0
3854
Газета Экономика Печатная версия

11.11.2020 20:51:00

Спрос на черное золото может никогда не восстановиться

Пик повышенного интереса к авиаперелетам остался в прошлом

Тэги: транспорт, потребление, нефть, цены, авиаперевозки, сокращение, пандемия, коронавиру

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

On-Line версия

транспорт, потребление, нефть, цены, авиаперевозки, сокращение, пандемия, коронавиру После пандемии летать станут гораздо меньше. Фото Reuters

На долю транспорта приходится более половины мирового потребления нефти. Из них около 20% – на авиационный транспорт. И именно эти компоненты мирового спроса могут уже никогда не восстановиться к докризисному уровню. Причина этого – в смене стандартов готовности к перемещениям, которая заметно снизилась во время пандемии. Переход на удаленную занятость, на дистанционные контакты и неготовность к рискам закрытия границ привели к тому, что население Земли будет меньше перемещаться даже в случае победы над COVID-19. Авиаперевозчики оценивают свои потери в 1 трлн долл. А производители топлива уверены, что возврат к докризисному спросу невозможен в обозримой перспективе.

Российские авиакомпании по итогам октября ускорили сокращение своих перевозок, сообщили в Росавиации в среду. По итогам второго осеннего месяца поток авиапассажиров сократился почти на 40% относительно того же периода прошлого года. На пике весенних карантинных ограничений перевозки авиапассажиров снизились на 91%. В августе падение пассажиропотока составило 35%. Но в октябре тенденция сокращения перевозок возобновилась. По итогам года падение авиаперевозок в РФ на фоне пандемии может составить 45%, прогнозировали ранее в Транспортной клиринговой палате (ТКП). «До конца этого года авиакомпании перевезут 71 млн пассажиров, 12 млн из которых на МВЛ (международные воздушные линии) и 59 млн – на ВВЛ (внутренние воздушные линии)», – сообщила месяц назад заместитель коммерческого директора ТКП Злата Воронцова. В 2021 году общий объем авиаперевозок в РФ составит 104 млн человек, в том числе 27 млн на МВЛ и 77 млн – на ВВЛ, отметила Воронцова. Для сравнения: в прошлом году все российские авиакомпании перевезли 128 млн пассажиров: 55 млн на МВЛ и 73 млн на ВВЛ.

Ситуация в российских авиакомпаниях полностью отражает мировую тенденцию сокращения авиаперевозок. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщает, что по итогам года выручка авиакомпаний снизится на 50% по отношению к 2019 году, или на 420 млрд долл. В следующем году отрасль не восстановится. По итогам 2021 года доходы отрасли снизятся на 46% по отношению к 2019 году, или на 838 млрд долл., прогнозируют в IATA.

Европейская организация по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) считает, что объем авиаперевозок в Европе вернется к докризисному уровню в лучшем случае к 2024 году, в худшем – в 2029-м.

Спрос на поездки действительно может и не восстановиться. Возможность ведения бизнеса дистанционно без деловых поездок, а также ряд противоречивых программ тестирования и карантинных ограничений уменьшают готовность людей путешествовать даже в случае ослабления пандемии, говорится в исследовании британской компании Inmarsat. Свои выводы компания основывает на опросе 9,5 тыс. человек из 12 стран мира, которые часто летают самолетами. Почти 83% пассажиров уже не хотят возвращаться к своим прежним привычкам путешествий даже при снятии ограничений. Около 41% опрошенных заявили, что намерены меньше пользоваться любыми видами транспорта. Треть респондентов заявили, что планируют сократить количество своих авиаперелетов.

Непредсказуемость закрытия границ и противоречивые протоколы безопасности в разных странах – это еще одна причина снижения спроса на авиаперевозки. Эксперты сомневаются, что возврат к прежнему объему поездок в принципе возможен. «Мы долгое время сидели по домам, сейчас привыкли вести бизнес виртуально», – говорит вице-президент Inmarsat Aviation по глобальным продажам Крис Роджерсон.

Затяжное падение перевозок – это в первую очередь снижение потребляемого топлива, а значит, и снижение спроса на него. Многие аналитики рынка не ждут быстрого восстановления спроса на сырье. Так, управление энергетической информации (EIA) Минэнерго США ожидает, что мировой спрос на нефть в 2020 году составит в среднем около 93 млн барр. в день, что на 8,6 млн барр. в сутки меньше, чем в 2019 году. EIA также прогнозирует мировой спрос на нефть на уровне 98,8 млн барр. в сутки в 2021 году, что почти на 3 млн барр. в сутки меньше значений 2019 года.

Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем октябрьском отчете прогнозировало, что мировой спрос на черное золото в текущем году составит 91,7 млн барр. в день, что на 8,4 млн барр. в сутки ниже, чем в 2019 году. В 2021 году агентство прогнозировало спрос на нефть на уровне 97,2 млн барр. в сутки. Эпоха роста мирового спроса на нефть закончится уже в следующем десятилетии, считают в МЭА.

По мнению аналитиков консалтинговой компании Rystad Energy, глобальный спрос восстановится только в 2023 году, а своего пика (102 млн барр. в сутки) достигнет лишь в 2028-м, после чего начнет постепенно снижаться.

Пессимизма полны и американские производители нефти. Добыча нефти в США никогда не вернется на докоронавирусный уровень, когда она установила рекорд в 13 млн барр. в сутки, сообщает глава американской нефтегазовой корпорации Occidental Petroleum Вики Холлаб.

Вторая волна пандемии COVID-19 затормозит восстановление на энергетическом рынке, признавал еще в октябре тогдашний министр энергетики, а ныне вице-премьер Александр Новак. Очевидно, решать проблемы медленного восстановления на энергорынке теперь придется новому министру Николаю Шульгинову. В ходе утверждения его кандидатуры в Госдуме в понедельник он пообещал «вгрызаться в проблемы» министерства.

С начала года поставки российской нефти за рубеж снизились на 12,5% – до 195,5 млн т. Экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в октябре сократился на 21,4% – до 17,77 млн т. А с начала года снижение на 11,4% – до 185,259 млн т.

В рамках соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи Россия в целом по году должна снизить производство нефти примерно на 10%. С начала года производство черного золота уменьшилось на 8,2%, до 429,1 млн т.

Эксперты «НГ» допускают, что пик спроса на нефть был пройден. По мнению главного аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, пандемия показала, что перспективы нефтедобычи переоценены. Энергетика все больше развивается в сторону возобновляемых источников энергии (ВИЭ). «Производство электродвигателей увеличилось за три года с 6 до 9 млн единиц в год. И этот факт демонстрирует постепенный отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества. Сегодня центрами прироста транспорта на электротяге являются уже не богатейшие США и страны ЕС, а Китай и Индия», – говорит Антонов. В случае открытия границ в 2021 году вернуться к докоронавирусному потреблению нефти мир не сможет. «Спрос диктует потребитель, а он меняет свои предпочтения и приоритеты. И для любой страны, которая отрицает очевидные глобальные изменения и обслуживает исключительно интересы добывающего сектора, эти изменения спроса ничего хорошего не несут», – резюмирует он.

«Вклад перемещения людей в общее потребление нефти – порядка 20% всего используемого топлива. По итогам года IATA закладывает пессимистичные почти 70% снижения объема перевозок в авиации, и это самый пострадавший сегмент», - замечает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. По его словам, из ежегодных 100 млн баррелей в сутки планета в худшем случае будет потреблять 90 млн баррелей в день в среднем за все 12 месяцев. «По самым последним прогнозам, мир в 2020 году будет в среднем перерабатывать и сжигать 92 млн баррелей. Это с учетом двух волн пандемии. Падение к прошлому году больше 8%. Да, это немало. Но это уровень потребления 2013 года», - отмечает он.

Падение спроса на нефть приведет к снижению объемов продаж нефти на мировом рынке, говорит главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. «Для России важность нефтегазовых доходов сложно переоценить, исходя из того, что ВВП РФ на 10% - 15% формируется за счет продаж энергоносителей, поэтому падение спроса будет негативно сказываться на экономике и бюджете», - замечает он.

Снижение спроса на путешествия в принципе означает для России снижение нефтегазовых доходов, но не все так однозначно, говорит замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. «Лля России это также означает шанс на снижение нефтегазовой зависимости бюджета. И этим шансом уже сегодня можно неплохо воспользоваться. Так, если в 2010 году доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в общей структуре доходов составляла более 50%, то уже к 2020 году она снизилась до 40-42%», - говорит эксперт. Она напоминает: официальный прогноз на 2021 год предполагает снижение доли нефтегазовых доходов в структуре бюджета уже до 33%. «Это достаточно сильное падение (то есть всего за два года снижение на 7-9 процентных пунктов), которое будет связано прежде всего с пандемией и ее последствиями», - указывает Мильчакова.

Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин полагает, что отдельные отрасли могут даже выиграть. «Нефтехимия выиграет от более высокого спроса на пластиковую упаковку, одноразовую посуду и т д», - указывает он.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
1039
Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Засуха на юге России поможет ценам на зерно

Ольга Соловьева

Производство российской пшеницы будет снижаться, а экспорт – расти

0
4559
"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

"Роснефть" переводит нефтегазовые компании России на отечественный софт

Елена Крапчатова

Компания представила коллегам новейшее программное обеспечение, позволяющее не зависеть от иностранных поставщиков

0
2258
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
5200

Другие новости