Фото Reuters
Продолжение работы всех магазинов во время рекордного роста заболеваемости в России представители ретейла объясняют низким уровнем заболеваемости своего персонала. В среднем по стране официальное число заразившихся приближается к 2% населения, а в торговле зараженными оказались около 1% работающих. Но, несмотря на продолжение работы, оборот торговли не дотянет до прошлогоднего уровня более 3% оборота. Поток покупателей в магазинах в декабре в Москве снизился на 29%, а в Санкт-Петербурге – почти на 36%, утверждают представители торговых сетей.
Реальные расходы россиян с учетом инфляции сократились за год на 5,3%, сообщил в понедельник председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков.
Тенденцию сокращения доходов населения он назвал «устойчивым и некраткосрочным» трендом, для исправления которого нужно вмешательство правительства.
Продовольственные ретейлеры демпфировали резкое повышение закупочных цен в ноябре, утверждают участники АКОРТ, среди которых крупнейшие торговые сети, включая X5 Retail Group, «Магнит», «Ленту» и др. В результате «потребители не ощущали на себе резких колебаний, а все изменения цен были плавными», считают представители сетей.
По данным ассоциации, повышение цен на подсолнечное масло, заявленное поставщиками в ноябре, составило 30%, в то время как потребительские цены выросли на 6,2% (данные на 30 ноября к октябрю). Цены поставщиков на сахар-песок выросли на 10%, а цены на полках магазинов – на 6,7%.
Как известно, с середины декабря производители и торговля при участии правительства подписали соглашения о сдерживании цен на подсолнечное масло и сахар-песок в связи со значительным подорожанием этой продукции. Цены на сахар-песок, зафиксированные в соглашениях, составили в опте 36 руб. за килограмм (46 руб. в рознице). Цены на подсолнечное масло – 95 руб. за литр (110 руб. в рознице). Срок действия соглашений – до конца первого квартала 2021 года.
Источник: Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) |
«Это худшее из всех возможных решений, попытка административными методами сдержать рост цен», – считает Беляков. При этом он признает, «что не отреагировать было невозможно». Представители сетей говорят, что «крайне важно не допустить экспансии этого подхода на другие группы товаров и не расширять период действия этих мер, возвращаясь к рыночному ценообразованию».
«Поверьте, мы гораздо быстрее, а главное – с меньшими издержками и для покупателя, и для поставщиков способны отреагировать и быть регуляторами цен по всем участникам цепочки, чем меры административного воздействия», – заявил Беляков.
Критически относятся к регулированию цен и производители товаров. Учитывая долю расходов граждан на сахар и на подсолнечное масло, административное вмешательство правительства позволит экономить в среднем около 35 руб. в месяц, подсчитал вице-президент «Зернового союза» Александр Корбут. Но эта экономия не решает общую проблему нехватки денег у населения на продовольствие, о которой говорил президент РФ, считает Корбут.
Административное регулирование правительства напоминает ситуацию абсурда, считает эксперт. Производство масленичных культур в России, по его словам, является рентабельным. При этом около 60% подсолнечного масла Россия отправляет на экспорт. Тем не менее власти используют субсидии для производства сои и рапса. И теперь в правительстве обсуждается введение бюджетных субсидий за производство подсолнечника. Теперь осталось только ввести субсидии на производство зерна, рассуждает Корбут.
Политика сдерживания цен может негативно сказаться на производителях, соглашается Беляков. «Мы отказываем нашим партнерам-поставщикам в приемке тех цен, в структуре которых содержатся все издержки, которые они несут, плюс минимальный размер доходов, который обеспечивает развитие бизнеса», – говорит глава АКОРТ. «Мы медленно, но уверенно убиваем производителя, переработчика, нашего поставщика. Наверное, это не то, что нам нужно», – предполагает Беляков.
Для покупателя ценовое регулирование тоже может привести к нежелательным последствиям. «Мы видим заполнение полки более дешевыми, недорогими продуктами, а дешевые – не всегда качественные. Но доля более качественных продуктов была бы выше, чем меньше нагрузки мы бы испытывали в части ценовой политики, чем больше возможностей было бы у покупателей купить более дорогую продукцию. Пока таких возможностей нет», – признает глава АКОРТ.
комментарии(0)