0
2448
Газета Экономика Печатная версия

27.10.2020 15:24:00

"Россети" не торопятся выпускать "вечные" бонды

Бессрочные облигации могли бы использоваться для финансирования проектов в электроэнергетике

Тэги: энергетика, бизнес, электроэнергия, минэнерго, россети, русгидро, ржд, бам, трассиб, транспорт, бонды, финансы


энергетика, бизнес, электроэнергия, минэнерго, россети, русгидро, ржд, бам, трассиб, транспорт, бонды, финансы Затраты на инвестпрограммы «Россетей» традиционно так или иначе ложатся на крупных потребителей. Фото со страницы ПАО «Россети» в Facebook

Минэнерго, "Россети", "Русгидро" не торопятся выпускать "вечные" облигации для финансирования инфраструктурных проектов, в частности, для строительства генерации и сетей в рамках проекта расширения БАМа и Транссиба. Между тем этот инструмент ранее рекомендовал рассмотреть правительству Российский союз промышленников и предпринимателей. Кроме того, другая госмонополия РЖД недавно провела очередной выпуск "вечных" бондов, доведя их суммарный объем до 330 млрд руб., этим инструментом все более активно пользуются или планируют воспользоваться компании в России: "Газпром", "Почта России", банки.

Расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, направленное на увеличение экспортных (в первую очередь - угольных) поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, потребует строительства дополнительной генерации в объеме около 1,6 ГВт и нескольких тысяч километров сетей. Стоимость создания энергоинфраструктуры оценивается в сотни миллиардов рублей.

Тенденция последних лет свидетельствует о том, что затраты на инвестпрограммы и инициативы "Россетей" с согласия Минэнерго России так или иначе ложатся на плечи крупных потребителей оптового рынка, которые в тарифах на электроэнергию и ее передачу оплачивают и строительство новой генерации, и субсидирование населения, и субсидирование цен на электроэнергию в ряде регионов. Например, по экспертным оценкам, строительство сетевой инфраструктуры для БАМа и Транссиба увеличит нагрузку на потребителей оптового рынка дополнительно на 7 млрд руб.

Предлагается изъять у потребителей средства за счет механизма субсидирования тарифов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), а также механизма конкурентного отбора мощности новых генерирующих объектов (КОМ НГО) в ценовых зонах оптового рынка. Таким образом генерирующие компании (в основном "РусГидро" - именно проекты электростанций этой компании рассматриваются в первую очередь в рамках энергоснабжения БАМа и Транссиба) получат деньги на строительство генерации, а потребители оптового рынка - дополнительную нагрузку в виде новых нерыночных платежей в размере около 70 млрд руб. в год вдобавок к уже имеющейся суммарной нагрузке 1 трлн руб. нерыночных платежей.

За счет этого Минэнерго сможет реализовать свои цели по повышению добычи и экспорта угля, установленные в рамках госпрограммы "Развитие энергетики". Между тем Минэкономразвития России прогнозирует падение добычи угля в России к 2023 году относительно уровня 2019 года на 11,8%. Кроме того, снижению спроса на российский уголь будет способствовать мировой курс на переход на чистую энергетику, в том числе и на азиатских рынках. Китай планирует в ближайшие годы стать крупнейшим в мире импортером сжиженного природного газа (СПГ), обойдя Японию. Корейское правительство еще в 2017 году заявило, что запретит строительство новых электростанций, работающих на угле, и будет переводить некоторые старые на газ, а Тайвань намерен довести долю газа в электрогенерации до 50% к 2025 году.

Эксперты отмечают, что у привычного для Минэнерго способа финансирования инвестпроектов - через нерыночные надбавки к цене на электроэнергию на оптовом рынке - есть рыночная альтернатива: используемый во всем мире выпуск "вечных" (бессрочных) облигаций - долговых ценных бумаг, которые не имеют конкретного срока возврата основной суммы долга.
С предложением использовать этот инструмент для финансирования инвестпрограмм госкомпаний, в том числе "Россетей", весной выступил РСПП. И успешный опыт уже имеется: такие бумаги в этом году выпустили, например, РЖД. Железнодорожная монополия для реализации своих инвестпроектов (в том числе модернизации БАМа и Транссиба) разместила "вечные" облигации и привлекла инвестиции на общую сумму 330 млрд руб. (планируется до 370 млрд руб.), не используя такие механизмы, как госсубсидии, увеличение тарифов на перевозки, отказ от дивидендов. А "Газпром" впервые в истории финансового рынка РФ разместил корпоративные бессрочные субординированные евробонды. Выпуск производился в долларах США объемом 1,4 млрд долл. с доходностью 4,6% и в евро - 1 млрд евро с доходностью 3,90%. "Газпром" указывает, что привлекает средства для газификации страны. В июле 2020 года глава "Почты России" Максим Акимов в интервью СМИ рассказал, что в ближайшее время компания разместит бессрочные облигации в размере до 70 млрд руб.: "Средства нужны на преобразование нашей магистральной логистики, это наши цифровые продукты новые, авиапарк, обновление вагонного парка".

Размещение "РусГидро", "Россетями" и их структурами таких облигаций позволило бы профинансировать проекты без увеличения тарифной нагрузки на потребителей оптового рынка. Однако они не торопятся. Хотя в апреле 2019 года представитель "Россетей" заявил СМИ: "При условии экономической целесообразности "Россети" рассмотрят выпуск бессрочных облигаций в будущем, но пока этот вопрос на рассмотрение органов управления не выносился".

Эта неспешность непонятна - как минимум для строительства энергоинфраструктуры БАМа и Транссиба бессрочные бонды подошли бы. "Учитывая гарантированные тарифные доходы инфраструктурных монополий, было бы резонно рассмотреть вариант финансирования проекта через размещение ими "вечных облигаций", - считает заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко.

Для этого есть все предпосылки. Показатель чистый долг/EBITDA у "Россетей" составляет 1,31, что свидетельствует об очень низкой долговой нагрузке компании и ее возможностях использовать долговые инструменты для финансирования своих инвестпрограмм. Для примера, показатель чистый долг/EBITDA у французской энергетической корпорации EDF (владеет крупной сетевой компанией Франции - Enedis) составляет 2,46, а у крупнейшего энергетического холдинга Южной Кореи КЕРСО, оказывающего услуги по передаче электрической энергии - 6,56.

Но "Россети" пока не спешат применять современные инструменты для финансирования своих инвестпрограмм, продолжая наращивать тарифную выручку и выплачивая акционерам рекордные дивиденды (23 млрд руб. за 2019 год). По международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), выручка "Россетей" в прошлом году составила 1030 млрд руб., EBITDA - 324 млрд руб., чистая прибыль - 105 млрд руб. За последние годы показатели растут. Как отмечают крупные потребители, растут не за счет повышения эффективности, а за счет увеличения нагрузки на бизнес: рассматриваются проект о дифференциации тарифов ФСК, введение платы за резерв мощности, долгосрочные регуляторные соглашения. Возможно, стоило бы рассмотреть альтернативные источники средств, призывают представители энергопотребителей.

Такой курс неэффективен и не имеет ничего общего с реальными проблемами, считают эксперты. "Монополия изымает денежные средства из инвестиционного оборота потребителей для повышения собственной капитализации и выплаты дивидендов", - отмечал начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. У "Россетей" есть желание показать, что это эффективная компания, что курс на консолидацию всего и вся в сетевом комплексе, уничтожение всякой конкуренции и всеобщий контроль - правильный - растет капитализация и т. п., указывал глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов, поясняя: "Текущее экономическое состояние страны, реальные проблемы в этом смысле никого особенно не интересуют - в отсутствие конкуренции с частными сетевыми компаниями, бенчмарки, с которой можно было бы сравнивать свои успехи, с искривленным донельзя учетом в экономике предприятия".


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
1305
Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Светлана Гамова

Остановка ГРЭС в Приднестровье оставит без света и Кишинев

0
1752
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1688
 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
2119

Другие новости