Главе Минздрава Михаилу Мурашко предстоит развивать медицинскую сферу в условиях экономической неопределенности. Фото сайта minzdrav.gov.ru
Неравенство, безработица, недостатки в организации медицинской помощи стали причинами срыва целевых показателей Минздрава по снижению смертности населения. Причем еще до пандемии. Об этом свидетельствует анализ госпрограммы по здравоохранению, проведенный Счетной палатой (СП). Обновленная версия программы предполагает, что за 2020–2023 годы расходы бюджета на нее увеличатся на 15% по сравнению со старой версией. Казалось бы, хорошая новость. Но одновременно с этим в программу закладывается поэтапное урезание расходов: в 2023-м на нее выделят на 20% меньше, чем в 2020-м. Комитет Госдумы (ГД) по бюджету теперь поднял вопрос об отказе от механизма госпрограмм.
Счетная палата проанализировала государственные программы в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2021–2023 годы. Обсуждение госпрограмм состоялось во вторник на заседании комитета ГД по бюджету и налогам.
Наиболее болезненно сейчас воспринимаются провалы системы здравоохранения. Проведенный аудиторами анализ госпрограммы «Развитие здравоохранения» показал, что еще в относительно благополучное время, до пандемии, в 2019 году, из четырех целевых показателей госпрограммы, ответственным исполнителем которой является Минздрав, не были выполнены три.
Во-первых, это такой показатель, как смертность населения в трудоспособном возрасте. Планировалось, что показатель составит 437 случаев на 100 тыс. населения, но фактическое значение было около 467. В СП указали на социально-экономические причины: высокую дифференциацию доходов, сохраняющуюся безработицу.
Во-вторых, не было достигнуто запланированное значение по снижению смертности от болезней системы кровообращения. Предполагалось, что показатель составит 546 случаев на 100 тыс. населения, но его фактическое значение – почти 574.
Аудиторы пояснили, что, как следует из отчета Минздрава, это «связано с недостатками в организации оказания медицинской помощи». Упоминаются такие проблемы, как нарушения в схемах маршрутизации пациентов, организационная разобщенность нескольких служб скорой медицинской помощи, кадровый дефицит, недостаточное оснащение медицинских организаций для проведения реабилитации и т.д.
Третий показатель – смертность от новообразований, в том числе злокачественных. План предполагал, что он составит 193 случая на 100 тыс. населения, по факту было почти 202. Среди причин: кадровый дефицит, снижение доступности медицинской помощи и снижение показателя ранней выявляемости, устаревание диагностического и лечебного оборудования и т.д.
«Главными причинами недостижения целевых показателей… являются недостатки в организации оказания медицинской помощи в ряде субъектов Российской Федерации», – уточнили «НГ» в пресс-службе Минздрава. Вместе с тем, как замечает СП, предложения о необходимых мерах для достижения прогнозных значений показателей не были представлены в рамках годового отчета Минздрава.
Противоречиво выглядит ситуация с бюджетным финансированием госпрограммы. Как следует из материалов СП, если сравнить ее обновленную версию со старой, тогда можно говорить, что финансирование увеличится. Так, предыдущая версия предполагала, что в целом за период 2020–2023 годов на госпрограмму из бюджета будет выделено около 3,1 трлн руб., теперь же речь идет почти о 3,6 трлн руб. – рост примерно на 15%.
Про увеличение бюджетных ассигнований сообщили «НГ» и в пресс-службе Минздрава. «Уменьшения бюджетных ассигнований на грядущий бюджетный период не планируется. По сравнению с утвержденными показателями закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» средства федерального бюджета увеличены на 70,3 млрд руб. в 2021-м, а в 2022-м – на 67,7 млрд руб.», – пояснили в ведомстве Михаила Мурашко.
На это же особо указали и в пресс-службе Минфина. «В проекте бюджета на предстоящую трехлетку ассигнования на госпрограмму «Развитие здравоохранения» увеличиваются по сравнению со средствами, заложенными в текущем законе о бюджете, – сообщили «НГ» в ведомстве Антона Силуанова. – Так, на 2021-й в проекте бюджета на 2021–2023 годы заложено почти 858 млрд руб. против 787 млрд руб. в законе о бюджете на 2020–2022 годы; на 2022-й – почти 856 млрд руб. против 788 млрд руб. На 2023-й проект бюджета предполагает ассигнования в размере почти 817 млрд руб.».
Однако если сравнивать не старую и новую версии проектов, а объемы финансирования в разные годы, то в этом случае видно, что в госпрограмму закладывается поэтапное урезание расходов. Счетная палата перечисляет: планируется уменьшение бюджетных ассигнований в 2021 году примерно на 193,6 млрд руб. по сравнению с 2020-м; в 2022 году – на 2,1 млрд руб. по сравнению с 2021-м; в 2023 году – почти на 39,2 млрд руб. по сравнению с 2022-м. При этом, как уточняют в ведомстве Алексея Кудрина, плановые значения показателей сохраняются на уровне действующей редакции госпрограммы.
Как сообщается на официальном сайте ГД, заместитель министра здравоохранения Наталья Хорова отметила, что госпрограмма «Развитие здравоохранения» направлена на реализацию национальных целей и приоритетов национальной политики – в частности, на снижение смертности трудоспособного населения, укрепление общественного здоровья, заботу о старшем поколении и т.д. Но теперь к социально-экономическим причинам срыва целевых показателей добавляется новый фактор – последствия пандемии. «По итогам 2020 года министерство видит риски недостижения некоторых плановых показателей в связи с ситуацией вокруг коронавируса», – сообщается на официальном сайте ГД со ссылкой на Минздрав.
«Говоря о смертности в текущем году, надо принимать во внимание пандемию коронавируса, которая еще не завершилась, ее масштабы и последствия еще предстоит изучить, – сказала «НГ» завлабораторией «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Егорова. – Особенно важным должен быть анализ работы учреждений здравоохранения весной 2020-го, когда резкий рост заболевших коронавирусом потребовал перераспределения врачей, отчего ежедневная медицинская помощь столкнулась с нехваткой врачей. Отсюда перенос планового лечения, задержка скорой помощи, нехватка коек различных профилей».
Как пояснили «НГ» в пресс-службе Минздрава, в настоящее время ведомством разрабатывается проект нового федерального проекта «Модернизация инфекционной службы системы здравоохранения Российской Федерации», «который направлен в том числе на снижение бремени от инфекционных заболеваний».
В то же время во вторник комитет Госдумы по бюджету и налогам, обсуждая с профильными ведомствами подготовку главного финансового документа страны, поднял вопрос о том, нужно ли в принципе использовать такой метод регулирования, как госпрограммы. В частности, сомнения в этом методе возникли при обсуждении госпрограммы, посвященной образованию.
«Зачем нужна эта государственная программа? Образование – это конституционная функция государства. Образование не может быть государственной программой», – заявил председатель комитета Андрей Макаров. «Комитет хочет ставить вопрос о целесообразности отказа от государственных программ как механизма регулирования. Потому что определения политики в сфере образования или здравоохранения государственная программа, с нашей точки зрения, не дает», – пояснил он.
По уточнению Егоровой, «отечественная медицина уже многие годы недофинансируется, кроме того, надо сказать о неравномерности выделения денежных средств на медицину по регионам». Еще одним негативным фактором выступает «не всегда эффективное управление средствами».
И предстоящее ежегодное сокращение расходов на медицину усугубит положение медицинских учреждений, считает эксперт. Как говорит Егорова, «успех госпрограммы и нацпроектов в области демографии и здравоохранения зависит от объема, но что немаловажно, и от эффективного использования выделяемых средств».
комментарии(0)