Китайских перевозчиков приглашают присоединиться к транспортным коридорам ЕАЭС. Фото с сайта www.news.cn
Российско-китайская торговля сократилась в этом году на 2%. Остановить это падение, по мысли чиновников, должны новые цифровые коридоры между Китаем и странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС, в него входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Михаил Мишустин отметил, что для обоих государств важно развитие сотрудничества между Китаем и ЕАЭС, в том числе по сопряжению с китайской инициативой «Один пояс – один путь». Глава российского правительства поздравил Китай с заметными успехами в борьбе с коронавирусом и в освоении космоса.
25-ю регулярную встречу глав правительств РФ и КНР виртуально освещал свет из космоса. Впервые за несколько десятилетий земной космический аппарат должен доставить на Землю образцы грунта с Луны. Последний раз это делали аппараты, посланные из СССР в середине 70-х годов. Теперь в этот клуб может вступить Китай. Премьер-министр Михаил Мишустин поздравил Китай с успешной посадкой аппарата «Чанъэ-5» на поверхность Луны. Глава российского правительства надеется, что космическое сотрудничество РФ и КНР «продолжит свое динамичное развитие». «Считаю, что успехи Китая в борьбе с коронавирусом заслуживают самой высокой оценки», – добавил Мишустин.
При этом он отметил, что России и Китаю необходимо приступить к созданию системы цифровых коридоров для расширения сотрудничества между КНР и странами Евразийского экономического союза. Глава российского кабмина считает, что для обоих государств важно развитие сотрудничества между Китаем и ЕАЭС, в том числе по сопряжению китайской инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП) и планов организации.
Торговый оборот между Россией и КНР снизился на фоне пандемии. При этом чиновники уверены, что показатели взаимной торговли быстро вернутся на траекторию роста. Премьер-министр Мишустин напомнил, что Китай для России «не только давний друг, но и самый крупный торговый партнер». Доля КНР во внешнеторговом обороте РФ составляет около 17%, отметил он. Мишустин также напомнил, что лидеры двух стран ранее ставили цель вывести объем двусторонней торговли на уровень 200 млрд долл. в год.
В свою очередь, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян отметил, что «несмотря на то, что в этом году мировая торговля значительно падает, двусторонний товарооборот Китая и России снизился незначительно – примерно на 2%».
По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот Китая и России за первые десять месяцев 2020 года составил 88,2 млрд долл., что на 2,3% меньше, чем за такой же период прошлого года. Китайский экспорт в Россию вырос на 0,9% (до 40,6 млрд), а импорт российских товаров и услуг в Китай сократился на 4,8%, до 47,6 млрд долл. Китай обладает большим и развивающимся рынком и заинтересован в увеличении импорта российской продукции, заявил Ли Кэцян.
Китай является мировой экономической сверхдержавой, его товарооборот исчисляется триллионами долларов, а доля России в его внешнеторговом обороте – чуть более 2%. Как рассказывал замминистра коммерции Китая Цянь Кэмин, за последние пять лет торговый оборот Китая только со странами вдоль «Пояса и пути» превысил 5 трлн долл.
Что касается цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, то они находятся еще в стадии формирования. Соглашение об образовании консорциума для создания коридоров было подписано на «Транспортной неделе – 2020» в Москве в конце ноября. Задачей консорциума декларируется развитие международных транспортных коридоров, организация информационного взаимодействия с мировыми цифровыми экосистемами в области транспорта и логистики. Благодаря новой системе предполагается сократить сроки пассажирских и грузовых перевозок, а также упростить транзит по территории ЕАЭС.
Несколькими днями ранее Мишустин призывал вывести Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) на «траекторию уверенного развития». Говоря о развитии транспортной инфраструктуры, он называл первостепенной задачу открытия до конца 2020 года шести маршрутов, которые предусмотрены Соглашением между правительствами государств – членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.
Тренды на взаимодействие китайской стратегической инициативы «Один пояс – один путь» и стран, входящих в ЕАЭС развиваются уже порядка 10 лет, причем в эту же зону попадает и взаимодействие в рамках ШОС, так как речь идет об одной и той же территории, - сказал «НГ» директор Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований Академии при президенте (РАНХиГС) Александр Савченко. - Китай время от времени изменяет насыщение этой инициативы конкретными мероприятиями».
Взаимодействие «Пояса и пути» и ЕАЭС постепенно развивается, и с развитием в РФ элементов цифровой экономики эта тенденция переходит и в сферу торговых отношений с КНР, говорит эксперт. «Известно, например, что в РФ борьба с экспортом необработанного леса-кругляка идет за счет маркировки, чтобы все движение древесины от делянок до таможенной границы было прозрачным. Теперь к этой работе надо подключать Китай, ведь не секрет, куда в основном уходил сибирский и дальневосточный кругляк, – говорит Савченко. – Второе важное направление – создание транспортных коридоров, скоростных грузовых перевозок из Юго-Восточной Азии в Западную Европу, в том числе через территорию РФ. Пункты пропуска должны быть цифровизованы, документы должны быть готовы еще до прихода состава на границу».
«Сопряжение ЕАЭС и ОПОП – это общее направление, признание того, что и Россия, и Китай учитывают интересы друг друга в своих интеграционных процессах на пространстве большой Евразии. В частности, заключено торговое соглашение между ЕАЭС и Китаем, проходит работа по гармонизации ряда стандартов и снятию таможенных барьеров, – сказал «НГ» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. – Об эффективности связей и политики свидетельствует динамика товарооборота между нашими странами. Снижение ниже, чем в среднем, тем более у нас растет глубина переработки экспорта. В первую очередь речь идет о химической продукции (наиболее бурный рост показали пластмассы) и о продуктах питания».У России есть потенциал в сфере технологического сотрудничества, задел есть в авиастроении, двигателестроении, только этот потенциал нужно правильно реализовывать, говорит Манкевич. «На текущий момент деятельность Роскосмоса и их последние инициативы вызывают ряд вопросов, в то время как китайцы поступательно реализуют технологический потенциал и развивают технологии, повышают создаваемую добавленную стоимость в экономике». Власти Китая и России занимаются сопряжением двух инициатив уже не первый год. В течение 10 лет радикально менялось таможенное законодательство, но законы не самое сложное, гораздо сложнее их выполнение, сказала «НГ» основатель компании Sinoruss Сурана Раднаева. «Очевидно, что Китай куда более активно действует в этом направлении. Например, в Польше уже запущена инфраструктура для приема товаров из Китая, которые поступают в том числе и через Россию. Определенные подвижки есть и у нас, хотя они и не так заметны. Некоторые наши товары выходят на китайский рынок, но это все же исключения и краткосрочные победы. Видимо, сначала нужно договориться о некоторых правовых формальностях, что, собственно, и делают на текущем этапе наши власти», – говорит она. На фоне успехов КНР в космосе эксперт не склонна утверждать, что в технологиях Россия становится «младшим братом» Китая. «Тут не всё так однозначно, хотя существенных успехов у Роскосмоса и нет, наращивание технологичности в среднем бизнесом всё усиливается. А вот китайские ракеты, всё-таки основаны на российских проектах - с одной стороны прошедших испытание временем (а значит доказавших свою эффективность, но и с недостатками, с которыми мы давно знакомы), а с другой - усовершенствованных за счёт общечеловеческого развития технологий, изделия должно качества по которым создаются именно в Китае. Так что, технологии скорее не повод для соперничества, а платформа для сотрудничества», - говорит Раднаева.
комментарии(0)