Из-за санкций МС-21 рискует остаться без крыльев. Фото с сайта www.irkut.com
США могут ввести санкции против российского Минобороны, ряда оборонных предприятий и гражданской промышленности. Санкции угрожают и проекту создания среднемагистрального самолета МС-21.
В черновой список американских санкций попали 89 китайских и 28 российских компаний, которые, по версии Вашингтона, могут быть связаны с вооруженными силами этих стран. Впервые под санкции могут попасть сразу несколько ключевых предприятий гражданского авиастроения России и Китая. В документе указано более 10 предприятий гражданского авиастроения, в том числе производителей вертолетов и авиадвигателей, разработчиков и поставщиков авиационных материалов и систем организации воздушного движения.
Особенно обращает на себя внимание наличие в этом списке «Корпорации Иркут», которая, в частности, производит новые ближнесреднемагистральные пассажирские самолеты МС-21, а также в сотрудничестве с китайской СОМАС (тоже есть в новом списке) планирует создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета нового поколения CR929.
МС-21 – серьезный конкурент самых успешных самолетов американского Boeing и европейского Airbus. Он создается с середины нулевых годов. В мае 2017-го он совершил свой первый полет с иностранными крыльями и импортными двигателями. В январе 2019 года из-за санкций США в отношении ОАК и «Ростеха» (а «Иркут» входит в этот холдинг) американская компания Hexcel и японская Toray Industries прекратили поставки композитных материалов для крыльев МС-21. Тогда глава «Ростеха» Сергей Чемезов признал, что сроки серийного производства лайнеров будут сдвинуты на год.
Производителя композитного материала нашли на просторах отечества, точнее в недрах Росатома. Однако материал необходимо превратить в крыло, затем испытать его и сертифицировать, а на все это также требуется время.
В начале ноября 2020 года «Ростех» сообщал о том, что самолет уже с российскими двигателями ПД-14 переведен из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение Иркутского авиационного завода. Ожидается, что до конца 2020 года самолет взлетит уже с новыми двигателями.
По мнению директора Института Дальнего Востока РАН Алексея Маслова, новыми ограничениями против Пекина и Москвы Вашингтон хочет помешать успешной реализации российско-китайского проекта перспективного широкофюзеляжного самолета CR929. «США крайне опасаются, что самолет РФ и КНР нанесет сильнейший удар по Boeing. Если проект CR929 будет успешно завершен, Россия и Китай не будут зависеть от импортных поставок», – заявил эксперт. При этом он не исключает, что Байден может отменить санкционные меры, которые вводил или будет вводить в ближайшее время Трамп.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) «НГ» заявили: «Наши специалисты изучают информацию, появившуюся в СМИ. Реализация ключевых гражданских программ ОАК продолжается».
Эксперты «НГ» не исключают, что расширение санкций пойдет на пользу как укреплению двустороннего сотрудничества авиастроителей России и Китая, так и усилению позиций российских производителей в этом сотрудничестве.
«Мы не знаем точных параметров ограничений, речь пока не об официальном документе, окончательные его параметры пока не известны. В случае если речь действительно пойдет о санкциях против «Иркута», у которого есть проекты и в сегменте боевой техники, санкции могут затронуть и SSJ, и МС-21. ОАК уже запустила программу корпоративной реструктуризации, в случае выделения гражданского авиастроения в отдельное юридическое лицо санкционные риски существенно сократятся», – сказал «НГ» исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
По его словам, программу импортозамещения в гражданской авиации Минпромторг реализует с середины прошлого десятилетия, поэтому уже есть наработки для замены иностранных материалов и компонентов как для SSJ, так и МС-21. Новые возможные санкции могут сказаться на сроках поставок, поэтому, считает Пантелеев, программу импортозамещения необходимо будет ускорить.
«Что касается композитного материала для крыльев МС-21, то он у нас есть, серийное производство в РФ будет доведено до промышленных объемов в 2021 году. Сейчас остались процедурные вопросы, надо завершить программу испытаний крыла из новых материалов для сертификации», – говорит эксперт.
«Создание дальнемагистрального самолета в партнерстве с китайскими компаниями находится еще на той стадии, когда поменять поставщиков – не проблема, поэтому потеря темпа там если и будет, то минимальная, – говорит Пантелеев. – Американские санкции могут привести к тому, что в этом проекте увеличится российское участие, они, например, дают больше шансов, что этот самолет будет летать с российским двигателем».
Эксперт отмечает, что в связи с пандемией промышленность сейчас далеко не на подъеме и у российских производителей есть немного времени, чтобы потратить его на создание российских аналогов необходимых гражданскому авиастроению систем и оборудования.
«Проект широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета еще далёк от реализации, на текущий момент Россия и Китай ещё не согласовали некоторые принципиальные условия», - сказал «НГ» президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. По его мнению, Россия и Китай смогут найти рынок сбыта для этого самолета в странах ЕАЭС, Пояса и Пути, а также в Африке, поэтому перспективы у проекта есть. «Текущие сложности приведут к пересмотру договоренностей, но, вероятно, такое давление покажет нам, что договариваться нужно, как и нужно создавать параллельную американской зону глобализации, завязанную на наших технологиях и высокотехнологичной продукции», - говорит Манкевич.
«Стратегически коллективный запад конкурирует с Китаем как страной, которая хочет перейти из периферийного капитализма в ядро за счёт создания большей добавленной стоимости, и самолетостроение - та отрасль, где применяются самые различные инструменты давления. Россия и Китай могут составить конкуренцию европейцам и американцам, с этом связано давление», - говорит он.
«Вероятно, проблемы с экспортом (российских и российско-китайских аппаратов – «НГ») будут возникать, и для России будет правильно продвигать товар в страны ЕАЭС, Африки, Латинской Америки и часть стран Азии, с которыми сохранились крепкие связи, - продолжает Манкевич. - Западных санкций боятся не все правительства мира, тем более, часть уже под санкциями. Это наиболее вероятные клиенты. Тем не менее, вряд ли будут действительно тотальные секторальные санкции, скорее будет непрямое давление на потенциальных покупателей».
«Скорее всего санкции США связаны с давлением на поставку России электроники и нюансами в композитных материалах, но эта проблема практически полностью будет решена, - сказал «НГ» доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. - Известно, что углерод и алюминий в одном композиционном материале «не дружат», но и эту проблему решили. Отказ Японии от поставок в Россию, конечно, сказался на производстве, на удорожании деталей и сдвиге технологических циклов, но и только. МС-21 практически готов и уже есть пул из 175 заказчиков, куда входят «Аэрофлот» (50 самолетов), Red Wings (16), «Ираэро» (10), «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк лизинг» и «Ильюшин Финанс».
Пока весь технологический путь создания самолета обошелся по предварительным подсчётам около 440 млрд руб., говорит эксперт. При этом у корпорации «Иркут» большие долги - общий долг на 30 июня 2020 составил 395,4 млрд руб.
комментарии(0)