Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовили поправки в законопроект о продлении до 2028 года субсидирования энергоцен на Дальнем Востоке за счет других регионов РФ. Бизнес опасается, что принятие документа в его нынешнем виде может вызвать необоснованный и неограниченный рост нагрузки на энергопотребителей.
Механизм выравнивания энергоцен в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) до среднероссийского уровня был запущен с 2017 года. Объем субсидий составил 24 млрд руб. в 2017 году, 35 млрд руб. – в 2018 году, 32 млрд руб. – в 2019 году и 37,6 млрд руб. – в 2020 году. Суммарно тарифная нагрузка на энергопотребителей в остальных регионах России за четыре года превысила 128 млрд руб. При этом отчет об эффективности использования этих средств ни разу не был подготовлен, а по экспертным оценкам, субсидирование не повлияло на рост производства и инвестиций в ДФО. Однако правительство в этом году решило продлить срок действия механизма до 2028 года, предусмотрев наконец адресность субсидий.
Изначально планировалось, что с 2023 года электроэнергию по льготной стоимости сможет получать только узкий круг дальневосточных потребителей, в том числе малый и средний бизнес, предприятия территории опережающего развития и Свободного порта Владивосток, промышленные инвестпроекты с растущим энергопотреблением. Остальные должны были платить экономически обоснованную цену. Однако впоследствии для некоторых «пострадавших» категорий в правительстве предложили установить переходный период: пять лет – для бюджетных организаций и организаций ЖКХ и три года – для крупных промышленных потребителей и организаций ТЭК. По сути, от адресного подхода не осталось и следа. В таком виде законопроект поступил в Госдуму и был принят в первом чтении.
Бизнес, оплачивающий дальневосточные субсидии, обеспокоен таким развитием событий и пытается скорректировать хотя бы некоторые положения законопроекта. Директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев 9 декабря направил письма председателю Госдумы Вячеславу Володину и вице-премьеру – руководителю аппарата правительства РФ Дмитрию Григоренко (копии есть в «НГ»), в которых изложил точку зрения энергоемкой промышленности.
Принятие документа в нынешнем виде приведет к дополнительным затратам экономики в размере 376 млрд руб. и росту цены электроэнергии на 2,2-2,4% в 2021-2027 годах, отмечает Василий Киселев. Субсидирование цен на электроэнергию в текущем формате является неэффективным и негативно влияет на экономику регионов-доноров в Европейской части России, на Урале и в Сибири. Поэтому ранее принятые решения предусматривали повышение эффективности через адресный подход, но законопроект не в полной мере отвечает этим целям, заметил Василий Киселев.
В частности, документ расширяет субсидирование на регионы, где электроэнергия может быть дешевле среднероссийского уровня. «В итоге может получиться абсурдная ситуация, когда регионы с более высокими тарифами на электроэнергию субсидируют снижение тарифов для регионов с более низкими», – констатирует Василий Киселев. Увеличение количества получателей субсидий на остальных территориях ДФО приведет увеличению объема субсидий и необоснованному перерасходу бюджетных средств в регионах-донорах, добавил он.
Для субсидируемых категорий – бюджетных потребителей, предприятий ТЭК, ЖКХ и производителей драгоценных металлов и камней – предусмотрено поэтапное доведение энерготарифов до экономически обоснованного уровня. Но положения законопроекта «имеют неопределенность и расплывчатость трактовки, что не дает четкого и однозначного представления об алгоритме» этого процесса, заметил Василий Киселев. По его словам, используемые при расчете объема субсидий цены могут быть произвольными и иметь значительные расхождения с экономически обоснованным уровнем – это не позволит корректно провести расчеты, допуская риск избыточного субсидирования. Потребители предлагают конкретизировать эти положения и уточнить, что началом периода поэтапного доведения тарифов на электроэнергию до экономически обоснованного уровня является 2021 год – в соответствии с поручениями премьер-министра.
В свою очередь, в РСПП выражают опасение, что формулировки законопроекта допускают рост нагрузки на потребителей для оплаты строительства неограниченного перечня генерирующих объектов в неценовых зонах оптового рынка. На это председатель РСПП Александр Шохин в своем письме от 11 декабря (копия есть в «НГ») обратил внимание главу комитета Госдумы по энергетике Павла Завального.
РСПП в первую очередь обеспокоен тем, что на потребителей будет возложена оплата строительства электростанций в рамках расширения Восточного полигона железных дорог. Экспертный совет комитета Госдумы по энергетике ранее предлагал рассмотреть возможность финансировать этот проект за счет федерального бюджета, напомнил Александр Шохин. Он предложил ограничить список генерирующих объектов, строительство которых проводится за счет дальневосточной надбавки, перечнями, которые правительство утвердит до 31 декабря 2020 года. Пока в этом перечне четыре модернизируемые ТЭС на Дальнем Востоке.
«Потребители ценовых зон оптового рынка уже сейчас несут бремя межтерриториального перекрестного субсидирования за потребителей Дальневосточного федерального округа в размере почти 38 млрд руб., что негативным образом сказывается на конкурентоспособности российских промышленных товаров, а также способствует уходу потребителей на собственные источники, тем самым еще больше увеличивая стоимость электроэнергии для оставшихся потребителей, – пояснил Александр Шохин. – Дополнительное увеличение надбавок, связанных со строительством энергетической инфраструктуры для Восточного полигона железных дорог, усугубит их негативный эффект».
комментарии(0)