На базе ВЭБ теперь будет сформирован крупный инвестиционный блок. Фото Reuters
Реформированным институтам развития чиновники намерены прописать собственные ключевые показатели эффективности (КПЭ), по которым собственно работа этих самых институтов в будущем и будет оцениваться. Такое распоряжение премьера Михаила Мишустина было опубликовано на официальном сайте правительства в понедельник. Чиновники обещают, что работа институтов и соответствие их КПЭ будет отслеживаться в режиме реального времени. Правда, система мониторинга еще не создана. Эксперты полагают, что эффективность показателей эффективности организаций сведется к бумажным отчетам и нарисованным цифрам, как это уже случилось с майскими указами 2012 года. Многие решения властей в конечном итоге выливаются в «имитацию деятельности», замечали экономисты.
Глава российского правительства сформировал специальную межведомственную рабочую группу, которая будет заниматься «совершенствованием структуры институтов развития», а также «составлять рекомендации по ключевым показателям эффективности».
В новой системе показателей приоритет будет смещен от финансовых показателей к «параметрам, более точно характеризующим достижение поставленных президентом национальных целей». «Особенностью нового подхода будет оценка качества работы институтов в динамике, а не в конце года», – объясняют чиновники.
Для контроля за достижением результатов планируется задействовать разработанную правительством систему мониторинга национальных целей развития. К 15 декабря Минэкономразвития (МЭР) и Минфин должны представить в правительство предложения по конкретным показателям. До 25 декабря, как указано в поручении, необходимо завершить утверждение КПЭ на 2021 год. Аналогичные критерии оценки также будут разработаны для компаний со 100-процентным государственным участием.
В понедельник Минэкономразвития отчиталось, что совместно с Минфином, ВЭБ.РФ и другими ведомствами приступили к подготовке «дорожных карт» по реформированию институтов развития. «Дорожные карты» чиновники МЭР обещают представить в кабинет министров к 4 декабря. «Задача состоит в том, чтобы сделать институты развития более компактными и более эффективными. В отличие от прямых бюджетных вложений они способны дать мультипликативный эффект – кратно увеличить отдачу от инвестиций. Поэтому институты развития должны максимально задействовать частный капитал, кредитные ресурсы для реализации единого плана по достижению национальных целей», – заявил глава МЭР Максим Решетников.
Контролировать исполнение поручения будет вице-премьер – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко. Днем ранее он отмечал, что замерять эффективность реформированных институтов развития поможет разработанная правительством система мониторинга достижения национальных целей развития России, которая «позволяет в режиме реального времени оценить, насколько достигаются запланированные результаты». «Принцип работы системы очень прост. Из разных источников в режиме реального времени в одну информационную систему собираются данные о выполнении заявленных целей и определенных KPI», – рассказывал вице-премьер (KPI – английский вариант КПЭ). Для разработки такой системы в МЭР создается рабочая группа под председательством замминистра экономического развития Ильи Торосова.
Цель реформы – создать единый механизм управления, при котором работает такая вертикаль власти, которая бы позволяла решать задачи на всех этапах непосредственно с профильными институтами развития, считает Григоренко. «Это перемены ради улучшения того, что работает, и прекращения поддержки того, что избыточно или не работает, а также в чем давно нет необходимости», – объяснил глава аппарата правительства.
О масштабной оптимизации институтов развития премьер Мишустин объявил еще 23 ноября. В рамках реформы на базе ВЭБа теперь будет сформирован крупный инвестиционный блок с передачей под его управление Корпорации МСП, Российского экспортного центра, ЭКСАРа, «Роснано», фонда «Сколково», Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Фонда развития промышленности.
Часть функций еще восьми институтов развития будут перераспределены между ВЭБом и федеральными органами исполнительной власти, а сами эти институты развития будут ликвидированы. Это АО «Особые экономические зоны», Фонд развития моногородов, Российский фонд развития ИТ, Росинфокоминвест, Агентство по технологическому развитию, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике и некоторые другие.
Ставка на KPI похвальна. Хотя в стране уже есть печальный опыт, когда бюрократия добивалась исполнения формальных показателей путем пересмотра статистики или манипуляции с цифрами. Так, ранее власти уже вводили так называемый KPI губернаторов. «Эффективность» глав субъектов РФ предполагалось замерять по количеству высокопроизводительных рабочих мест в регионе, числу занятых в сфере малого и среднего бизнеса, объему инвестиций в основной капитал, доступности жилья, уровню бедности, ожидаемой продолжительности жизни, а также по уровню доверия президенту и самим главам регионов (см. «НГ» от 28.04.19). Многие впоследствии критиковали такой подход, называя его чересчур формальными. Тем более что к высокопроизводительным рабочим местам были отнесены ставки чиновников с высокими окладами.
Примечательно, что даже в бизнес-среде многие уже убедились в неэффективности формальной гонки за KPI. Эксперты предостерегали от формального подхода к выполнению показателей, что наблюдается почти повсеместно. Жесткие и четкие KPI хорошо работают только в теории, считают эксперты. Основная сложность – отсутствие связи между критериями эффективности и мотивами самих исполнителей.
Аппарат правительства утверждает, что начинает перемены не только ради самих перемен. Но ученые экономисты уже установили, что за многими декларациями о переменах последует лишь имитация реформ. К примеру, экономисты из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в своем недавнем докладе «Посткризисное восстановление экономики» обращали внимание, что практика принятия властями решений свидетельствует, что варианты, предполагающие высокие требования к качеству управления и «политической воле», воспринимаются субъектами управления совершенно не так, как изначально декларировалось. Предложения о реформах воспринимаются как рискованные, в результате они либо отторгаются, либо реализуются сугубо формально, в «режиме имитации», что приводит к дискредитации как отдельных мер и инструментов, так и целых направлений экономической политики, замечали экономисты.
Примеров таких «игр в имитацию» можно привести великое множество. Например, для исполнения майских указов о повышении зарплат врачей и учителей до среднерегионального выполнялись с помощью подгонки методики расчетов. Еще один пример – это искажение причин смертности ради демонстрации достижений в борьбе с конкретными видами заболеваний.
Эксперты «НГ» отмечают, что и сами цели национального развития, на исполнение которых теперь будут работать институты развития, сформулированы тоже довольно туманны. А это значит, что реализовать их можно будет за счет «бумажных» отчетов, не исключает главный аналитик компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман. «На фоне формальной консолидации усилий по достижению целей развития усилия по их реализации могут быть в значительной степени подгонкой желаемого под действительное. При этом эффективность реализованных программ вызывает сомнения с точки зрения развития экономики и социальной сферы», – продолжает он.
Главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов предполагает, что новые критерии оценки институтов – это попытка обоснования дальнейшей ликвидации организаций. «В условиях дефицитного бюджета и урезания расходов по большей части расходных статей необходимость в наличии этих институтов развития выглядит сомнительной. И показывать конкретные результаты в текущих условиях дефицита бюджетных средств институтам развития будет сложно», – продолжает он.
В любом случае простые граждане эффектов от этой реформы не почувствуют. Население, вероятно, вообще ничего не почувствует, поскольку на его жизни результаты работы институтов развития даже теоретически должны сказаться нескоро, говорит аналитик компании «Финам» Леонид Делицын. «Для населения никакой конкретной пользы от реформы институтов развития не будет и быть не может, потому что «Роснано», «Сколково» и ВЭБ.РФ существуют как отдельные институты уже очень давно, но широким слоям населения о них мало что известно, не говоря уже о каком-либо прикладном значении для простого человека», – соглашается замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
комментарии(0)