Замглавы Минтруда Ольга Баталина говорит о рисках неисполнения целевых показателей некоторых нацпроектов. Фото РИА Новости
Неэффективные карантинные меры перечеркнули долгосрочные демографические цели российского правительства. В нашей стране началось сокращение продолжительности жизни и выросли темпы сокращения населения. Рождаемость в стране также продолжает снижаться. Проблемы с исполнением нацпроектов «Здравоохранение», «Демография» и «Производительность труда и содействие занятости» были публично признаны в Совете Федерации (СФ) в четверг. Крест на ориентирах этих нацпроектов был поставлен тогда, когда Россия пошла следом за Швецией по пути высокой заболеваемости и смертности от COVID-19.
Эпидемия коронавируса создала риски недостижения целевых показателей нацпроектов «Демография» и «Здравоохранение». Об этом сообщила в четверг председатель комитета СФ по социальной политике Инна Святенко на совещании «О реализации национальных проектов в социальной сфере в условиях распространения новой коронавирусной инфекции».
Справедливости ради нужно признать, что в российских проблемах виновата не столько сама эпидемия, сколько неэффективные меры борьбы с ней, которые привели к высокой смертности и масштабному сокращению населения.
«Неблагополучная ситуация в связи с распространением коронавирусной инфекции и введенные в связи с этим ограничительные меры оказали негативное влияние на экономическое развитие стран во всем мире, значительно повлияли на социальную защиту и ситуацию на рынке труда, в том числе и в нашей стране», – сообщила Святенко. Снижение экономической активности повлекло сокращение рабочих мест, увеличение безработицы и падение доходов населения. В результате «по объективным причинам наблюдается замедление темпов реализации отдельных мероприятий нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография», заметила сенатор.
Кроме роста смертности в стране ускоряется сокращение рождаемости. «За январь–сентябрь 2020 года родилось 1,7 млн детей, это на 47 тыс. детей меньше, чем за январь–сентябрь 2019 года», – рассказала замминистра труда и соцзащиты Ольга Баталина. По оценке Росстата, в 2020 году ожидается снижение рождаемости в стране на 2,9%.
Чиновники указывают на риски невыполнения целей и по снижению смертности. Об этом, в частности, указал замминистра здравоохранения России Олег Салагай. «Очевидно, что в силу объективных причин здесь будут предполагаться некоторые корректировки плановых значений», – сформулировал Салагай.
Напомним, что нынешние критерии демографического нацпроекта исходят из цели по снижению смертности населения старше трудоспособного возраста до 37 на 1 тыс. человек к 2021 году.
Необходимость корректировки нацпроекта «Демография» становится понятна все большей части чиновников. В стране фиксируется резкий рост избыточной смертности. Росстат сообщает, что в целом по итогам девяти месяцев этого года в стране умерли 1,45 млн человек, что на 103 тыс. больше, чем годом ранее.
При этом только по итогам сентября избыточная смертность в стране превысила 31 тыс., тогда как в августе она составила 13 тыс. Текущий показатель смертности на 1 тыс. человек в 13,3 – довольно высокое значение. Последние несколько лет значение этого показателя снижалось. А последний раз такое же значение фиксировалось лишь в 2012 году. По итогам девяти месяцев этого года смертность в годовом выражении увеличилась на 8%, тогда как в прошлые годы она плавно снижалась. Демографы прогнозируют, что по итогам года мы можем выйти на естественную убыль (разность между числом рождений и смертей) около 600–650 тыс. и на избыточную смертность примерно 250–330 тыс. за весь год по сравнению с прошлым. Для сравнения: по итогам девяти месяцев этого года естественная убыль населения в РФ уже составила 387 тыс. человек (см. «НГ» от 17.11.20).
Пандемия коронавируса привела к росту избыточной смертности в стране. Фото агентства «Москва» |
Грузооборот транспорта по итогам второго месяца осени снизился на 4%, по итогам 10 месяцев падение составило уже 5,8%. Примечательно, что даже такой локомотив кризисной отечественной экономики, как сельское хозяйство, по итогам октября сбавил обороты – минус 6,6% год к году.
В области отрицательных значений остается розница. По итогам октября – снижение на 2,4%, по итогам 10 месяцев – падение на 4,6% год к году. Колоссальное снижение демонстрирует сектор платных услуг населению. Здесь провал на 13,4% октябрь к октябрю и на 18% год к году.
Таким образом, депрессивный октябрь подтвердил прогнозы экономистов, которые прогнозировали ухудшение ситуации в российской экономике (см. «НГ» от 15.11.20). Мало того, в ноябре ситуация в экономике, вероятнее всего, еще ухудшилась, так как страна вступила во вторую фазу спада из-за коронавируса (см. «НГ» от 01.12.20).
На фоне вероятного вхождения РФ во вторую фазу кризиса уровень безработицы остается высоким. К концу октября в органах службы занятости населения, по данным Роструда, состояли на учете 3,7 млн граждан (в 5,4 раза больше, чем годом ранее). Такой рост безработицы ставит под сомнение правительственные планы по восстановлению занятости. Как сказала в четверг замглавы Минтруда Елена Мухтиярова, для того чтобы выполнить поручения президента России о восстановлении показателей занятости в 2021 году, необходимо найти работу для 1,2–1,3 млн россиян.
В отличие от многих стран Россия встретила вторую волну эпидемии с явным нежеланием вводить эффективные карантинные меры. Возможно, поэтому у нас растет число заражений, тогда как во многих странах Европы, где объявлялся карантин, заболеваемость уже пошла вниз. «Шведский путь», по которому пошла Россия осенью, показал его ущербность: экономика все равно падает, люди умирают, система здравоохранения явно перегружена.
Отказавшись от жесткого локдауна, Россия, как и Швеция, не выиграла почти ничего. Как сообщает шведское статистическое ведомство, экономика королевства по итогам третьего квартала снизилась на 2,5% в годовом выражении. При этом уровень безработицы в стране приближается к 9%. Швеция, как и Россия, демонстрирует рост смертности. Так, по итогам девяти месяцев этого года общая смертность в стране увеличилась на 9,7%. И это притом, что годом ранее она снижалась на 2,2%. По итогам девяти месяцев в стране скончалось свыше 72 тыс. человек, тогда как за весь 2019 год – 88,7 тыс.
Показатели по заболеваемости COVID-19 в Швеции выше, чем в соседних странах. Так, в королевстве фиксируется 48,9 новых подтвержденных случая на 100 тыс. населения по сравнению с 21,7 в Дании, 8,2 в Норвегии и 7,7 в Финляндии . В Швеции в среднем умирает 42,6 человека в день по сравнению с 6,9 в Дании, 3 в Норвегии и 2,1 в Финляндии. Общее количество смертей в Швеции – 6798, в основном среди пожилых людей, однако это значительно выше, чем в других скандинавских странах.
В Швеции при населении в 10 млн человек было зарегистрировано свыше 225,5 случая коронавируса, и 6,5 тыс. человек умерли. Для сравнения: в Австралии, которая решилась на жесткий карантин, показатели заболеваемости почти в 10 раз ниже шведских. А удельное число смертей в 6 раз ниже, чем в Швеции.
комментарии(1)
0
Игорь 23:41 04.12.2020
Оформление данной статьи о негативной статистике в нашей стране портретом ухоженной дамочки вызывает оторопь своим контрастом. Зачем эту женщину туда поместили? Прическа на многие тысячи рублей из дорогой парикмахерской и всё такое прочее и развал всего и вся плюс смерти соотечественников от этого развала. Удачное сочетание. Спасибо. Грустно.