Фото агентства городских новостей "Москва"
Депутаты Госдумы предложили реформировать букмекерскую отрасль – создать публично-правовую компанию «Единый регулятор азартных игр», которая будет следить за всеми ставками и распоряжаться отчислениями бизнеса на развитие спорта. Критики уверены, что за инициативой стоят интересы бенефициаров, желающих установить контроль над денежными потоками в отрасли и получать от этого выгоду, а сам спорт от этих предложений только проиграет. Альтернативой могла бы стать передача функций оператора платежей в системообразующий банк: это усилит контроль государства за букмекерами через Центробанк и обеспечит прозрачность расчетов для всех интересантов.
Букмекеров обязали делать целевые отчисления в пользу спортивных объединений в 2017 году. Организаторы приема ставок должны ежеквартально направлять на эти цели не менее 5% доходов. Минимальная сумма составляет 15 млн руб. Полученные средства федерации и лиги направляют на развитие детско-юношеского и профессионального спорта.
Объемы отчислений растут вместе с букмекерским рынком, который увеличивается на 30–40% в год. В 2017 году взносы на развитие спорта составили 421 млн руб., в 2018 году – уже 807,8 млн руб., а в 2019-м – более 1,2 млрд руб. В сложном 2020 году темпы роста рынка снизились, но прогнозный объем отчислений все равно превысит 2 млрд руб. Не стоит забывать и про спонсорские контракты букмекерских контор, средства от которых тоже идут в спортивные клубы и лиги: за 2019 год их объем составил 6 млрд руб.
Рост финансовой поддержки спорта со стороны букмекеров контрастирует с сокращением бюджетных расходов. В этом году из федеральной казны будет направлено 74 млрд руб. на физическую культуру и спорт. А в следующую бюджетную трехлетку расходы планируется урезать до 65 млрд руб. в 2021 году, 64 млрд руб. в 2022 году и 54 млрд руб. в 2023 году.
Сокращая объемы госфинансирования, правительство рассчитывает восполнить его за счет букмекеров. Минфин предлагает механически увеличить отчисления со ставок в два раза – с 5 до 10% при минимальном размере 30 млн руб. за квартал. С учетом количества букмекерских лицензий (33) минимальный объем сборов вырастет до 3,96 млрд руб. – это почти в два раза больше, чем в нынешнем году. И это только нижняя планка: если рынок будет расти нынешними темпами, размер сборов – фактически без обоснования – может увеличиться до 5–6 млрд руб.
Депутаты Госдумы предложили и уже одобрили в первом чтении альтернативный законодательный механизм – снизить уровень целевых отчислений до 1%, но изменить базу расчета.
Сейчас на рынке действуют две саморегулируемые организации (СРО) букмекерских контор, каждая из которых контролирует прием ставок через отдельные центры учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС) – «Мобильную карту» и «Киви Банк». Система отлажена, есть конкуренция за более выгодные условия, контроль со стороны государства.
В принятом депутатами законопроекте предлагается от нее отказаться и передать контроль от действующих СРО в новую публично-правовую компанию «Единый регулятор азартных игр», которая будет отслеживать все ставки. А при ней создать единый центр учета перевода ставок. Точнее, назначить этим единым центром некую компанию – кредитную организацию, критерии которой в документе никак не сформулированы. Но именно она будет удерживать целевые отчисления от букмекерского бизнеса. А направляться федерациям и лигам эти сборы будут через единый регулятор.
«Нынешняя система регулирования букмекерского бизнеса вполне адекватна: регуляторные функции выполняет Минфин, фискальные – ФНС. Зачем нужно что-то еще? – недоумевает депутат Госдумы Михаил Емельянов. – Меня никто не убедит, что новая якобы государственная организация будет более эффективной. За ее созданием стоят какие-то бенефициары – люди, которые будут получать с этого деньги, а на спорт будут уходить копейки. В букмекерской отрасли кто-то пытается создать свой «свечной заводик», при этом никакой выгоды ни для спорта, ни для прозрачности бизнеса не прослеживается».
Согласно законопроекту, распоряжаться отчислениями букмекерского бизнеса – миллиардами рублей в год – фактически сможет кто угодно, любая частная контора. Но такой подход явно непрозрачен. Оператором платежей должна быть надежная и проверенная структура, а ее выбор должен быть понятен и обоснован. Разумнее передать контроль ставок, например, системообразующему банку. Таким статусом Центробанк наделил 12 кредитных организаций: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ЮниКредит Банк, Совкомбанк, Альфа-Банк, Московский кредитный банк, «Открытие», Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, Россельхозбанк.
«Никто в этой новой схеме не собирается все собранные средства направлять на физкультуру и спорт, а будут заниматься бизнесом. Букмекерские конторы принесут деньги, а куда они потом пропадут – достаточно посмотреть историю многочисленных таких фондов, которые и раньше создавались с благими намерениями. Это должна быть на 100% государственная структура, например Олимпийский комитет. Если это будет банк – нужен жесткий контроль, чтобы он с таким же аппетитом не проглотил эти деньги», – поделился мнением депутат Госдумы Олег Нилов. «Лучше сохранить нынешнюю систему, но, если выбирать между тем, что предлагается, лучше бы эти функции взял на себя системообразующий банк», – считает Михаил Емельянов.
комментарии(0)