0
5247
Газета Экономика Печатная версия

29.11.2020 21:03:00

Россияне встали на защиту своего главного актива – жилья

Коммунальные услуги оказались непосильным бременем для коммунальщиков

Тэги: коммунальные услуги, оплата, жкх, пени, мораторий, неплатежи

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коммунальные услуги, оплата, жкх, пени, мораторий, неплатежи Население в подавляющем большинстве старается оплачивать ЖКХ вовремя. Фото агентства «Москва»

В стране обсуждается вопрос продления в 2021 году моратория на пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг населением, сообщили «НГ» в Минстрое. Временная отмена пени дает возможность потребителям перераспределить нагрузку на семейный бюджет. Предположение же, что послабления могут совсем отучить россиян платить за ЖКХ, не подтверждается. По оперативным данным Минстроя, в третьем квартале уровень оплаты был близок к 94%, что лишь чуть хуже рекордного значения 2019 года. Люди не хотят рисковать своим, как правило, самым главным активом. Правда, оставшиеся 6% неплатежей сформировали долг более чем на 700 млрд руб., что критично для отрасли.

«Учитывая эпидемиологическую ситуацию, вопрос продления моратория на пени сейчас вновь обсуждается как одна из вынужденных мер защиты граждан, которые по разным причинам из-за пандемии оказались неплательщиками», – сообщили «НГ» в пресс-службе Минстроя.

В апреле правительство приняло решение о запрете начисления пеней и ограничения предоставления коммунальных услуг в случае их несвоевременной оплаты гражданами. Соответствующий мораторий сейчас действует до 1 января 2021 года, напомнили в ведомстве Ирека Файзуллина.

Минстрой, как уточнили в пресс-службе, внимательно следит за ситуацией с оплатой поставленных жилищно-коммунальных услуг, и «пока значительного роста неплатежей по услугам ЖКХ не ожидается». «В начале пандемии действительно наблюдалось снижение платежной дисциплины. Например, в апреле, когда начался режим самоизоляции и приостанавливалась работа предприятий, уровень оплаты платежей опустился с прошлогодних 96% до 81%. Но ситуация выравнивается: во втором квартале, даже несмотря на результаты апреля, платежная дисциплина составила 94,4%. По оперативным данным, в третьем квартале достигнутый уровень оплаты также близок к этому уровню», – сообщили в ведомстве.

Как отметили в Минстрое, задолженность за жилищно-коммунальные услуги со стороны граждан сейчас даже снижается. Но все равно она остается внушительной. «По итогам полугодия долг населения по платежам за ЖКХ составил 731 млрд руб., он снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29 млрд руб.», – уточнили в пресс-службе.

«По итогам 2020 года задолженность россиян и бизнеса по услугам ЖКХ может составить 1,2 трлн руб. Это много, но меньше, чем прогнозировалось еще весной: тогда коммунальщики заявляли, что долги могут составить по итогам года 2–2,5 трлн руб.», – сказал «НГ» гендиректор компании «Городские Инновационные Технологии» Сергей Минко.

«Весной собираемость платежей резко упала, но затем восстановилась и сейчас ненамного отстает от уровня прошлого года. Но у бизнеса задолженность растет, поскольку снизились обороты и прибыль, а тарифы для коммерческих организаций гораздо выше, чем для населения», – добавил эксперт. По его мнению, продление моратория на начисление пеней «приведет к тому, что отрасль недополучит очень серьезные средства, и тогда это скажется на качестве обслуживания домов, может привести к увеличению различных аварий».

Как считает директор Ассоциации товариществ собственников жилья Московской области Сергей Белолипецкий, «размер пени в принципе не очень велик и решающего значения для выбора – платить или не платить за жилищно-коммунальные услуги – не имеет». Зато физическая нехватка денежных средств может стать основной причиной неплатежей даже среди добропорядочных собственников, полагает он.

«Платежная дисциплина коррелирует с доходами: при их сокращении будет падать и дисциплина», – соглашается профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Евгений Блех. По данным исследовательского холдинга «Ромир», сейчас в среднем по России доля расходов на ЖКХ составляет в семейных бюджетах около 11%.

Сам факт того, что даже в коронавирусный период после краткосрочных провалов платежная дисциплина вернулась к таким высоким показателям (94% и более), говорит о том, что население старается обезопасить свой, как правило, самый главный актив семьи – жилье. Происходит трансформация сознания россиян: люди мыслят как собственники и не хотят рисковать активом, который затем они смогут передать по наследству. Судиться же с государством за неуплату мало кто готов, поэтому семьи скорее сократят повседневные траты на что-то другое (одежду, поездки, даже некоторые продукты питания), но не на обязательные коммунальные платежи.

В прошлом году собираемость платежей с населения достигла рекордных 96%, и это тоже опровергало распространенное мнение о том, что россияне – недисциплинированные плательщики за услуги ЖКХ. Однако и проблема накопленного оставшимися неплательщиками долга тоже остро стояла для отрасли. И уже тогда эксперты поясняли, что многомиллиардная задолженность, судя по всему, сформирована теми потребителями услуг, которые уже вряд ли когда-либо ее погасят (см.«НГ» от 13.11.19).

«Отрасль ЖКХ, пожалуй, более других имеет посреднический характер в системе больших финансовых потоков», – уточнил Белолипецкий. И это, похоже, тоже одна из причин ее провалов или неэффективности. Кроме того, не стоит забывать, что в проблему неплатежей вовлечены не только простые граждане, но и предприятия, и управляющие компании. Сказываются и другие решения властей. Как уточняет доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Максим Соколов, действенность правительственных мер поддержки в сфере ЖКХ будет зависеть не только от преодоления кризиса, но и от тарифной политики.

«Одна из сложнейших задач, которая очень тяжело решается в стране, – это экономически обоснованный тариф в сфере ЖКХ и ограничение платы наших граждан, – пояснял осенью теперь уже экс-глава Минстроя Владимир Якушев. – Тема достаточно непростая. Мы на эту тему дискутируем и говорим, что сегодня система жилищно-коммунального хозяйства в этом плане недофинансирована. Потребности в инвестициях на данный момент огромные».

Если же услуги ЖКХ не оплачиваются должным образом, тогда единственный источник для устранения разрыва – это бюджетные деньги, добавил он. И следующий не менее важный фактор – эффективность расходования выделенных средств. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кадровый кризис продлевается на 2025-й

Кадровый кризис продлевается на 2025-й

Анастасия Башкатова

Зарплатные амбиции работников вошли в топ-3 проблем предприятий

0
2580
Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

0
4672
Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
3362
Верховный суд не согласился со стандартами адвокатов

Верховный суд не согласился со стандартами адвокатов

Екатерина Трифонова

У защитников по назначению от государства есть проблемы с правовым статусом

0
2833

Другие новости