Сотни кафе и ресторанов закрываются из-за ковидных ограничений. Фото РИА Новости
Основные антикризисные меры поддержки бизнеса закончились в октябре или заканчиваются в ближайшее время. Льготные кредиты предприятиям помогли сохранить около 1 млн рабочих мест. Однако уже в декабре две трети предпринимателей не смогут выполнить условия по сохранению штата сотрудников. Глава правительства Михаил Мишустин сообщил, что задача кабинета – продолжить поддержку малого бизнеса. Однако пресс-секретарь президента РФ заявил, что дополнительных мер поддержки бизнеса в России пока не требуется.
Экономика восстанавливается гораздо хуже, чем ожидалось, констатирует президентский уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. Он считает, что для предотвращения массовой ликвидации компаний и сокращения рабочих мест необходима разработка нового пакета мер поддержки бизнеса.
По данным бизнес-омбудсмена, не испытали проблем в связи с коронакризисом только 13,3% компаний из числа опрошенных. У 83,7% выручка ощутимо снизилась (в том числе у 19% – в четыре раза и более). Главная проблема – падающий спрос. Почти 82% респондентов сообщили, что спрос на продукцию их компании за 10 месяцев с начала 2020 года или сильно уменьшился, или совсем исчез. Около 45% не смогли воспользоваться никакими мерами государственной поддержки. Почти 39% предпринимателей, которые воспользовались той или иной мерой поддержки, должны погасить свои обязательства в ближайшее время. Но почти половине из них (49,5%) нужна новая реструктуризация, так как они не смогут погасить долг по наступлению срока погашения. Еще 9,3% считают, что не смогут погасить долг и вынуждены будут закрыть бизнес.
Участники опроса в качестве самых действенных мер поддержки на будущее указали снижение налогов или реструктуризацию налоговой задолженности (52,3%), отказ от закрытия бизнеса на карантин (46,5%), а также выдачу новых прямых дотаций в размере 1 МРОТ на работающего за все месяцы ограничений (27,1%).
В Минэкономразвития в понедельник отметили, что кредиты бизнесу под 0% для выплаты зарплаты помогли сохранить 1,2 млн рабочих мест. Объем кредита рассчитывался исходя из одного минимального размера оплаты труда (12 130 руб.) на каждого сотрудника в штате компании. Там сообщили, что по этой программе заключено 39 тыс. кредитных соглашений на сумму около 102 млрд руб. Субсидию получили предприниматели и организации, включенные в список пострадавших отраслей, в том числе субъекты малого и среднего бизнеса. Программа действовала с 30 марта по 1 октября.
«Самой эффективной из всех принятых мер в части сохранения количества субъектов и числа рабочих мест оказалось снижение ставок по страховым взносам для субъектов МСП, и мы надеемся, что опыт применения этой меры удастся тиражировать, – сказала «НГ» директор института имени П.А. Столыпина Анастасия Алехнович. – По итогам второго и третьего кварталов 2020 года, несмотря на общее снижение ВВП, ее применение привело к росту заработных плат в секторе и росту доходов бюджета. Считаем необходимым в рамках нового антикризисного пакета распространить снижение страховых платежей до 15% на другие сектора экономики».
В правительстве не отрицают, что бизнесу еще нужна поддержка. «В малом бизнесе заняты миллионы людей, и наша задача – продолжить их поддержку», – заявил в понедельник премьер-министр Михаил Мишустин, но поводом стало лишь объявление о продлении моратория на плановые проверки до 31 декабря 2021 года и возможности начать бизнес через МФЦ.
Накануне глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупредил, что без существенного увеличения поддержки компаний МСП треть из них может прекратить работу в результате второй волны пандемии. «Я уверен, что государство должно серьезно, существенно поддержать дополнительно и средний, и малый бизнес, и население. Ресурсы есть. Вторая волна требует большей поддержки, чем было в первую волну», – сказал он.
Однако этот вопрос не очевиден для Кремля. В России пока не планируется нового пакета мер помощи бизнесу, заявил в понедельник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Пока сейчас речь не идет о каких-то очередных пакетах помощи», – сказал он. При этом он подчеркнул, что «весной ситуация была кардинально другая», сейчас же «экономика продолжает функционировать», и в новых мерах поддержки экономики «просто нет необходимости».
Эксперты «НГ» обращают внимание, что большинство мер поддержки отнюдь не безвозмездные и предприятиям при резком сокращении выручки надо тем не менее изыскивать средства на оплату затрат, в том числе налогов. Они также считают, что власти сейчас делают непростой экономический выбор, подсчитывая, что выгоднее – сохранять действующий бизнес субсидиями и списанием налогов или содержать безработных в случае массовых банкротств.
Управляющий партнер консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева выделяет два ключевых недостатка системы мер господдержки бизнеса в 2020-м. «Во-первых, большинство мер не были безвозмездными и потому лишь отодвинули проблему долгов и неплатежей на несколько месяцев вперед. Во-вторых, пользоваться большинством мер господдержки могли лишь предприниматели из определенного списка отраслей. Хотя круг пострадавших предприятий оказался гораздо шире», – сказала она «НГ». Ситуации, в которую попали многие предприниматели, не позавидуешь, говорит Ненашева, ведь отдавать долги, в том числе по налогам и кредитам, им просто нечем.
Эксперт не берется сказать, решится ли государство на новый пакет мер по поддержке бизнеса. «Не исключено, что придется делать непростой выбор, просчитывая экономические последствия вариантов решения: что будет дешевле для бюджета – сохранить существующий бизнес субсидиями и списанием налогов или содержать тех, кто останется без работы и без средств к существованию в случае массовых банкротств. Второй карантин не вводят, видимо, лечить тысячи новых заболевших все же дешевле, чем платить пособия миллионам безработных и списывать налоги миллионам предпринимателей», – говорит Ненашева.
«Кратковременное послабление ограничительных мер не дало возможности бизнесу наверстать потери первого полугодия, а падение доходов населения и, как следствие, падение потребления вряд ли сулят бизнесу быстрое восстановление, – сказал «НГ» завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ имени Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. – Часть мер поддержки от государства, таких как налоговые послабления, уже прекратили действовать, а новой поддержки не предвидится. Фактически сейчас основной мерой поддержки МСП бизнеса можно назвать разрешение продолжать работать с соблюдением мер профилактики коронавируса. Другими словами, то, что бизнес не загнали в повторный локдаун, уже хорошо. Однако это не значит, что такая «полуактивность» дает возможность развиваться и сохранять рабочие места. Компании просто переходят в режим тотальной экономии – ни о каком развитии здесь речи не идет».
Вторая волна может оказаться для бизнеса намного хуже, чем первая, считает Завьялов. «Первая волна была ограничена по времени, а многие регионы вообще затронула незначительно. Сейчас мы видим, что введение ограничительных мер и ухудшение эпидемиологической обстановки приведут к затяжному периоду «полуактивности», во время которого бизнес будет фактически работать на уровне точки безубыточности, пытаясь закрыть убытки первого полугодия. Даже для отраслей, входящих в список наиболее пострадавших от коронавируса, в октябре закончился период автоматических отсрочек, и нужно производить отложенные выплаты, а денег на это так и не появилось», – пояснил он.
комментарии(0)