Потребительская активность зависит от многих факторов, среди которых не только борьба с коронавирусом. Фото PhotoXPress.ru
Вакцинация, если надежды на нее оправдаются, поможет экономике РФ и простимулирует потребительскую активность. Но и ее будет недостаточно для процветания после коронакризиса. Всемирный экономический форум (ВЭФ) объявил, что экономика РФ слабо подготовлена к восстановлению из-за неэффективного управления, плохого качества предоставляемых госучреждениями услуг, неразвитости инфраструктуры, недостаточной защиты конкуренции. По этим пунктам РФ занимает последнее место в рейтинге 37 государств. Другие иностранные экономисты советуют продолжать снижать уровень бедности. Стоит только свернуть программы поддержки, как численность бедных превысит в РФ 20 млн человек.
Ни одно государство не смогло избежать негативных последствий пандемии, однако страны с развитой цифровой экономикой, мощной системой социальной защиты и предшествующим опытом борьбы с эпидемиями лучше справляются с проблемами, обусловленными коронакризисом. Об этом сообщается в новом выпуске Доклада о глобальной конкурентоспособности, подготовленного Всемирным экономическим форумом.
В докладе рассматриваются пути восстановления и преобразования в четырех сферах: благоприятные условия и стимулы, человеческий капитал, рынки, инновации. Было выделено 11 приоритетных направлений – от обеспечения эффективности госуправления, модернизации и расширения инфраструктуры, включая социальную, до создания рынков «завтрашнего дня».
«Всемирный экономический форум многие годы призывает государственных деятелей сфокусироваться на долгосрочном процветании, а не только на краткосрочном экономическом росте.
В этом докладе четко обозначены приоритетные задачи по повышению производительности, устойчивости и инклюзивности экономики по мере выхода из кризиса», – пояснил основатель, исполнительный председатель ВЭФ Клаус Шваб.
«Обобщенная оценка стартовых позиций России составляет 50,4 балла из 100 максимально возможных – это больше, чем в Индии, а также у некоторых латиноамериканских (Аргентина, Мексика), восточноевропейских (Польша, Венгрия, Словакия) и средиземноморских стран (Греция, Турция), но значительно меньше по сравнению со странами G7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония) или с Китаем», – пояснил координатор программы ВЭФ по конкурентоспособности в России Алексей Праздничных.
Анализ охватил 37 государств. В условном рейтинге готовности экономики к посткризисному развитию Россия заняла бы 28–29-е место из 37 возможных. Но по некоторых направлениям РФ оказалась на последнем месте.
Судя по рейтингу, России удается хуже, чем другим странам, обеспечить повышение эффективности управления государственными учреждениями, применение долгосрочного видения и укрепление общественного доверия за счет добросовестного предоставления услуг для граждан. По этому направлению лидируют Финляндия, Новая Зеландия, Швейцария. Россия, по оценкам ВЭФ, меньше прочих готова модернизировать инфраструктуру в целях ускоренной трансформации в энергетике, а также расширения доступа к электроэнергии и цифровым технологиям. По этому пункту лидируют Эстония, Нидерланды, Дания. Также в России больше, чем в других странах, нужно актуализировать принципы защиты конкуренции и антимонопольное регулирование с учетом требований «четвертой промышленной революции», обеспечивая доступ к рынкам как на национальном, так и на международном уровне. В данном случае лидеры США, Канада и, кстати, Китай.
Зато в вопросах регулирования рынка труда и организации системы социального обеспечения с учетом новых задач развития экономики и новых потребностей работников РФ заняла 12-е место.
Вакцинация в случае ее эффективности ускорит экономический рост. Фото Reuters |
Что касается мер социальной защиты (льготные и невозвратные кредиты предприятиям при условии сохранения занятости, увеличение пособий по безработице, помощь семьям с детьми), то они, по словам эксперта, смягчили удар пандемии по доходам населения. «Однако масштаб был очень скромным по сравнению с той поддержкой, которую оказывали населению страны с развитой экономикой, – сказала Беленькая. – Рынок труда в России лучше защищает сотрудников от увольнений, чем, например, в США. К тому же в России относительно высок уровень занятости на госпредприятиях и в крупных компаниях, которые имеют больший запас прочности в кризис, однако долгосрочно в силу инерционности растут медленно». Правда, гибким рынок труда в РФ трудно назвать: межрегиональная мобильность населения, средний уровень зарплат остаются относительно низкими, добавила эксперт.
«Безусловно, многое зависит не только от благосостояния и подушевого дохода, но и от степени вовлеченности государства во все сферы жизни. Но наличие строгой вертикали власти не тождественно высокому уровню поддержки ее решений, так же как и высокая концентрация государственных структур не гарантирует социальной стабильности в случае шокового сценария», – обратил внимание член генсовета «Деловой России» Алим Бишенов.
В ряде стран, которые оказались в рейтинге выше, бизнес и общество выступают инициаторами мер, направленных на стабилизацию экономической и социальной сфер в период пандемии, добавил он. По мнению эксперта, главный изъян, который оголила пандемия, – «это все еще низкий уровень инициативности у бизнеса и населения».
Перечисленные специалистами ВЭФ приоритеты – ключевые, но не единственные факторы, влияющие на перспективы экономики. Остро стоит вопрос защиты от коронавируса. «Массовая вакцинация, которая продолжится в 2021 году, выведет экономику на путь устойчивого восстановления», – сообщили в среду в своем докладе специалисты Всемирного банка (ВБ).
«При предположении безопасности и эффективности выведенной в гражданский оборот вакцины можно ожидать повышения уверенности потребителей и компаний. Это заложит основу для постепенного возобновления роста экономики в 2021 и 2022 годах в размере 2,6% и 3% соответственно», – ожидают иностранные экономисты. Но есть и пессимистический сценарий, он предусматривает более резкий всплеск новых случаев заражения, который сохранится во втором полугодии 2021-го. «В этом случае прогнозируемый рост ВВП составит в 2021-м 0,6% под влиянием более глубокого снижения потребительского и инвестиционного спроса, а в 2022 году – 2,8%», – уточнили в ВБ.
По итогам текущего года Всемирный банк ожидает падения российской экономики на 4%, что почти соответствует прогнозу Минэкономразвития. Моделирование, проведенное ВБ, показало, что при таком экономическом спаде «за чертой официально установленного уровня бедности в 2020 году могут оказаться до 14,2% населения страны», это равноценно почти 21 млн человек. Но компенсационные меры, предпринятые властями для смягчения социальных проблем, пока обеспечивают снижение уровня бедности до 11,6% населения РФ, сообщил Всемирный банк.
Напомним, по Росстату, численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума во втором квартале составила 19,9 млн человек, что на 1,3 млн человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Во втором квартале 2020-го уровень бедности составил 13,5% населения РФ. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин ранее спрогнозировал, что число бедных в стране увеличится на 1 млн человек. «Это означает, что нам нужно наш фокус обращать на тех людей, которым нужна поддержка», – призывал он.
При этом Всемирный банк уточнил, что такие оценки следует интерпретировать с осторожностью. «Прогнозы ВВП на 2020 год могут не отражать рост новой волны инфекций, наблюдаемой с начала октября. Кроме того, некоторые пособия были единовременными или имели ограниченный срок действия (обычно три месяца), хотя увеличение пособия по безработице было продлено до декабря. Но если скорость приема низкая или внедрение на местах не удается, компенсирующее воздействие может быть уменьшено», – обратили внимание иностранные эксперты. Более глубокий экономический спад или меньшая эффективность соцподдержки сразу же ухудшат ситуацию с бедностью.
комментарии(0)