С начала 2021 года российская древесина получит электронные метки. Фото с сайта www.vl.ru
Нелегальный вывоз дальневосточного леса из РФ в Европу в центре внимания британских СМИ. Российские же чиновники готовятся исполнить указание президента о запрете экспорта необработанной древесины. Между тем в РФ дефицит древесины для мебельщиков, утверждают в Минпромторге. Федеральные власти хотят наладить тотальный контроль с помощью электронных меток на каждом дереве. В Европе призывают закрыть рынки для «подозрительной» древесины из РФ.
С сентября 2020-го в РФ возникла проблема с сырьем для мебельных производств, сообщила в четверг директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга Вера Хмырова на обсуждении перспектив лесоперерабатки в Совфеде.
Оказалось, что мебельные компании испытывают дефицит ДСП и связано это со взрывным ростом спроса на мебельную продукцию, которого никто не ожидал, полагает она. Хмырова сообщила также, что в настоящее время объем производства ДСП составляет около 7 млн куб. м, из них около 1,6 млн уходит на экспорт.
Британская газета Guardian пишет, что магазины для ремонта и обустройства дома в Европе продают древесину, незаконно вывезенную из Хабаровского края через Санкт-Петербург. Она цитирует доклад экологической группы Earthsight, согласно которому более 100 тыс. т подозрительной древесины было ввезено в Германию, Францию и другие страны ЕС. В докладе со ссылкой на свежие спутниковые снимки утверждается, что только одна компания вырубила и разрушила девственный лес, площадь которого сопоставима с Лондоном. По оценкам Earthsight, выручка от вырубки таежного леса составила 870 млн евро. «Подозрительной» эта древесина считается потому, что глава компании-продавца находится под следствием вместе с двумя российскими чиновниками, которые получали откаты. Согласно докладу, европейские покупатели также имеют российские корни, хотя в ЕС действует запрет на импорт подозрительной древесины, как минимум правила обязывают импортеров проводить проверки.
О проблеме сплошных вырубок древесины не раз писала и «НГ». После состоявшегося в сентябре 2019 года совещания по лесному хозяйству президент Владимир Путин поручил ввести полный запрет на вывоз из страны необработанной или грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород, но вступит в силу это решение с 1 января 2022 года. Причем проблема касается не только сибирских лесов, нелегальные вырубки идут и там, где ближе граница, и там, где для этого есть необходимая инфраструктура (например, в Карелии), уточнял президент. Впрочем, по данным Рослесхоза, около 70% нелегальной рубки приходится на Сибирский федеральный округ.
Согласно данным ведомства, в 2019 году было заготовлено 219 млн куб. м леса, из них на экспорт пошло 15,9 млн. Пока запрет на вывоз кругляка не вступил в силу, нелегальный вывоз продолжается – в первом полугодии 2020 года выявлено около 7 тыс. случаев незаконной рубки общим объемом свыше 0,5 млн куб. м кубометров, а ущерб бюджету оценен в 3,9 млрд руб.
Госдума на днях приняла в первом чтении законопроект о единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Создание системы прослеживаемости в лесной отрасли, возможно, поможет покончить с незаконными рубками леса, заявил председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Алексей Майоров. Весь оборот древесины хотят сопровождать электронной документацией. Замглавы Рослесхоза Иван Советников отметил в четверг, что цифровая трансформация позволит повысить эффективность лесного хозяйства. По его словам, тестовый запуск обновленной ЛесЕГАИС запланирован на 1 января 2021 года. Через полгода система перейдет на постоянный режим работы и начнется масштабная цифровизация всего лесного хозяйства России: лесные декларации, отчеты об использовании лесов и акты лесопатологического обследования подаваться в России будут исключительно в электронном виде.
Параллельно будет наращиваться внутренний спрос на строевую древесину. В четверг стало известно, что Минстрой готов снять запрет на строительство домов из дерева для переселенцев из аварийного жилья. Об этом заявил замглавы министерства Дмитрий Волков.
Запрет на экспорт леса-кругляка – это скорее популистская мера, она никак не влияет на основную проблему лесов России, сказал «НГ» директор Лесного попечительского совета FSC России Николай Шматков. «Кризис лесообеспечения, недостатка деловой древесины назревал последние 5–6 лет, и он будет только усиливаться. И это в стране, где около половины территории (46,5%) покрыто лесами. К сожалению, не все они могут использоваться. Около 55% территории страны – это вечная мерзлота, там очень сложно идет восстановление после порубок. В притундровых лесах древесина мелкая, пойдет разве что только на спички. Нельзя рубить в горах из-за оползней, вдоль рек – из-за деградации водных ресурсов. Сложно рубить лиственничники в Западной Сибири, там сплошные болота. В итоге мы получаем только 15–16% занятой лесами территории, где экономически обоснована их разработка. Именно эти леса и рубили десятилетиями, фактически не восстанавливая», – говорит Шматков.
По словам эксперта, восстановление лесов идет фактически только по бумагам, в отчетах чиновников. «У нас огромные средства тратятся на лесовосстановление, на места порубок, после пожаров высаживаются саженцы хозяйственно ценных пород древесины – сосна, ель, дуб, через пять лет посадки принимаются на баланс как леса именно с такой древесиной, но уже через 10–20 лет без ухода они зарастают осиной и березняком, причем порослевым, очень низкого качества, непригодным для изготовления мебели, и такой же низкокачественной древесиной. То есть на бумаге у нас числятся миллионы гектаров леса ценных пород, но их на самом деле нет».
Цифровизация, ЕГАИС имеют смысл для борьбы с нелегальными порубками, увеличения налоговых сборов, но она не поможет восстановлению лесов, считает Шматков. «Экспортом кругляка занимаются многие страны: Канада поставляет его в США, а Новая Зеландия продает этого леса Китаю больше и дешевле, чем Россия, несмотря на то что из РФ лес везут лесовозами по земле, а конкуренты – через океан. Мы уже на свои целлюлозно-бумажные комбинаты, построенные в лучшем случае 20 лет назад, лес везем для производства бумаги на 400 км, а это уже на грани маржинальности», – говорит Шматков.
Координатор Лесной программы WWF России Константин Кобяков отмечает, что кризис с обеспечением сырьем мебельных производств в России может быть связан с тем, что курс доллара делает более выгодными поставки сырья за рубеж.
Координатор Лесной программы WWF России Константин Кобяков отмечает, что кризис с обеспечением сырьем мебельных производств в России может быть связан с тем, что курс доллара делает более выгодными поставки сырья за рубеж. «Экспортировать сейчас гораздо выгоднее для промышленников, чем продавать сырье в России. Во-вторых, трудности сейчас испытывают в основном небольшие компании, которые больше подвержены даже самым незначительным колебаниям рынка. Крупные игроки ощущают эти изменения на себе в меньшей степени, так как у них долговременные договоры на поставки сырья. В-третьих, решения региональных властей и усложнение законодательной базы, которая с каждым годом становится все запутаннее, могут провоцировать вывод некоторых компаний из игры – работать становится все сложнее и многие принимают решение закрыть бизнес», – сказал он «НГ».
«Совершенно точно можно сказать, что этот кризис не связан с запасом высококачественной древесины, – говорит Кобяков. – Для производства мебельных плит используются лиственные балансы, а с ними дефицита в России по факту нет. Если такое ощущение все же создается, то причина кроется в бюрократии – либо это сырье не получается оформить по бумагам, либо делать это просто дорого и невыгодно».
Кобяков также отмечает, что мебельных плит в Китай из России уходит мало: «В Китай мы поставляем в основном пиловочник. Но реакция Китая на наши планы прекратить экспорт кругляка уже есть – Китай активно наращивает объемы закупок в США, Новой Зеландии и Австралии, чтобы компенсировать уже сократившиеся объемы поставок из России и минимизировать риски в будущем».
«Без ведома высоких региональных чиновников лес незаметно пилить нельзя, без ведома таможенников его не получится провести через границу. Это та проблема, которой должны заниматься прежде всего компетентные органы, тем более, что в случае незаконной вырубки, делается это по-варварски, о будущем, о засадке новых саженцев, никто не думает, все просто срезают под корень, - сказал «НГ» президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
При варварской вырубке себестоимость древесины ниже, поясняет эксперт. «Позиция Европы связана с тем, что нелегальный лес дешевле немецкого или финского, и местные государства начинают проверки в интересах защиты своих производителей и своих рынков сбыта», - говорит Манкевич.
По словам эксперта, на севере Китая сформировалась целая индустрия по переработке российского леса, где кругляк пилят, производят доски. «Официальная позиция китайских властей по текущей стратегии развития лесного комплекса заключается в том, что они готовы к сотрудничеству. Их компании реализуют крупные инвестпроекты в Сибири, отдельные китайские партнеры интересуются инвестициями в целлюлозно-бумажную промышленность России. Для китайских властей важно иметь понятного и предсказуемого поставщика, который обеспечит долгосрочную потребность страны в продукции», - говорит Манкевич.
При этом, по словам эксперта, потери отдельных предпринимателей из Северо-Восточных провинций не повлияют на официальную позицию. «Нам в первую очередь нужно не смотреть на позицию Китая, а самостоятельно решать проблемы в лесной отрасли, которые связаны прежде всего с высоким уровнем коррупции на местах и избирательностью правоприменения. Такая политика в конечном счете противоречит долгосрочным интересам страны и принимаемой самими же властями стратегии развития лесного комплекса России», - считает Манкевич.
комментарии(0)