0
11028
Газета Экономика Печатная версия

24.11.2020 19:53:00

QR-код понадобится каждому пассажиру

Авиакомпании явочным порядком вводят электронные паспорта здоровья

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, код, контроль, авиаперевозки, электронный паспорт здоровья


коронавирус, пандемия, covid 19, код, контроль, авиаперевозки, электронный паспорт здоровья Некоторые авиакомпании уже не пускают пассажиров на борт без специального QR-кода. Фото с сайта www.commonpass.org

Контроль COVID-статуса каждого пассажира оказался единственным способом выживания международных авиакомпаний, которые добиваются снятия запретов на перелеты. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) создает собственный медицинский паспорт (IATA Travel Pass). Австралийская авиакомпания Qantas объявила, что будет перевозить только привитых вакциной пассажиров. Британия вводит QR-код для подтверждения COVID-статуса прибывающих пассажиров. А КНР настаивает на создании глобальной системы признания COVID-статуса. Чиновники в РФ не реагируют на изменения в системе мирового транспорта и погранконтроля.

«Государства начинают использовать тестирование в качестве средства ограничения рисков распространения COVID-19 при открытии своих границ для путешественников без карантинных мер.

Однако тестирование – это первый ключ к тому, чтобы позволить международные поездки без карантинных мер», – утверждает IATA. Второй ключ – это глобальная информационная инфраструктура, необходимая для безопасного управления, обмена и проверки тестовых данных, соответствующих удостоверениям личности путешественников согласно требованиям пограничного контроля. Система IATA Travel Pass будет управлять и проверять поток данных о тестировании или вакцинации между государствами, авиакомпаниями, лабораториями и путешественниками, объясняют авиаперевозчики.

Новую систему контроля IATA создает совместно с International airlines group, которая объединяет авиакомпании British airlines и Iberia. Испытания системы намечены на конец этого года, полноценный запуск – на первый квартал 2021 года. Чтобы новый «проездной» нормально функционировал, необходимо одобрение властей, авиакомпаний, лабораторий, проводящих сертифицированные исследования, а также самих пассажиров. Предполагается также, что такой цифровой поездной будет представлен в виде приложения, включающего в себя четыре модуля, которые можно будет комбинировать в разных сочетаниях. Так, первый модуль будет содержать глобальный реестр требований к здоровью, что позволит пассажирам найти точную информацию о поездках, тестировании и требованиям к вакцинам на время поездки. Второй модуль – это реестр центров тестирования и вакцинации, что позволит пассажирам найти центры тестирования и лаборатории в пункте отправления, которые соответствуют стандартам тестирования и вакцинации в пункте назначения. Третий модуль будет представлять собой приложение Lab, которое позволяет уполномоченным лабораториям и испытательным центрам безопасно передавать пассажирам результаты тестов. Четвертый – приложение для безопасных путешествий с использование нового цифрового паспорта. Пассажиры смогут получать результаты своих анализов и передавать эти данные авиакомпаниям, а также властям страны при прохождении пограничного контроля.

В IATA надеются, что новая система контроля вместе с данными о тестировании на COVID-19 и о будущей вакцинации позволит снова открыть границы.

Стремление ассоциации предложить свой вариант паспорта здоровья понятен. Авиаперевозчики понесли в текущем году колоссальные убытки. По итогам года авиаотрасль потеряет около 1 трлн долл. (см. «НГ» от 11.11.20).

Многие авиакомпании прямо говорят, что в будущем не буду пускать на борт своих лайнеров путешественника без специальной электронной справки. Так, австралийская авиакомпания Qantas уже объявила, что будет в будущем требовать от международных путешественников данных о вакцинации против COVID-19 перед полетом. Австралийские власти таже не возражают, чтобы вакцинация стала обязательным условием въезда в страну.

Qantas – пока не единственная авиакомпания, которая объявила о новых правилах для будущих пассажиров. Так, авиакомпания AirAsia сообщила, что после того, как вакцина будет доступна, авиакомпания «пересмотрит требование о вакцинации гостей от COVID-19 для международных поездок».

Весьма вероятно, что международные авиакомпании и ответственные правительства реализуют идею единого цифрового паспорта с отметкой о вакцинации или тестировании на COVID-19. И подобный паспорт здоровья станет новым международным стандартом путешествий.

Прототипы глобального паспорта здоровья уже используются. COVID-паспорта, или CommonPass, уже тестируются на рейсах авиакомпаний United Airlines и Cathay Pacific, направляющихся из Лондона в Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур. Пока такие паспорта выдаются пассажирам-добровольцам. Как сообщается, такому путешественнику перед полетом необходимо сдать тест на коронавирус в аэропорту. Если результат анализа отрицательный, то его загружают в приложение на смартфон с QR-кодом, который могут сканировать сотрудники авиакомпаний и пограничники. Также в цифровой паспорт здоровья можно загружать информацию о вакцинациях. Предполагается, что введение COVID -паспорта будет опробовано в 20 странах мира, а полномасштабный запуск удостоверений предполагается в начале 2021 года.

И если идея выездных паспортов здоровья пока еще дорабатываются, то внутренние паспорта уже вводятся во многих странах. Так, в Австралии для посещения ресторанов, кафе, салонов красоты и прочих объектов по предоставлению услуг необходимо регистрироваться с помощью специальных QR-кодов. Правда, некоторые австралийцы назвали разработку специального приложения по отслеживанию контактов CovidSafe пустой тратой времени. Его разработка обошлась стране в 4 млн австралийских долларов, еще 5,2 млн было потрачено на эксплуатационные расходы и почти 7 млн на рекламу, в результате чего общая цена составила примерно 16 млн долл. Отследить же приложение помогло лишь 17 контактов, не выявленных ручными тестировщиками.

О запуске ковидных паспортов объявляла и Великобритания. Этот документ будет выдаваться тем, кто вакцинировался от коронавируса. Обладатели документа смогут свободно перемещаться по стране в отличие от тех, кто откажется от прививки.

Однако все это пока локальные решения. И далеко не все руководители государств осознают происходящие перемены. Однако председатель КНР Си Цзиньпин на саммите «большой двадцатки» (G20) предложил ввести индивидуальные QR-коды для путешественников, которые будут взаимно признаваться в разных странах. По его замыслу, QR-коды, основанные на результатах тестов на нуклеиновые кислоты коронавируса, можно использовать, чтобы установить состояние здоровья путешественников. Председатель КНР надеется, что к этому механизму присоединятся не только участники G20, но и другие страны.

Продвигаемая китайцами будет базироваться на существующих в КНР кодах здоровья. Они действуют в Китае с начала пандемии на базе приложений WeChat и Alipay.

«В авторитарных странах или странах с высоким уровнем коррупции эта модель может стать еще одним коррупционным препятствием для выезда людей из страны, да и для получения самого паспорта здоровья», – предполагает замгендиректора Transparency International – Россия Илья Шуманов.

«Любые предложения, которые позволят людям вновь начать путешествовать, очевидно, будут иметь успех», – считает профессор РАНХиГС Галина Дехтярь. Она полагает, что введение таких паспортов здоровья возможно только после начала массовой вакцинации. «При одобрении этой инициативы на уровне G20, что можно допускать с учетом веса IATA, введение Travel Pass позволит многим авиаперевозчикам буквально «дожить» до момента окончания пандемии. Альтернативы этому решению, по сути, нет. В IATA подчеркивают, что индустрии нужно лишь упростить тестирование на COVID-19», – говорит ведущий юрист компании «Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.

Подобная система – слишком дорогостоящий продукт, который потребует огромных финансовых вливаний, рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его оценкам, необходимо не менее 250–300 млрд руб. без учета дальнейшей доработки и ежегодного финансирования ее работы. «При этом деньги сейчас гораздо эффективнее можно использовать, направляя на исследования способов лечения коронавируса, помощь медицинским организациям и пострадавшим людям», – продолжает эксперт, поясняя почему РФ до сих пор не предоставила план построения подобной системы.

Россию пока трудно назвать лидером внедрения современных технологий контроля заболевших. Так, Минцифры сообщает, что заканчивает разработку приложения по отслеживанию контактов. «Стопкоронавирус.Мои контакты». В основе приложения лежит технология Exposure Notification – совместная разработка Apple и Google. А принцип работы приложения заключается в отслеживании окружения в радиусе 10 м. Если кто-то заболевает, он должен внести данные об этом в приложение, которое оповестит его потенциальные контакты о возможном риске.

Однако все российские системы COVID-статуса существуют в основном в воображении чиновников. И пока глава Роспотебнадзора Анна Попова смогла сообщить, что теперь лаборатория, проводившая тестирование, обязана уведомить гражданина о результатах не позднее 48 часов с момента исследования. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Не кошмарить бизнес» у властей пока не получается

«Не кошмарить бизнес» у властей пока не получается

Екатерина Трифонова

С предпринимателями разбираются по Уголовному кодексу вместо налогового, гражданского и арбитражного законодательства

0
1387
Мне не нужен твой автоответ

Мне не нужен твой автоответ

Борис Левшин

Александр Тимофеевский – поэт, не достучавшийся в закрытое окно России

0
257
Белорусам разъяснят, что они самый мирный народ

Белорусам разъяснят, что они самый мирный народ

Дмитрий Тараторин

Единый день информирования агитаторы посвятят рассказам о культурном коде нации

0
3278
Как рыбопромышленники оказались опаснее браконьеров

Как рыбопромышленники оказались опаснее браконьеров

Валентин Балашов

В отрасли "сконструированы" удивительно чудовищные размеры административных наказаний

0
8070

Другие новости