Фото сайта ffin.ru |
Как рассказал в интервью Bloomberg сам Турлов, разбогатеть ему помог… коронавирус. Комиссионные доходы компании с 2016 года выросли в 51 раз. В период пандемии многие кинулись зарабатывать на фондовых рынках. Торговать акциями можно из дома. Кризисы сменяются взлетами рынка – та же Tesla сначала подорожала за полгода в шесть раз, потом снова взлетели. Такие качели дают неплохие возможности для заработка любителям игры на бирже, скучающим дома – и Турлов воспользовался этим сполна. «Волатильность привела на рынок огромное количество людей», - рассказал он Bloomberg, и добавил: «Брокерская индустрия находится на подъеме».
Чтобы оказаться в нужное время в нужном месте – предлагать людям акции в эпоху коронавируса – Турлов проделал путь длинной в 12 лет. В России мало кто знает Freedom Finance, хоть он и входит, как пишет «Бизнес-онлайн» в десятку крупнейших брокерских фирм. На слуху такие бренды, как «Атон», «Тинькофф инвестиции», «Церих Капитал Менеджмент». Хотя постойте – «Церих» теперь тожепринадлежит Турлову. А вот за границей его имя гораздо более известно. В финансовую империю москвича помимо российских входят компании в США, Германии, Кипре, Узбекистане, Киргизии, Украине. Как он ухитряется вести бизнес в этих странах из Москвы?
Очень просто: он ведет его не из российской столицы. Штаб-квартира холдинга Freedom Holding Corp формально находится в американском штате Невада, а фактически – в одном из самых престижных в Центральной Азии бизнес-центров алмаатинском «Нурлы Тау».
Еще восемь лет назад Тимур Турлов, тогда – начинающий 24-летний брокер понял, что на российском рынке пробиться будет сложно. Как он сам рассказывал в своих интервью, он начал искать новые рынки. Приехал в Казахстан, увидел, что уровень жизни населения, развития экономики не особенно уступает российскому – а брокерский рынок, по сути, пустой. Тимур сделал ставку на Казахстан – и она себя оправдала. За восемь лет его Freedom стал маркет-мейкером (организатор торгов) для целого ряда крупнейших национальных компаний этой страны, включая энергетического гиганта KEGOK. Да и вообще за прошлый год компания получила титул «Маркет-мейкер 2019 года» на казахстанской фондовой бирже. Недавно он прикупил местный банк. Наблюдатели считают, что покупка не только позволит ему оптимизировать финансовые активы, но и повысит статус в глазах казахской элиты. Розничных инвесторов Турлов приманивает, предлагая торговлю американскими ценными бумагами.
Как ни крути, рынок Казахстана в 10 раз меньше российского. Работая за рубежом, Турлов не забывал про родину. Постепенно расширяя свою деятельность в России, он купил «Охабанк» и переименовалего во «Freedom Finance Bank» , затем приобрел 30% в одной из крупнейших брокерских компаний «Нэттрейдер» и старейшего брокера «Цэрих Капитал Менеджмент». Но все же для всех участников рынка он уже казахский олигарх. «Российский регулятор воспринимает нас как «а, эти ребята из Казахстана», - говорил он в интервью Forbes.
Любой крупный проект неизбежно сталкивается с критикой. «Когда маркет-мейкер хорошо делает свою работу – создает рынок для ценной бумаги – всегда возникает вопрос: не манипулирует ли он рынком», - говорил по поводу Турлова вице-президент Казахстанской фондовой биржи Андрей Цалюк. Скепсис экспертов вызывают слишком быстрые темпы роста компании и ее работа с крупными структурами, способная вызвать зависимость от якорных клиентов. Турлов говорит, что его не смущают обвинения критиков и заявляет, что его холдинг, напротив, не зависит от крупных клиентов.
Казахская штаб-квартира стала удобным командным пунктом. Отсюда Турлов вывел свой холдинг на IPO на нью-йоркскую биржу NASDAQ. В правлении и совете директоров холдинга в основном люди с казахстанского рынка, президент Freedom Holding Corp. – Аскар Ташитов. В Украине, США, Германии, не говоря уже о странах Центральной Азии, Турлова и его команду тоже воспринимают как «эти ребята из Казахстана». В эпоху пандемии, самоизоляции и всеобщей удаленки для менеджеров и покупателей нет особой разницы, откуда ты управляешь своей империей. А вот политически разница есть. К Казахстану на Западе относятся гораздо мягче и лояльнее, чем к России. То, что Турлов вошел в казахскую элиту, привлек ее на свою сторону и доверил ей управлять своими офисами в Москве, Лимасоле, Берлине оказалось верным шагом. Так российский бизнес разворачивает экспансию в мире, несмотря на любые барьеры.
комментарии(0)