2
6241
Газета Экономика Печатная версия

10.12.2020 20:17:00

Дистанционное обучение оставит российские вузы без денег

Абитуриенты по всему миру откладывают учебу из-за низкого качества удаленного обучения

Тэги: образование, цифровизация, вузы, дистанционное обучение, качество, стоимость, убытки, иностранные студенты

Полная online-версия

образование, цифровизация, вузы, дистанционное обучение, качество, стоимость, убытки, иностранные студенты Не каждому учащемуся понравилось учиться вдали от альма-матер. Фото РИА Новости

Дистанционное образование стало настоящим испытанием для высшей школы во всем мире. Зарубежные вузы подсчитывают убытки в связи с потерей учащихся, которые оказались не готовы платить за удаленное обучение полную стоимость. Несут потери и российские вузы, которые надеялись получать привычные докризисные доходы от платных студентов. Отток студентов-платников в этом году превысил 10%, оставшиеся не хотят оплачивать обучение у компьютера по цене очного и идут в суды.

Все вузы Москвы и Санкт-Петербурга до февраля следующего года переведены на дистанционный режим. Остальные регионы принимают решения в зависимости от «эпидемиологической обстановки».

Фактический перевод высшего образования в дистанционный режим не вызывает восторга у всех участников процесса. И делать вид, что ничего серьезного не произошло, уже невозможно. И нерешенные противоречия дистанционного образования регулярно прорываются в публичную сферу. В четверг были в последний момент отменены слушания в Госдуме (ГД) по проекту закона о порядке дистанционного обучения. Теперь эти слушания перенесены на более позднее время. Новый закон должен уточнить полномочия Минпросвещения и Минобразования в сфере применения электронного и дистанционного обучения. Остановить рассмотрение предложили сами депутаты, отметив, что документ еще не прошел необходимое обсуждение в Госдуме. В конце ноября в ГД был также внесен законопроект, обязывающий учебное заведение снижать стоимость образовательных услуг в случае, если обучение ведется только с помощью «электронного обучения». Собственно, это «электронное обучение» и стало камнем преткновения для многих.

В текущем году как отечественная высшая школа, так и вузы по всему миру перешли на дистанционный формат обучения, что повлекло за собой не только отток обучающихся, но и недовольство новым форматом обучения.

Институт международного образования подсчитал, что регистрация новых иностранных студентов в США текущей осенью сократилась на 43%, а в целом снизилась на 16%. При этом пандемия и вызванные ею ограничения особенно ударили по студентам с низкими доходами, которые учебу в этом году откладывали на 55% чаще, чем студенты с высокими доходами (данные Национального исследовательского центра по обмену информацией среди студентов).

Основной мотив отказа студентов – дистанционное обучение просто не стоит запрашиваемых денег. По данным опроса международной образовательной платформы Quizlet, 86% студентов университетов считают, что они должны получить «полное или частичное возмещение» платы за обучение, поскольку карантинные ограничения ограничивают их университетский опыт. Согласно опросу, 53% студентов считают смешанное обучение «неэффективным» или «очень неэффективным». При этом учащиеся из Великобритании, где образование стоит свыше 9 тыс. фунтов стерлингов в год, не считают, что «получают отдачу от своих денег», так как ограничены в доступе к ресурсам университета.

Низкий интерес учащихся к дистанционному обучению уже ведет к финансовым потерям. Так, в Институте финансовых исследований (IFS) подсчитали, что дефицит бюджетов университетов Англии увеличился с 3,6 млрд фунтов в 2018 году до 21,5 млрд фунтов в августе 2020 года. И ситуация, вероятно, будет ухудшаться. Текущее сокращение финансирования вузов оказывается самым глубоким с 1980-х годов. «Более низкий набор учащихся приведет к снижению доходов от обучения почти в трех четвертях опрошенных частных учебных заведений», – прогнозируют эксперты рейтингового агентства Moody’s. По расчетам аналитиков, доходы от обучения упадут на 3,3% в частных колледжах и университетах США из-за снижения приема, вызванного COVID-19.

Один только Мичиганский университет прогнозирует убытки в 1 млрд долл. в текущем году. Зависимость зарубежных вузов от иностранных студентов также оказывается не на руку учебным заведениям. Согласно исследованию Института Брукингса, без иностранных студентов Калифорния рискует потерять до 400 млн долл., Нью-Йорк – более 300 млн, а Массачусетс – более 200 млн. Один только университет Коннектикута оценивает убытки в размере 70 млн долл., если недосчитается студентов из других стран. Другие вузы могут не просто понести убытки, но даже закрыться. Как минимум 10% учебных заведений находится под угрозой закрытия, считают эксперты.

Некоторым вузам, несмотря на не самое лучшее финансовое положение, пришлось пойти на скидки, чтобы хоть как-то остановить отток учащихся. К примеру, Принстонский университет и Университет Джона Хопкинса предложили обучающимся удаленно 10-процентную скидку. Другие вузы решились на скидки от 15 до 25%. В Университете Манчестера согласились дать своим студентам 30-процентную скидку на оплату арендной платы в общежитие. Кто-то пошел еще дальше. Так, Университет Южного Нью-Гэмпшира предложил бесплатный год для новичков в кампусе этой осенью и скидку на обучение более чем на 60% в следующем году.

Отток учащихся наблюдается и из российских вузов. Согласно результатам приемной кампании – 2020, при сохранении общего приема на уровне 2019 года (около 500 тыс. человек) существенно снизилось число студентов, обучающихся платно. В текущем году их оказалось меньше почти на 11%, или на 20 тыс. Заметим, тенденция снижения числа обучающихся на платной основе произошла не сейчас. Так, во время приемной кампании – 2019 на платное отдаление студентов поступило на 4 тыс. меньше. Текущее снижение приема связано с переходом вузов на дистанционное обучение. Да и само удаленное обучение вызвало множество вопросов и породило заметное число конфликтов.

Одна из самых легкорешаемых проблем – отчисление иностранных студентов, которые не смогли приехать в РФ для обучения в российских вузах. «Бюджетные места в вузах будут сохранены за студентами, которые из-за карантинных мер не могут въехать в Россию и испытывают сложности из-за недостаточно хорошего качества связи», – сообщили в Минобрнауки. В ведомстве Валерия Фалькова также не видят заметного оттока иностранных студентов. Как сообщили «НГ» в министерстве, в 2020/21 учебном году в российские вузы поступило 98 тыс. иностранцев против 101 тыс. годом ранее. Министр Фальков сообщил, что за рубежом находится около трети всех иностранных студентов. То есть каждый третий иностранец может иметь формальные претензии к качеству образования.

В Высшей школе экономики (ВШЭ) сообщают, что в целом в 2020 году в вуз поступило на 11% иностранцев больше, чем в прошлом. Но около 60% так и не смогли приехать в текущем году в РФ для обучения.

Следует заметить, что наибольшие сложности с дистанционным образованием могут быть по тем специальностям, где предполагается множество практических занятий: медицина и творческие профессии. Недовольство дистанционным форматом привело и к снижению интереса к обучению на платной основе. Студенты в этом случае проголосовали рублем. А некоторые пошли дальше. Студенты-платники МГУ подают коллективный иск к вузу с требованием сделать перерасчет стоимости обучения в связи с переходом на дистанционный формат. Учащиеся жаловались на технические сбои в работе со специальной цифровой платформой, что отражается на качестве обучения.

Стоимость обучения в МГУ, согласно данным приемной комиссии, варьируется от 240 тыс. до 570 тыс. руб. в год. Сейчас в вузе учится около 40 тыс. студентов, из них каждый пятый – на платной основе. Администрация МГУ утверждает, что дистанционная форма – разновидность очного обучения. Но недовольные студенты так не считают. В ответ на требование студентов сделать перерасчет стоимости всего обучения администрация пообещала оплатить студентам скоростной интернет.

Есть администраторы, которые утверждают, что дистанционное обучение очень нравится студентам. «У нас появилась треть студентов, которые говорят, что онлайн-образование им нравится больше, чем офлайн. Около 64% получили больше времени на сон. Более половины стали меньше уставать от учебы», – рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Студенты МГУ пока единственные, кто решился на судебную тяжбу с вузом, притом что ситуация в большинстве региональных вузов с точки зрения технической оснащенности много хуже. Так, во Всероссийском студенческом союзе полагают, что за иском к МГУ будут следить многие и его исход в пользу студентов может побудить многих к борьбе со своими альма-матер. Проблема качества преподавания в региональных вузах может побудить студентов обратиться в суд для пересчета стоимости обучения, рассказал «НГ» председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко. Он также обращает внимание на большое число жалоб, поступающих из регионов как от самих студентов, так и от их родителей. Неудовлетворенность качеством обучения нарастает, продолжает он. Цапко замечает, что уже свыше 30 тыс. подписей набрала петиция союза о необходимости пересчета стоимости образовательных услуг в связи с переходом на удаленку (см. «НГ» от 23.06.20).

В Минобрнауки в сложные отношения вузов и студентов предпочитают пока не вмешиваться. «Законодательством РФ закреплена автономия вузов в установлении стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги», – замечают в ведомстве. Правда, несмотря на «автономию», все вузы объявили о сохранении платы за обучение на уровне 2019 года после рекомендаций властей сделать это.

Нежелание вузов снижать стоимость в Минобрнауки объясняют так: «Переход на реализацию образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции влечет за собой изменение образовательного контента, необходимость обеспечения образовательных организаций качественными программными продуктами и компьютерной техникой, привлечение IT-специалистов, что приводит к увеличению затрат образовательных организаций».

Университеты также напоминают о росте расходов в связи с переходом на удаленный режим. «Пандемия оказала большое влияние на деятельность российских вузов. В частности, это выражается в росте расходов на организацию учебного процесса в дистанционном формате: закупка ПО и техники», – отмечает проректор по развитию и информационным ресурсам РГГУ Михаил Кожокин. «Большинство вузов не повысили стоимость обучения в существующих условиях», – говорит проректор по маркетингу и работе с абитуриентами Финансового университете при правительстве РФ Светлана Брюховецкая, подчеркивая, что расходы на текущее содержание университетов растут. «И это так или иначе повлечет рост цен на программы в будущем», – указывает она.

Нежелание некоторых вузов идти на перерасчет понятно. В высшей школе наблюдается заметный отток платных учащихся (–11%), хотя вузы закладывали в свои финансовые планы рост поступлений от своих платных услуг. К примеру, в РГГУ еще в начале года планировали заработать в 2021 году на образовательных услугах 2,8 млрд руб., однако уже к концу июня скорректировали свои планы до 2,3 млрд руб. Общие планы по доходам, как следует из июньского плана финансово-хозяйственной деятельности РГГУ, с учетом дотаций от государства составят 2,7 млрд руб. против январского плана в 3,2 млрд. Заметим, плановые ожидания от государственных субсидий в документе также снижались.

ВШЭ, как следует из январского финансового плана, планировала заработать в 2020 году 16,4 млрд руб. на образовательных услугах. По итогам 2019 года вуз принял на 12% больше студентов, чем годом ранее, притом что по итогам 2019 года вуз заработал почти 24 млрд, получив доход в 7 млрд руб. от образовательных услуг на платной основе.

МГУ планировал заработать в 2020 году на платных услугах 27 млрд руб. Для сравнения: по итогам прошлого года вуз заработал 24,5 млрд руб., причем 14 млрд – по госзаданию и 10 млрд – по «приносящей доход деятельности». РАНХиГС заработала в 2019 году на платных услугах 12,2 млрд руб., а всего – свыше 18 млрд руб. В текущем году вуз планировал заработать 18,3 млрд руб.

Оптимистичные планы были оправданы до недавнего времени ростом поступлений от платников. Так, по итогам 2018 года в МИСиС заработали на платных студентах свыше 630 млн руб., причем только за счет основных образовательных программ – свыше 420 млн. Уже в 2019 году доходы составили почти 800 млн руб., из которых за счет программ высшего образования было получено около 600 млн.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
2953
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
4843
Технология XXI века: эксперты обсудили принципы обучения робототехнике

Технология XXI века: эксперты обсудили принципы обучения робототехнике

Владимир Полканов

0
2574
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
7390

Другие новости