеф-аналитик ТелеТтрейд Петр Пушкарев считает, что список «военных конечных пользователей» не будет догмой. «На практике, американские компании «в виде исключения» смогут продолжать поставки в тех случаях, когда Министерство торговли предоставит им в национальных интересах соответствующие лицензии», - убеждает он.
комментарии(0)