Дефицит трудовых мигрантов выглядит как спасительная соломинка для безработных. Фото Александра Доникова/PhotoXPress.ru
Последние данные Росстата говорят о том, что экономический спад в России (-3,6%) оказался хуже, чем в США и Китае, но все же лучше, чем во многих развитых странах. Причину относительной устойчивости отечественной экономики наши чиновники объясняют помощью населению и предприятиям от российской власти. По словам Владимира Путина, главным риском остается массовая долгосрочная и застойная безработица, которая приведет к последующему росту бедности и социальной неустроенности.
В третьем квартале падение ВВП в России составило минус 3,6% по отношению к тому же периоду прошлого года. Для сравнения: в США спад составил – 2,9%, в Германии – 4,2%, в Бразилии больше 11%, в Италии – 4,7%. А китайский ВВП вырос в третьем квартале на 4,9% по отношению к тому же периоду прошлого года.
Владимир Путин, выступая на форуме «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС) в пятницу озвучил прогнозы, согласно которым глобальный ВВП сократится в 2020 году на 4,4%, при этом, очевидно не без удовлетворения сообщил, что в России падение составит около 3,9%.
Причины этого относительного «успеха» он пояснил днем позже, выступая уже на саммите «Группы двадцати». Правительство и ЦБ направили на поддержку населения, предприятий малого и среднего бизнеса, регионов, банков, отраслей в общей сложности сумму, равную 4,5% ВВП, сообщил глава государства. «Своевременное принятие этих целевых мер помогло России, как и большинству развитых стран, смягчить падение экономики, укрепить систему здравоохранения, пройти тяжелый период без необратимых потерь», – рассказал Путин. (Статус постоянного члена «Группы двадцати» имеют 19 стран и Европейский союз (ЕС). В состав «двадцатки» помимо России входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония.)
По данным S&P, в мире есть немало стран, где падение экономики оказалось гораздо больше, чем в России. Лучше, чем в России спад в 2020 году оказался, в частности, в Индонезии (–1,1%), Казахстане (2,2%), в Турции (2,5%) и Польше (3,4%).
При этом ожидаемые темпы восстановления во многих странах превышают российские показатели. Так, например, рост ВВП в Китае в 2021 году составит около 6,9%. В Турции в следующем году ожидается рост на 4%. А в Малайзии, которая возглавляла заседание АТЭС, падение в этом году ожидается на 5%, но зато рост в 2021-м – на 8,4%. В Индии, которая входит в пятерку стран БРИКС (а это объединение также собиралось на саммит на прошлой неделе, см. «НГ» от 17.11.20), после падения на 9%, ожидается рост на 10%. В некоторых странах БРИКС восстановительный рост, так же как в РФ, будет слабее падения: экономика Бразилии сократится на 5,8%, а «отрастет» в 2021-м только на 3,5%, в ЮАР ВВП, как ожидается, сократится на 8,2%, а вырастет только на 5%. В ЕАЭС хорошие результаты у Казахстана, там ВВП, как уже говорилось сократится только на 2,2%, а вот рост в 2021 году составит 3,9%.
Выступая на саммите «двадцатки», президент Путин определил также главный риск, который несет пандемия коронавируса национальным экономикам. Таковым он обозначил массовую долгосрочную, так называемую застойную безработицу с последующим ростом бедности и социальной неустроенности. По его словам, роль «двадцатки» здесь состоит в том, чтобы этого не допустить.
В России при этом ситуация с безработицей неоднозначная. Численность безработных в России в октябре 2020 года, по предварительным данным, составила около 4,7 млн человек, и это на 1,7% меньше показателя за сентябрь, отмечает Росстат. Однако по сравнению с октябрем 2019 года безработица в РФ выросла на 35%. Общая доля безработных среди населения трудоспособного возраста в отчетном месяце составила 6,3%. Минэкономразвития прогнозирует, что безработица по итогам 2020 года составит 5,7%, затем ожидается снижение показателя до 5,2% в 2021 году, 4,7% в 2022 году и 4,6% в 2023 году.
Центробанк ожидает по итогам года спад экономики в пределах 4–5%, сообщал глава департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. Он отмечал, что спрос на рабочую силу (заявки на бирже труда) составил около 1,8 млн человек. «Цифры однозначно свидетельствуют об улучшении ситуации на рынке труда. Это подтверждает вывод о том, что влияние второй волны пандемии на экономику носит пока что очень ограниченный характер», – написал он. По мнению экономиста, возросший спрос на рабочую силу может также быть связан с резким сокращением миграционного притока в этом году (примерно вдвое), а также с продолжающимся и в этом году резко ускорившимся сокращением населения.
Относительно небольшой спад в РФ многие эксперты объясняют низкой долей услуг в российском ВВП по сравнению с развитыми странами. Сфера услуг пострадала во время коронакризиса больше других. И для тех стран, где сектор услуг недоразвит, это обернулось меньшими потерями. Впрочем, есть и такие эксперты, которые объясняют не катастрофический спад мудрой политикой руководства России.
«Незначительное замедление (ВВП РФ. – «НГ») по сравнению с другими странами, стало возможно благодаря нескольким факторам: мерам поддержки бизнесу и населению, большому финансовому запасу, который был сформирован в Фонде национального благосостояния (ФНБ), и относительному небольшому госдолгу, накопленному до начала кризиса, – сказал «НГ» исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. – В течение многих лет сверхдоходы от продажи нефти на мировом рынке свыше 42 долл. шли в ФНБ, создавая неприкосновенный запас. В 2020 году часть средств была высвобождена благодаря сделке по продаже Сбербанка, что позволило направить больший объем финансирования на выполнение социальных обязательств. В самом начале кризиса правительство направило средства на льготные кредиты бизнесу и субсидирование предприятий, благодаря чему удалось сохранить сотни тысяч рабочих мест. Вместе с тем восстановление экономики займет длительное время и будет связано с ростом нефтяных котировок».
Российская экономика будет восстанавливаться по мере того, как будет расти цена на нефть, которая, в свою очередь, является драйвером роста рубля, сказал «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
«Серьезного падения ВВП в стране удалось избежать. В начале кризиса ЦБ занялся валютными интервенциями на рынке, чтобы поддержать отечественную валюту, а правительство реализовало некоторые меры поддержки бизнеса, в частности наиболее пострадавших отраслей», - говорит эксперт.
комментарии(0)