В Саратовской области размер прожиточного минимума пенсионера не менялся уже несколько лет. Фото PhotoXPress.ru |
Новая методика расчета прожиточного минимума дала еще один повод для межведомственных дискуссий. Счетная палата (СП) и Минтруд поспорили, гарантирует ли новая формула прожиточного минимума улучшение материального положения пенсионеров.
Напомним, «НГ» уже писала о «революции» в социальной политике, предполагающей со следующего года переход к расчету прожиточного минимума в привязке не к потребительской корзине, а к медианному доходу населения. Это изменит подход к определению в стране уровня бедности; кроме того, иначе будет рассчитываться и минимальный размер оплаты труда (см. номера от 30.09.20, 15.10.20, 18.10.20). Теперь возникли вопросы еще и к материальному обеспечению пенсионеров, у которых пенсия ниже прожиточного минимума и которым полагается доплата.
«Начиная с 2021 года планируется изменение подходов к расчету прожиточного минимума, в том числе прожиточного минимума пенсионера (ПМП), который будет составлять 86% величины прожиточного минимума на душу населения, определенной по соотношению с медианным среднедушевым доходом, – отметила в своем заключении на проект бюджета ПФР Счетная палата. – Вместе с тем эти изменения не гарантируют ежегодного увеличения ПМП, и соответственно стабильный рост материального обеспечения граждан, являющихся получателями социальных доплат к пенсии, не будет обеспечен».
Аудиторы сообщили, что в 18 субъектах РФ размер ПМП в 2021 году останется без изменений, из них в 15 регионах он не будет меняться уже третий год. Кроме того, как уточнили аудиторы, «если ПМП в субъекте РФ не меняется в течение нескольких лет, то это может привести к уменьшению размера пенсионных выплат при очередной индексации страховой пенсии граждан, получающих федеральную социальную доплату (ФСД) к пенсии».
Так, в текущем, 2020 году величина ПМП осталась на уровне 2019 года в 24 регионах. «В результате в этих субъектах РФ после индексации страховых пенсий с 1 января 2020 года общее увеличение пенсионных выплат у 96,4% получателей ФСД составило от 0 до 10 руб. Если в этих субъектах Российской Федерации ПМП будет и дальше оставаться без изменений, то общая сумма выплат вместо увеличения после индексации может уменьшаться», – предупредили в ведомстве Алексея Кудрина.
В качестве одного из примеров аудиторы привели Саратовскую область: у пенсионера, проживающего в Саратовской области, размер страховой пенсии на конец 2018 года составлял около 5,1 тыс. руб., ПМП в регионе на 2019-й утвержден в размере почти 8,3 тыс. руб. В 2019-м с учетом индексации и доплаты общий размер назначенных выплат был около 8,6 тыс. руб. В 2020-м размер ПМП в Саратовской области остался без изменений, и с учетом индексации и доплаты общая сумма выплат в 2020-м превысила показатель 2019-го лишь на 79 коп., отметили аудиторы.
В 2021 году величина ПМП в области не изменится, и совокупные пенсионные выплаты увеличатся по сравнению с 2020-м только примерно на 6 руб. «В дальнейшем если ПМП останется без изменений и в 2022 году, то общая сумма выплат пенсионеру уменьшится на 1,66 руб.», – ожидают в СП. При этом аудиторы ссылаются на закон Саратовской области от 25 сентября 2020-го, по которому ПМП в 2021 году составит в регионе те же самые почти 8,3 тыс. руб.
Однако анализ СП строится на расчетах как раз по старой, а не по новой формуле, на что указали в Минтруде. «Расчеты, которые приведены в отчете Счетной палаты, основаны на результатах прошлых лет. Они показывают, что в большом ряде субъектов при действующей модели установления прожиточного минимума на основе потребительской корзины он зачастую не изменялся, а следовательно, не увеличивались и пенсии неработающих граждан – получателей федеральных или региональных социальных доплат», – сообщила пресс-служба министерства.
И это, судя по комментарию Минтруда, довод как раз в пользу новой формулы. «Новая методика расчета такого риска не содержит. Величины прожиточных минимумов пенсионера как в целом по стране, так и в каждом регионе будут увеличиваться единообразно. И такой рост будет ежегодным, – уточнили в ведомстве. – Ретроспективные расчеты показывают, что среднедушевой медианный доход, от которого рассчитывается прожиточный минимум в новой модели, стабильно растет. Так, за семь лет – с 2013 по 2019 год – медианный доход вырос на 38,5%. Таким образом, опасения относительно возможного неувеличения прожиточного минимума пенсионера при новой модели расчета безосновательны».
Впрочем, эта дискуссия выявила другой немаловажный момент. В скором времени в стране не исключена «путаница» из прожиточных минимумов, которые будут устанавливать пенсионерам. Так, в проекте бюджета ПФР на следующую трехлетку закладывается уже новое значение ПМП. В 2021-м он составит в целом по стране около 10 тыс. руб., в 2022-м – 10,1 тыс., в 2023-м – 10,8 тыс. Но, как сообщили в Минтруде, «для субъектов федерации установлен пятилетний период для перехода на новую методику». Как ранее пояснялось, это делается «в целях более равномерного распределения бюджетной нагрузки на субъекты РФ».
А значит, можно предположить, что пример Саратовской области, решившей считать пока по-старому, может оказаться заразительным для многих регионов, за исключением разве что самых «богатых». И тогда, похоже, на бумаге (как, допустим, в проекте бюджета ПФР) будет действовать один прожиточный минимум, усовершенствованный, а на практике – по крайней мере временно – другой, старый, со всеми его несовершенствами.
По словам независимого пенсионного консультанта Сергея Звенигородского, у государства приближается время дефицита бюджета по социальным обязательствам. «С 2030-х годов проблемы выплат будут основными на повестке дня любого правительства, любой страны, где есть всеобщая пенсионная система. Россия готовит свое законодательство и экономические механизмы для выплаты пенсий всем, кто должен их получать, но в уже существующих условиях возможность закрыть обязательства на 100% отсутствует», – считает эксперт.
комментарии(0)