0
3672
Газета Экономика Печатная версия

19.11.2020 10:00:00

Энергопотребителям готовят очередное перекрестное субсидирование

Переход регионов на единый сетевой тариф приведет к тому, что работающие производства пострадают, а новые не появятся

Тэги: тариф, электроэнергия


тариф, электроэнергия Сетевая инфраструктура Тывы даже не имеет технологической связи с Иркутской областью. Фото с сайта www.tuvaenergo.ru

Правительство в очередной раз подняло вопрос о переводе некоторых смежных регионов России на единый тариф за передачу электроэнергии. В письме вице-премьера Юрия Борисова президенту (копия есть в "НГ") эта мера обосновывается необходимостью поддержки регионов с низким уровнем экономического развития. Однако энергопотребители уверены, что в результате только вырастет перекрестное субсидирование в сетях, а развитие промышленности станет экономически нецелесообразным ни в одном из перешедших на единый тариф регионов.

Основной целью предлагаемого изменения называется создание конкурентных условий для энергоемких инвестиционных проектов. Подобные идеи озвучивались и при установлении среднерыночных тарифов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), однако по истечению четырех лет соответствующих отчетов в подтверждение этого довода представлено не было. Юрий Борисов в своем письме напоминает, что ранее такая инициатива была реализована в двух энергозонах - Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) и Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

Задача повышения эффективности сетевой инфраструктуры и создания условий для привлечения бизнеса не ставится, вместо этого предлагается механически выровнять тарифы на услуги по передаче электроэнергии в ряде регионов. Так, Алтай могут уравнять с Алтайским краем: в республике тариф снизится на 45% при росте на 4% в крае. Тыву планируется "присоединить" к Иркутской области: снижение тарифа в республике составит 85% при его росте в области на 4%. В Калмыкии при переходе на единую ставку с Ростовской областью тариф снизится на 6,4% при росте на 0,4% в области. Курганскую область предложено уравнять с Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО: ожидается снижение тарифа на 34% в Курганской области при росте на 1% в смежных регионах. В Ленинградской области после перехода на единую ставку с Санкт-Петербургом тариф упадет на 6% при его росте на 2% в мегаполисе.

Окончательное решение, согласно имеющимся в распоряжении "НГ" пояснениям Минэнерго, направленным в аппарат правительства РФ в августе 2019 года, - за главами регионов: только они могут одобрить совместное регулирование тарифов на услуги по передаче электроэнергии. В письме Минэнерго подчеркивается, что законодательство России в сфере электроэнергетики не предусматривает у федеральных органов государственной власти полномочий, позволяющих определять решения органов исполнительной власти субъектов РФ в данном вопросе. А вмешательство в деятельность региональных органов власти будет являться нарушением статьи 37 Конституции РФ и федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

Против такого подхода выступают крупные энергопотребители. "Это очередная попытка компании "Россети" скрыть свою неэффективность в проблемных регионах с высокими тарифами на услуги по передаче электрической энергии", - оценил предложение источник в промышленности. Наличие в этом списке Республики Тыва он назвал "абсурдным": сетевая инфраструктура региона даже не имеет технологической связи с Иркутской областью. Согласно действующим нормативно-правовым актам, установление тарифа для взаиморасчетов между сетевыми организациями возможно только в случае наличия физического перетока электрической энергии между ними.

Кроме того, для Тывы действуют особенности покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке: она осуществляется не по рыночным ценам, а по льготным регулируемым тарифам. Так, по данным "Совета рынка", в августе 2020 года средневзвешенная цена оптового рынка в Тыве составила 872 руб./МВт-ч, а нерегулируемая цена для потребителей в Иркутской области - 1558 руб./МВт-ч.

Льготу предоставляют не только генерирующие компании, но и потребители, расположенные во второй ценовой зоне оптового рынка (Сибири), которые оплачивают все инвестиционные надбавки по договорам предоставления мощности (ДПМ), резерв мощности по договорам конкурентного отбора мощности (КОМ) и выравнивание тарифов в ДФО. Потребители Иркутской области оплачивают 27-29% этих обязательств в Сибири, исходя из этого, регион уже субсидирует Тыву. Выравнивание сетевых тарифов в этих двух регионах приведет лишь к тому, что электроэнергия в Тыве будет на 25% дешевле, потребители Иркутской области должны будут дополнительно оплатить 1,2 млрд руб., рост перекрестного субсидирования в таком случае составит около 21% сверх установленной предельной величины.

Потребители считают подобные проекты дискриминационными и искажающими рыночный механизм ценообразования: риски, возникающие от непредсказуемого увеличения тарифа вследствие роста перекрестного субсидирования в сетях, снижают инвестиционную привлекательность строительства энергоемких производств в рамках Единой национальной электросети. Выравнивание сетевых тарифов, согласно этим оценкам, не позволит решить поставленную задачу привлечения энергоемких производств: еще один механизм увеличения перекрестного субсидирования приведет только к тому, что развитие промышленности станет экономически нецелесообразным ни в одном из перешедших на единый тариф регионов.

"Необходимо разбираться с причинами дороговизны электроэнергии, а не пытаться перевешивать проблему с больной головы на здоровую, размазывая неэффективность отдельных энергетиков и регуляторов по соседним регионам, - считает заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко. - Инициатива снизит прозрачность и обоснованность тарифного регулирования. Перекрестка, возникшая в результате реализации этой идеи, совершенно точно ухудшит условия для бизнеса у регионов-доноров, но отнюдь не гарантирует улучшение экономической ситуации у регионов-получателей, поскольку снижение цен на электроэнергию далеко не единственный фактор их благополучия. В итоге суммарный эффект для экономики и общества будет отрицательный - работающие производства пострадают, а новые не появятся. Этот вывод подтверждают уже существующие у нас примеры кросс-территориального субсидирования энергоцен".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1297
Дели надеется договориться с Трампом о тарифах

Дели надеется договориться с Трампом о тарифах

Владимир Скосырев

Индия делает упор на то, что она и США страдают от несправедливых торговых практик Китая

0
897
Китай ищет альтернативную схему глобальной торговли

Китай ищет альтернативную схему глобальной торговли

Михаил Сергеев

Америка становится опасным центром экономической нестабильности

0
2913
Евросоюз накажет республиканские штаты

Евросоюз накажет республиканские штаты

Геннадий Петров

Главными проигравшими от тарифной войны Трампа со всем миром станут его избиратели

0
2139

Другие новости