Граждане вынуждены основательно готовиться к госпитализации. Фото со страницы партии ЛДПР Липецкая область в «ВКонтакте» |
Граждане в регионах РФ буквально стонут из-за неработоспособности системы здравоохранения. В Липецке, как сообщают местные СМИ, больных кладут в стационар с собственными раскладушками. А администрация области объясняет это живой очередью на госпитализацию.
Жители 22-тысячного Ивдела Свердловской области просят помощи Минздрава через сайт гражданских инициатив Change.org. Там в городской больнице закрыты детское отделение, реанимация, терапия, инфекционное отделение. Нет терапевтов, прием в поликлинике ведут два фельдшера. Нет специалистов – окулиста, кардиолога, невропатолога, педиатра. Ближайшая клиника находится в соседнем городе за 100 км, а из-за отсутствия роддома рожать направляют в другой соседний город, который находится в 200 км, из-за чего многие родили буквально посреди дороги.
То есть об улучшении жизни граждан, которое президент называл главной целью нацпроектов, нет и речи. Но близкие к правительству социологи рапортуют, что о факте существования национальных проектов узнают все больше граждан РФ. Россияне знают о национальных проектах и разделяют важность национальных целей, в приоритете – здоровье, эффективность труда и безопасность. Таковы результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Информированность россиян о национальных проектах достаточно высокая, отмечают там – от 56 до 85%. Тройку лидеров возглавили проекты «Здравоохранение» (85%), «Образование» (80%) и «Демография» (74%). Замыкают список узнаваемых проектов «Безопасные и качественные дороги» (63%), «Цифровая экономика» (66%), «Международная кооперация и экспорт» (56%).
Россияне высоко оценивают важность национальных целей, делают вывод исследователи. По их данным, в число самых важных для россиян целей вошли «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» (92%), «Достойный, эффективный труд» (87%), «Комфортная и безопасная среда для жизни» (86%). 81% согласны, что важно сохранять население, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов. Важность таких направлений, как цифровая трансформация и предпринимательство, россияне оценили в 60% и 59% соответственно.
По мнению россиян, государство (органы власти) стало больше уделять внимания в течение последнего года сфере деятельности нацпроектов: 64% ответили, что да, внимания больше по проекту «Цифровая экономика», «Безопасные и качественные дороги» и «Демография» – по 54%, а «Жилье и городская среда» – 51%.
Эти результаты, особенно общее знание россиян о нацпроектах, сильно разнятся с данными, которые приводил в декабре 2019 года президент Владимир Путин. Он тогда отмечал, что, по данным опроса ФСО, в сентябре 30,6% респондентов вообще ничего не знали о реализации национальных проектов, и предложил выделить отдельные средства на информационное сопровождение.
Весьма высокая степень осведомленности населения о национальных целях скорее всего связана с работой СМИ, высоким качеством информационного сопровождения проводимой в стране социальной политики, сказал «НГ» доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Соколов.
По мнению эксперта, подобные исследования целесообразно проводить ежегодно с изменением приоритетов опроса – от оценки общей осведомленности граждан в первые годы к оценке понимания целей, задач, приоритетов, ресурсов и проблем по мере реализации проекта. «Это позволит выявить узкие места в проводимой государством политике и обеспечить их «точечное» решение, включая информирование граждан о достигнутых результатах», – говорит эксперт.
Сегодня, по результатам свежего опроса ВЦИОМ, четверть населения не знает о таких нацпроектах, как «Демография» (25% ответили, что впервые слышат о таком), «Культура» (24%), «Производительность труда и поддержка занятости» (26%), «Наука» (27%). А про «Безопасные и качественные дороги» не знают 36%. Очевидно, что госканалам есть куда работать, и неудивительно, что в 2021 году финансирование государственных СМИ планируется увеличить на 40%.
Корректность исследования вообще вызывает вопросы. Трудно ответить отрицательно, например, на вопрос о важности достижения таких целей, как сохранение населения, здоровья и благополучия людей. Это как сказать «нет» на вопрос «Вы за все хорошее?».
Очевидно, что обычный гражданин не сможет утвердительно ответить, понятны ли ему детали целей, проектов, госпрограмм. Возьмем, например, более чем актуальную сейчас тему здравоохранения. Согласно анализу госпрограмм, который возглавляемая Алексеем Кудриным Счетная палата провела в рамках заключения на законопроект о федеральном бюджете на 2021–2023 годы (он обсуждается сейчас в Госдуме), госпрограмма «Развитие здравоохранения» (она, кстати, утверждена в конце 2017 года), состоит из восьми подпрограмм, в состав ее проектной части включен национальный проект «Здравоохранение», в составе которого в виде структурных элементов отражены восемь федеральных проектов («Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»; «Борьба с онкологическими заболеваниями» и т.п.) Может ли обыватель знать детали такой чиновничьей «матрешки», которая пытается охватить все случаи жизни? Вряд ли.
Охватывает ли эта «матрешка» все случаи жизни? Нет. Об этом можно судить по приведенным выше и другим фактам последних дней. В воскресенье Минздрав Кузбасса объяснял, почему в морге в Новокузнецке скопились тела умерших, нехваткой патологоанатомов и обещал смонтировать дополнительные поверхности для хранения тел. На прошлой неделе чиновники Алтайского края объясняли распространившийся в соцсетях видеоролик, на котором видно множество черных мешков с трупами в подвале, на каталках и на полу «ковидного» госпиталя в Барнауле. Там тоже сказали, что это связано с нехваткой патологоанатомов и возросшей нагрузкой на них в связи с большим количеством смертельных случаев.
Ранее в поликлиниках Алтайского края отменили плановые приемы из-за роста заболеваемости коронавирусом. Плановость приемов, на которой зиждилась реформа первичной медицины, идет тут прахом, при норме 25 пациентов в сутки терапевты за день принимают до 90 человек.
«Нас лишили здравоохранения, – говорит депутат Новоалтайского городского собрания Дмитрий Гришин. – В нашем городе живут около 80 тыс. человек. Нас лишили станции скорой помощи, в прошлом году отобрали у нас роддом. Теперь единственную городскую больницу перепрофилировали под ковид-центр».
На днях первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт пообещала, что в регионе время ожидания приезда скорой помощи сократится… до трех суток. Сейчас срок ожидания скорой помощи для людей с температурой доходит до 5 суток. Таким страшным фактам помимо ковидной нагрузки есть и еще одно достаточно прозаическое объяснение: по данным той же Счетной палаты, финансирование мероприятий госпрограммы «Развитие здравоохранения» в 2019 году за счет средств консолидированных бюджетов регионов составило 29,9% от предусмотренного объема.
комментарии(0)