0
3824
Газета Экономика Печатная версия

25.11.2020 19:59:00

Вслед за институтами развития реформируют госкомпании

Сокращение бюджетного пирога требует пересмотра бюджетополучателей

Тэги: институты развития, реформа, госкомпании, бюджетный дефицит

On-Line версия

институты развития, реформа, госкомпании, бюджетный дефицит Первый зампред Центробанка Сергей Швецов намерен совершенствовать подходы к управлению в госкомпаниях. Фото РИА Новости

Вслед за реформой государственных институтов развития может последовать реформа госкомпаний. Как пишет агентство Reuters, возглавят новую реформу Минфин и Центробанк, которые уже формулируют критерии отбора государственных корпораций. Чиновники настаивают: главный критерий – эффективность и прибыльность компаний. Эксперты же видят новую попытку сократить число получателей сокращающегося бюджетного пирога.

После анонса реформы институтов развития российские чиновники могут заняться многочисленными госкомпаниями и госпредприятиями. Власти РФ надеются сделать компании с госучастием более эффективными, изменив критерии мотивации руководства и сократив количество директив со стороны государства, сообщает Reuters.

В условиях бюджетного дефицита власти ставят новую цель – увеличение числа прибыльных госкомпаний, считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Именно поэтому планируется вывод с рынка убыточных предприятий.

Сообщается, что Центробанк готов принять участие в этой расчистке, а за основу будут взяты подходы по расчистке банковского сектора. «Я глубоко убежден, что большая часть проблем банковского сектора была в недобросовестном корпоративном управлении, даже не то что в недобросовестном... неадекватном. Это касается и госкомпаний, у нас есть большой пакет предложений, как совершенствовать подходы к корпоративному управлению в компаниях с госучастием», – приводит Reuters слова первого зампреда ЦБ Сергея Швецова.

В ведомстве Эльвиры Набиуллиной подчеркивают: эффективная госкомпания – это в первую очередь прибыльная компания. «Во всем мире идет переток позиций относительно того, что компания – это прибыль и ничего больше, к позиции, что корпорация является частью общества и не может быть свободной от потребностей общества. Это тоже надо осознавать, особенно публичным компаниям», – говорит Швецов.

В рамках оптимизации власти намерены внедрить в госкомпании новые требования к отчетности, проводить стресс-тестирование корпораций.

Реализацией реформы корпоративного управления в госкомпаниях на практике занялся Минфин, получивший в начале года под свое крыло Росимущество, сообщает Reuters. Замглавы Минфина Алексей Моисеев в числе прочего предлагает привязать выплачиваемое руководству компаний вознаграждение к показателям эффективности госпредприятия. «Формально вознаграждение руководства госкомпаний привязано к KPI (ключевые показатели эффективности. – «НГ»), где каждый коэффициент имеет свой вес, но к текущему моменту эта практика выродилась», – считают в Минфине.

В итоге KPI размываются. Моисеев считает, что сегодня показатели эффективности руководства госкомпаний превратились «в профанацию».

В министерстве реформирование госкомпаний видят в том числе и через реформу пресловутых KPI. Они предлагают сделать обязательными для исполнения семь показателей, из которых не больше четырех должны иметь финансово-экономический характер, а не более трех – являться отраслевыми показателями.

Ведомство также предлагает разделить компании с госучастием на четыре группы. И в зависимости от группы определять свой спектр возможных показателей эффективности. В министерстве также надеются, что обновленные госкорпорации будут выплачивать вознаграждение своему менеджменту в зависимости от выполненных KPI и в случае роста доходов основного акционера – государства.

В июле пресса описывала планы Минфина по сокращению численности госкомпаний. Их общее количество должно было снизиться в 2020 году до 1465, в 2021-м – до 1319, а в 2023-м – уже до 1068. Год назад Моисеев рассказывал, что в тех компаниях, где доля государства превышает 50%, она должна быть снижена до этого уровня. А в некоторых долю государства предлагалось снизить даже до 25%.

Тягу правительства к перетасовке госкомпаний можно объяснить сокращением бюджетного пирога из-за падающих нефтегазовых доходов. Но есть и аппаратные мотивы: новые руководители исполнительной власти хотят переподчинить себе все существенные предприятия и структуры.

Между тем аудиторы Счетной палаты (СП) указывали, что чиновники не знают даже точного числа предприятий с госучастием. Так, в конце августа аудиторы СП сообщали, что подсчеты Росимущества, Росстата и Федеральной налоговой службы (ФНС) сильно расходятся. По данным Росимущества, в РФ действуют 1025 акционерных обществ (АО) и 626 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). По данным Росстата – 1059 АО и 760 ФГУП, по данным ФНС – 218 АО и 792 ФГУП.

В отчеты Минэкономразвития для правительства включаются данные только по 10 АО, то есть только об 1% их общего числа рассказывают в ведомстве Алексея Кудрина. А это значит, что остальные АО, по сути, находятся в серой зоне.

Прибыльными для бюджета можно назвать лишь небольшое число корпораций с госучастием. По данным той же СП, с 2017 по 2019 год доходы АО составили 1 трлн руб, ФГУП – 19,5 млрд. При этом большую часть дивидендов (97%) принесли всего 20 АО, 2% от общего числа. Около 500 компаний за три года не принесли никаких средств в казну. А задолженность по перечислению в бюджет дивидендов от ФГУП за указанный период выросла в 3,7 раза – с 192 млн до 718 млн руб. По данным ФНС, за 2017–2019 годы из госреестра юрлиц было исключено 460 ФГУП, причем свыше половины из них по причине банкротства или отсутствия деятельности.

Несмотря на неочевидные финансовые результаты, госкомпании остаются крупными получателями госсубсидий. СМИ сообщали, что 9 из 20 крупнейших госкомпаний только в 2019–2020 годах получили субсидий от государства на сумму в 63 млрд руб.

Госуправление компанией по своей природе не может быть эффективнее частной собственности, сомневается главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Он напоминает, что любая крупная госкомпания – это прежде всего мощный ансамбль лоббистов. Он сомневается в том, что чиновничий аппарат начнет теперь реформировать сам себя. «Лоббизм и коррупция вносят свои коррективы во все такие начинания, а группы интересов не хотят терять доходы», – указывает аналитик.

Реформы гидры госуправления вечно приводят к тому, что на месте любой срубленной головы в итоге вырастают две, соглашается шеф-аналитик «ТелеТрейда» Петр Пушкарев. «В новые структуры тут же набиваются замы, советники, и потребность в каждом из них всегда обосновывается общественным благом и будущей эффективностью реформ», – замечает он. 

При этом эксперт не исключает, что в этот раз финансовые показатели госкомпаний и их значимость для бюджета постараются замерить. «Но, разумеется, основная масса бюрократии и в этот раз постарается не сдать без боя ни одну позицию, а если и будет озабочена целями экономического роста, то в основном в собственных карманах», – резюмирует Пушкарев.

В России часто называют экономическими реформами то, что на самом деле является переделом рынка между хозяйствующими субъектами, при этом выигрывают всегда структуры, связанные с государством, говорит замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее мнению, в данном случае речь идет о дальнейшем усилении административного давления на бизнес, причем теперь под это давление подпадает и бизнес, связанный с государством. «От реформы управления проиграет менеджмент государственных компаний, возможно, будет сокращение численности управленческого персонала, а выиграют те фирмы, которые будут получать заказы от государства, например, на разработку новых стандартов корпоративного управления», – рассуждает Мильчакова.

«Коронавирус принес карантинные ограничения и сокращение финансовых вливаний, что затронуло все отрасли без исключения. Одни сферы смогли получить выгоду от текущего положения вещей, другие – терпят убытки и получают государственное субсидирование. Естественно, что в таких условиях правительство пересматривает не только распределение бюджета, но и эффективность работы ведомств и государственных компаний», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Реформа вполне назрела, соглашается директор по стратегии компании «ФИНАМ» Ярослав Кабаков. Он надеется, что «под нож» пойдут структуры, которые не генерируют прибыли.

С точки зрения госкомпаний регулятор может применить свой "банковский опыт" с точки зрения оценки компаний в рамках сотрудничества с банком, в первую очередь, в рамках оценки кредитоспособности, платежеспособности, долговой нагрузки, рассказывает старший преподаватель университета "Синергия" Дмитрий Ферапонтов.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
4952
"Мощные инвестиции" в обмен на фискальные послабления

"Мощные инвестиции" в обмен на фискальные послабления

Ольга Соловьева

Крупный бизнес просит у правительства обнуления налога на прибыль

0
2709
Программа долгосрочных сбережений маскирует провал пенсионных реформ

Программа долгосрочных сбережений маскирует провал пенсионных реформ

Анастасия Башкатова

Россияне заинтересовались трансформацией "замороженных" накоплений

0
4282
Несогласные эпохи воинствующей Реформации

Несогласные эпохи воинствующей Реформации

Владимир Попов

Что дали европейской цивилизации анабаптисты Швейцарии и Германии

0
3904

Другие новости