Введение зеленых сертификатов может привести к дополнительному росту стоимости электроэнергии для промышленности. Фото Reuters
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовит предложения к разработанному «Советом рынка» и Минэнерго законопроекту о введении зеленых сертификатов для потребителей безуглеродной электроэнергии. Механизм нужно выстроить таким образом, чтобы промышленность не только не пострадала, но и выиграла в плане конкурентоспособности на экспортных рынках, подчеркивалось на заседании Комиссии РСПП по электроэнергетике. В нынешнем виде документ не учитывает интересов экспортеров, не решает проблем трансграничного регулирования, которое будет введено в Евросоюзе, и создает риск спекуляции сертификатами, отмечают потребители.
Проблема в том, что ЕС использует углеродную повестку для борьбы с российским экспортом. Консалтинговая компания KPMG оценила издержки отечественных экспортеров в зависимости от разных вариантов появления в Европе трансграничного углеродного регулирования в сумму от 7 млрд до 50,6 млрд евро – это уже находится за рамками борьбы за экологию и является ударом по экономическим интересам страны. Экспортно ориентированной промышленности потребуется государственная поддержка, исключающая рост издержек, констатируют потребители.
На сегодняшний день мировая практика подтверждения углеродного следа складывается из нескольких составляющих: рыночный метод включает в себя зеленые сертификаты и свободные долгосрочные договоры, а региональный метод учитывает структуру произведенной электроэнергии в конкретной точке, где находится потребитель. Зарубежные промышленники могут использовать все три способа. Российские энергопотребители опасаются, что законопроект ограничит их возможности, оставив только зеленые сертификаты. «В России будет единственный способ подтверждения безуглеродного следа. Остальная международная практика у нас использоваться не сможет», – заявил директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов.
По его подсчетам, низкоуглеродная генерация дополнительно заработает на зеленых сертификатах: 40 млрд руб. – ГЭС и ВИЭ и 41,7 млрд руб. в год – АЭС. А экспортеров, которые должны будут таким образом подтверждать свой безуглеродный след, ожидает ощутимый прирост себестоимости, и чем выше электроемкость, тем выше он будет. Дополнительный рост расходов на электроэнергию составит до 5–10%: прирост себестоимости производства может составить в отношении алюминия до 3,2 тыс. руб./т, электролитной меди и электролитного никеля – до 0,6–0,8 тыс. руб./т, стали – до 0,1 тыс. руб./т, в отношении производства аммиака методом электролиза и азота – до 2,2–2,4 тыс. руб./т.
Экспортерам также будет запрещено распространять информацию о потреблении безуглеродной электроэнергии без приобретения зеленых сертификатов, опасаются потребители. То есть будут созданы дискриминационные условия для отечественных потребителей энергии в сравнении с зарубежными конкурентами, которые могут использовать все доступные способы и методы подтверждения. Экономике это грозит сдерживанием темпов роста ВВП и восстановления после выхода из пандемии. Сегодня доля затрат на электроэнергию в российской цветной металлургии выше, чем у всех зарубежных конкурентов, поэтому обязательная покупка зеленых сертификатов может вынудить промышленников значительно сократить экспорт в долгосрочной перспективе.
В этой связи энергопотребители предлагают сохранить все методики подтверждения использования безуглеродной электроэнергии, ограничить долю экспортируемых зеленых сертификатов, чтобы не создавать их дефицит на внутреннем рынке, а также предусмотреть возможность безвозмездного подтверждения экспортерами низкоуглеродного потребления электроэнергии, вырабатываемой по программам договоров предоставления мощности (ДПМ). Представители промышленников объясняют, что уже фактически заплатили за производство зеленой электроэнергии, поэтому дополнительно оплачивать зеленые сертификаты – избыточная мера.
С критикой были согласны и другие участники заседания. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев выразил опасение, что принципы, заложенные в законопроекте, приведут к спекуляции зелеными сертификатами: «Рынок зеленых сертификатов может оказаться закрытым для реальной промышленности. Законопроект допускает возможность без ограничения приобретать сертификаты покупателям, осуществляющим потребление электроэнергии за пределами территории РФ, а также перепродавцам, готовым участвовать в обороте исключительно с целью получения прибыли. Но в первую очередь нужно помогать промышленности покупать сертификаты по доступным ценам, чтобы снижать свой углеродный след. И очень важное замечание – дважды пытаться заработать на одном и том же нелогично. Есть предложение безвозмездно распределять сертификаты, выпускаемые в отношении выработки генерации, построенной в рамках программ ДПМ, – то есть в отношении того, за что потребители уже заплатили. Либо на сумму проданных сертификатов сокращать поддержку с оптового рынка».
С таким подходом солидарна и член правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева. По ее словам, потребители, уже заплатившие по ДПМ, должны получить выгоду от рынка зеленых сертификатов. Предполагалось, что объекты зеленой генерации, построенные в рамках ДПМ, должны будут принудительно участвовать в рынке зеленых сертификатов, а их прибыль – изыматься и направляться на уменьшение стоимости мощности, за которую платят потребители, напомнила Елена Фатеева, «но законопроект вышел с добровольным участием и очень половинчатым».
Зеленые сертификаты должны снижать стоимость программ ДПМ, согласился директор департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. «Если это элемент конкуренции за рубежом, было бы странно дополнительно нагружать экспортеров», – заметил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.
Как заметил заместитель председателя правления ассоциации «Совет рынка» Олег Баркин, со многими замечаниями можно согласиться – так, например, законопроект не запрещает иные методики подтверждения безуглеродного следа, нельзя лишь дублировать один и тот же объем чистой электроэнергии в разных методиках. А возможности для спекуляций будут пресечены на уровне подзаконных актов, рассчитывает он. Можно согласиться и с сокращением тех или иных программ ДПМ на объем проданных сертификатов, добавил Олег Баркин. Однако энергопотребителей законопроект в его нынешнем виде не устраивает. «Пока это законопроект про рынок зеленых сертификатов, а не про то, как поддержать экспортеров», – подчеркнул Максим Балашов.
комментарии(0)