1
3990
Газета Экономика Печатная версия

13.12.2020 20:43:00

Кремль и правительство объявили охоту на высокие цены

Поддержка экспорта продуктов питания может привести к их дефициту

Тэги: продукты, потребительские цены, мониторинг, минсельхоз, минэкономразвития

On-Line версия

продукты, потребительские цены, мониторинг, минсельхоз, минэкономразвития «Эксперименты» главы Минэкономразвития Максима Решетникова вызвали критику со стороны главы государства. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Правительство в экстренном порядке готовится к борьбе с высокими ценами на продукты питания, на которые указал президент. Глава кабинета утвердил состав межведомственной рабочей группы, в которую попала добрая половина всех министров. Минсельхоз заявил, что производители готовы реагировать на предложения снизить цены. Такие же сигналы подает и ретейл. Минэкономразвития тем временем совместно с Росстатом готовят новую систему мониторинга цен через кассовые аппараты. Эксперты надеются, что власти не перегнут палку и их меры не окажутся слишком антирыночными, когда жесткое регулирование цен приводит к дефициту продуктов.

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал в субботу распоряжение о создании межведомственной рабочей группы по мониторингу и оперативному реагированию на изменение потребительских цен на социально значимые товары. В группу вошли первый вице-премьер Андрей Белоусов, глава Минпромторга Денис Мантуров, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, министр экономического развития Максим Решетников, министр финансов Антон Силуанов, руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров, руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт и глава Росстата Павел Малков.

Столь внушительный актив должен выработать меры по снижению цен на продукты питания после того, как 9 декабря президент Владимир Путин обратил внимание правительства на рост цен на базовые продукты питания, подчеркнув, что он не связан с пандемией коронавируса. По словам главы государства, рост стоимости продуктов связан с попыткой подогнать внутренние цены под мировую конъюнктуру.

Президент отмечал, что «наибольшие темпы роста в мире отмечаются на растительное масло – 30,8%», при этом в РФ цены на него выросли на 23, 8%. «Значит, есть еще куда расти. На зерновые – 19,9%, да? А у нас макаронные изделия – 10,5%, хлебобулочные – 6%. Если не остановить, будет расти дальше!» – предупредил чиновников Путин. Он считает недопустимым значительный рост цен на такие продукты, как макароны, сахар и мука.

Как отметил глава государства, цены на «макаронные изделия выросли на 10,5% и продолжают подрастать». «Ну это недопустимо! При таких урожаях! То же самое и по сахару. Да, он снизился. Но вы же сами сказали, что достаточен для внутреннего потребления. Ну и потребляйте внутри!» – заявил президент.

Президент жестко раскритиковал главу Минэкономразвития (МЭР) Максима Решетникова за «эксперименты» с ценами на базовые продукты питания. «Люди себя ограничивают, потому что у них денег нет на базовые продукты питания. Куда, куда вы смотрите-то? Вот это вопрос! Это же не шуточки! В условиях, когда безработица растет, доходы сокращаются, базовые продукты дорожают вот на такие величины – а вы мне сказки рассказываете здесь», – отреагировал президент на доклад Решетникова.

О том, что продовольственная инфляция перепрыгнула ориентир Центробанка, что жесткое ориентирование агропрома на рост экспорта продукции приводит к росту стоимости на внутреннем рынке, наша газета писала неоднократно (см. «НГ» от 07.12.20, 15.11.20). Цены росли уже давно, но теперь президент дал команду решить проблему за неделю. Это навело аналитиков на мысль, что власти нашли главную тему для ежегодной пресс-конференции главы государства.

274-4-4480.jpg
Продовольствие становится не по карману
потребителям.  Фото РИА Новости
К 14 декабря Минэкономразвития и Минсельхоз должны внести в правительство проекты конкретных нормативных актов. Кроме того, до 21 декабря МЭР создаст систему мониторинга цен на социально значимые товары, в том числе с учетом данных Росстата и Федеральной налоговой службы.

Сейчас Росстат отслеживает цены на 102 товара и услуги еженедельно и 520 ежемесячно. Например, еженедельно отслеживаются 7 наименований фруктов и овощей, а ежемесячно 15. При этом Росстат отслеживает изменение цен по каждому товару и услуге на более чем 5 торговых марок. Сегодня еженедельно учитывается динамика изменения стоимости товаров и услуг в более чем 83 тыс. торговых точек разного типа в 282 городах страны.

В воскресенье в Минсельхозе заявили, что бизнес готов сотрудничать по стабилизации цен на продукты. Бизнес показывает свою социальную настроенность, отметили в министерстве. Ретейлеры также подключились к кампании. Ретейлеры смогут обеспечить россиянам возможность покупать продукты по доступным ценам, заявил в воскресенье председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков в эфире телеканала «Россия 1».

Директор центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович считает, что замер цен через кассовые аппараты может добавить точности в определении продовольственной инфляции, однако напоминает, что Росстат уже сейчас ведет замеры по методике, отвечающей международным стандартам. «Наблюдения уже сейчас ведутся абсолютно адекватно по международным методикам, их вполне достаточно для базовых продуктов питания», – сказал он «НГ».

Эксперт надеется, что меры регулирования цен не окажутся слишком административными. «Наша страна с 2002 года признана рыночным государством, надеюсь, мы не будем повторять опыт стран Латинской Америки, Азии или Восточной Европы, где пытались устанавливать фиксированные цены. Результат был всегда один: производители теряли интерес к продукту и он просто исчезал с полок. Если наше правительство пойдет этим путем, то месяцев 6–7 цены будут держаться на приемлемом уровне, но затем начнется, как в СССР, – «больше двух в одни руки не давать», распределение сахара и подсолнечного масла по карточкам», – говорит он.

Рынок сельхозпродукции очень волатилен, сильно зависит от урожая, поэтому правительство должно создать гибкий инструмент для регулирования цен, считает Остапкович. «В прошлом году был очень хороший урожай сахарной свеклы, цены упали, производителям приходилось брать кредиты, чтобы поддерживать свои хозяйства, в этом году урожай на 17% меньше, за счет повышения цен производители пытаются сбалансировать ситуацию. Подобные истории уже были у нас: в 2010 году был очень плохой урожай гречки, цены выросли в три раза, потом на Алтае вырастили хороший урожай, и цены вернулись», – говорит Остапкович.

По мнению эксперта, главный способ борьбы – это не искусственное сдерживание цен, а повышение доходов населения, которое должно иметь возможность компенсировать падение стоимости денег, которой, по сути, и является инфляция. «Год начинался с доллара по 60 руб., а сейчас он стоит 75–77 руб. Сельхозпроизводители вынуждены компенсировать удешевление денег ростом цен, ведь в их продукции большая импортная составляющая. Казалось бы, самый российский продукт – тамбовская картошка, а ее стоимость на 50–60% зависит от импортных семян, техники, запчастей, упаковочных материалов», – говорит эксперт.

Надо в первую очередь помогать низкодоходным слоям населения, считает Остапкович. «Люди с высокими доходами узнают о росте цен на питание из газет, главное – компенсировать рост цен низкодоходным слоям населения. У нас уже четыре года говорят про продуктовые карточки, но так и не запустили их, хотя Минпромторг отчитывался, что все готово. В богатых США такая система для бедных действует с середины 1950-х, пора запустить ее и у нас. Можно было бы в качестве компенсирующей меры хотя бы временно снять налог на доходы с бедных, тех кто получает меньше прожиточного минимума. Таких людей у нас уже около 20 млн. Для них лишние 1-1,5 тыс в месяц - это существенные деньги. Для государства это означало бы 240 млрд.руб. недополученных бюджетом, эти деньги, конечно, не предусмотрены в бюджете на 2021 год, но ведь они есть в государстве, Фонд национального благосостояния растет», - говорит эксперт.
Эксперт не думает, что мощный импульс, который дал чиновникам президент затухнет после ежегодной пресс-конференции, с которой многие аналитики связали внезапное прозрение властей по поводу цен на продовольствие. «Конечно, все мероприятия попадут в бюрократическую машину и она будет выполнять решения вплоть до регионов. Главное, чтобы эти решения не были слишком антирыночными», - говорит Остпкович.

«Сейчас государство напрямую не вмешивается в ценообразование на продовольственные товары. При этом оно имеет право устанавливать предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, в отдельных субъектах РФ, если в течение 30 дней рост розничных цен на товары составил 30% и более. Продолжительность такой меры ограничена 90 календарными днями», - пояснила «НГ» замдиректора Центра развития потребительского рынка бизнес-школы СКОЛКОВО Оксана Трифонова.

По словам эксперта, первая заморозка цен в современной России произошла во время кризиса 2007-2008 годов. «Осенью 2007 года правительство договорилось с производителями и продавцами о замораживании цен на ряд продуктов питания на уровне цен середины октября до 1 мая следующего года). Итогом государственного вмешательства в ценообразование стало то, что инфляция превысила запланированные темпы из-за роста цен именно на продовольствие. По итогам 2007 года инфляция составила 11,9% (вместо запланированных 8%)», - говорит эксперт.
В 2015 году произошла вторая заморозка цен, но реализовывалась она по другому сценарию. «В феврале 2015 года стало известно, что крупнейшие розничные сети договорились о заморозке цен на социально значимые продукты на 2 месяца. Проект соглашения был одобрен ФАС, хотя все признаки картельного сговора сопутствовали тому соглашению. Важно отметить, что крупнейшие розничные сети тогда занимали не более 20% рынка, а оставшиеся 80% могли устанавливать цены без ограничений», - говорит Трифонова.

По ее словам, сейчас рассматривается вариант установления «рекомендованных цен» посредством заключения соответствующего соглашения производителями масла и сахара, что также противоречит с одной стороны антимонопольному законодательству, с другой стороны установленной процедуре.

Установление потолка, предела цен не работает, потому что люди приходят покупать в магазин не отдельные виды социально значимых товаров, а продуктовую корзину, поясняет Трифонова. «Приходя в магазин, люди даже с очень низкими доходами приобретают услугу по заполнению холодильника, а не конкретный 1 кг сахара или 1 л масла. Фиксация цены на отдельные категории товаров приводит к соответствующему росту другой продукции в корзине покупателя, ведь компании всегда будут стремиться к тому, чтобы за изменение цен заплатил потребитель. Это основной закон рыночной экономики, в которой за всё платит потребитель и никто другой. То есть замораживание цен на отдельные товарные группы приводит к перекосу ценообразовании и фактически стимулирует инфляцию», - говорит эксперт.

Опыт предыдущих лет показывает, что краткосрочное введение потолка цен на отдельные категории товаров не приводит к дефициту тех или иных продуктов питания, успокаивает Трифонова. Однако самый большой риск во всех ограничениях, по ее словам, заключается в возможном банкротстве отдельных компаний, осуществляющих производство таких товаров. «Например, в 2007-2008 годах банкротились отдельные заводы по производству хлеба», - напоминает она.

«Стабильный низкий уровень цен возможно обеспечить только в условиях свободной рыночной конкуренции при наличии у компаний стимулов к ведению долгосрочной инвестиционной и инновационной деятельности. Последнее в свою очередь повышает производительность труда, увеличивает объем производимой продукции и стимулирует сектор экономики развиваться. В случаях краткосрочного вмешательства государства в рыночные отношения, а тем более в такую чувствительную зону как ценообразование, снижается инвестиционная привлекательность отрасли и в целом уменьшается стимула компаний к инновационном развитию. Компании попросту не готовы долгосрочно инвестировать в те направления бизнеса, в которых отсутствует прогнозируемая политика государства», - говорит Трифонова.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В правительстве организовали мазутный "Инцидент"...

В правительстве организовали мазутный "Инцидент"...

Михаил Сергеев

Новую энергетическую стратегию России теперь ждут к апрелю

0
2801
Картофель и красная икра устроили россиянам ценовой шок

Картофель и красная икра устроили россиянам ценовой шок

Анастасия Башкатова

При инфляции около 10% некоторые продукты подорожали на 50–100%

0
10359
Аргументы в пользу дорогих кредитов обсудят с главой государства

Аргументы в пользу дорогих кредитов обсудят с главой государства

Михаил Сергеев

Нестабильность рубля и высокая ставка заставляют спорить чиновников и предпринимателей

0
3367
Российские работники хотят получать в два раза больше

Российские работники хотят получать в два раза больше

Анастасия Башкатова

Отсутствие прозрачной и справедливой системы вознаграждения препятствует росту производительности

0
3462

Другие новости