0
3862
Газета Экономика Печатная версия

02.12.2020 20:22:00

Россия остановит спад торговли с Китаем с помощью цифровых коридоров

Москва и Пекин сопрягают ЕАЭС с Новым шелковым путем

Тэги: международные отношения, рф, китай, торговля, еаэс, новый шелковый путь. цифровые коридоры

On-Line версия

международные отношения, рф, китай, торговля, еаэс, новый шелковый путь. цифровые коридоры Китайских перевозчиков приглашают присоединиться к транспортным коридорам ЕАЭС. Фото с сайта www.news.cn

Российско-китайская торговля сократилась в этом году на 2%. Остановить это падение, по мысли чиновников, должны новые цифровые коридоры между Китаем и странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС, в него входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Михаил Мишустин отметил, что для обоих государств важно развитие сотрудничества между Китаем и ЕАЭС, в том числе по сопряжению с китайской инициативой «Один пояс – один путь». Глава российского правительства поздравил Китай с заметными успехами в борьбе с коронавирусом и в освоении космоса.

25-ю регулярную встречу глав правительств РФ и КНР виртуально освещал свет из космоса. Впервые за несколько десятилетий земной космический аппарат должен доставить на Землю образцы грунта с Луны. Последний раз это делали аппараты, посланные из СССР в середине 70-х годов. Теперь в этот клуб может вступить Китай. Премьер-министр Михаил Мишустин поздравил Китай с успешной посадкой аппарата «Чанъэ-5» на поверхность Луны. Глава российского правительства надеется, что космическое сотрудничество РФ и КНР «продолжит свое динамичное развитие». «Считаю, что успехи Китая в борьбе с коронавирусом заслуживают самой высокой оценки», – добавил Мишустин.

При этом он отметил, что России и Китаю необходимо приступить к созданию системы цифровых коридоров для расширения сотрудничества между КНР и странами Евразийского экономического союза. Глава российского кабмина считает, что для обоих государств важно развитие сотрудничества между Китаем и ЕАЭС, в том числе по сопряжению китайской инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП) и планов организации.

Торговый оборот между Россией и КНР снизился на фоне пандемии. При этом чиновники уверены, что показатели взаимной торговли быстро вернутся на траекторию роста. Премьер-министр Мишустин напомнил, что Китай для России «не только давний друг, но и самый крупный торговый партнер». Доля КНР во внешнеторговом обороте РФ составляет около 17%, отметил он. Мишустин также напомнил, что лидеры двух стран ранее ставили цель вывести объем двусторонней торговли на уровень 200 млрд долл. в год.

В свою очередь, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян отметил, что «несмотря на то, что в этом году мировая торговля значительно падает, двусторонний товарооборот Китая и России снизился незначительно – примерно на 2%».

По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот Китая и России за первые десять месяцев 2020 года составил 88,2 млрд долл., что на 2,3% меньше, чем за такой же период прошлого года. Китайский экспорт в Россию вырос на 0,9% (до 40,6 млрд), а импорт российских товаров и услуг в Китай сократился на 4,8%, до 47,6 млрд долл. Китай обладает большим и развивающимся рынком и заинтересован в увеличении импорта российской продукции, заявил Ли Кэцян.

Китай является мировой экономической сверхдержавой, его товарооборот исчисляется триллионами долларов, а доля России в его внешнеторговом обороте – чуть более 2%. Как рассказывал замминистра коммерции Китая Цянь Кэмин, за последние пять лет торговый оборот Китая только со странами вдоль «Пояса и пути» превысил 5 трлн долл.

Что касается цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, то они находятся еще в стадии формирования. Соглашение об образовании консорциума для создания коридоров было подписано на «Транспортной неделе – 2020» в Москве в конце ноября. Задачей консорциума декларируется развитие международных транспортных коридоров, организация информационного взаимодействия с мировыми цифровыми экосистемами в области транспорта и логистики. Благодаря новой системе предполагается сократить сроки пассажирских и грузовых перевозок, а также упростить транзит по территории ЕАЭС.

Несколькими днями ранее Мишустин призывал вывести Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) на «траекторию уверенного развития». Говоря о развитии транспортной инфраструктуры, он называл первостепенной задачу открытия до конца 2020 года шести маршрутов, которые предусмотрены Соглашением между правительствами государств – членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

Тренды на взаимодействие китайской стратегической инициативы «Один пояс – один путь» и стран, входящих в ЕАЭС развиваются уже порядка 10 лет, причем в эту же зону попадает и взаимодействие в рамках ШОС, так как речь идет об одной и той же территории, - сказал «НГ» директор Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований Академии при президенте (РАНХиГС) Александр Савченко. - Китай время от времени изменяет насыщение этой инициативы конкретными мероприятиями».

Взаимодействие «Пояса и пути» и ЕАЭС постепенно развивается, и с развитием в РФ элементов цифровой экономики эта тенденция переходит и в сферу торговых отношений с КНР, говорит эксперт. «Известно, например, что в РФ борьба с экспортом необработанного леса-кругляка идет за счет маркировки, чтобы все движение древесины от делянок до таможенной границы было прозрачным. Теперь к этой работе надо подключать Китай, ведь не секрет, куда в основном уходил сибирский и дальневосточный кругляк, – говорит Савченко. – Второе важное направление – создание транспортных коридоров, скоростных грузовых перевозок из Юго-Восточной Азии в Западную Европу, в том числе через территорию РФ. Пункты пропуска должны быть цифровизованы, документы должны быть готовы еще до прихода состава на границу». 

«Сопряжение ЕАЭС и ОПОП – это общее направление, признание того, что и Россия, и Китай учитывают интересы друг друга в своих интеграционных процессах на пространстве большой Евразии. В частности, заключено торговое соглашение между ЕАЭС и Китаем, проходит работа по гармонизации ряда стандартов и снятию таможенных барьеров, – сказал «НГ» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. – Об эффективности связей и политики свидетельствует динамика товарооборота между нашими странами. Снижение ниже, чем в среднем, тем более у нас растет глубина переработки экспорта. В первую очередь речь идет о химической продукции (наиболее бурный рост показали пластмассы) и о продуктах питания».

У России есть потенциал в сфере технологического сотрудничества, задел есть в авиастроении, двигателестроении, только этот потенциал нужно правильно реализовывать, говорит Манкевич. «На текущий момент деятельность Роскосмоса и их последние инициативы вызывают ряд вопросов, в то время как китайцы поступательно реализуют технологический потенциал и развивают технологии, повышают создаваемую добавленную стоимость в экономике». Власти Китая и России занимаются сопряжением двух инициатив уже не первый год. В течение 10 лет радикально менялось таможенное законодательство, но законы не самое сложное, гораздо сложнее их выполнение, сказала «НГ» основатель компании Sinoruss Сурана Раднаева. «Очевидно, что Китай куда более активно действует в этом направлении. Например, в Польше уже запущена инфраструктура для приема товаров из Китая, которые поступают в том числе и через Россию. Определенные подвижки есть и у нас, хотя они и не так заметны. Некоторые наши товары выходят на китайский рынок, но это все же исключения и краткосрочные победы. Видимо, сначала нужно договориться о некоторых правовых формальностях, что, собственно, и делают на текущем этапе наши власти», – говорит она. На фоне успехов КНР в космосе эксперт не склонна утверждать, что в технологиях Россия становится «младшим братом» Китая. «Тут не всё так однозначно, хотя существенных успехов у Роскосмоса и нет, наращивание технологичности в среднем бизнесом всё усиливается. А вот китайские ракеты, всё-таки основаны на российских проектах - с одной стороны прошедших испытание временем (а значит доказавших свою эффективность, но и с недостатками, с которыми мы давно знакомы), а с другой - усовершенствованных за счёт общечеловеческого развития технологий, изделия должно качества по которым создаются именно в Китае. Так что, технологии скорее не повод для соперничества, а платформа для сотрудничества», - говорит Раднаева.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1866
Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
1913
Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
2810
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
1648

Другие новости