Алексей Кудрин рассказал на заседании бюджетного комитета Госдумы, что его удивило в главном финансовом документе страны. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Потеря нефтяных доходов и вызванный пандемией кризис не пройдут для бюджетной системы бесследно. Следующие три года страна будет жить в режиме жесткой экономии даже на самом важном, в том числе на тех сферах, которые раньше казались неприкосновенными. Счетная палата (СП) сообщила, что в 2021–2023 годах не только продолжится сокращение финансирования образования и здравоохранения (по отношению к ВВП), но и будут чрезмерно урезаны военные траты. А внедрение новой формулы расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ) демонстрирует, что финансовый блок борется буквально за каждые «лишние» 10 млрд руб.
В ближайшие три года бюджетные расходы на образование и здравоохранение по отношению к ВВП продолжат сокращаться. Это следует из обнародованного в четверг Счетной палатой заключения на проект федерального бюджета на 2021–2023 годы. В частности, если говорить про всю бюджетную систему, включающую федеральный, региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды, то доля расходов на образование снижается с 3,9% ВВП в 2021 году до 3,6% ВВП в 2023-м. «Аналогичная тенденция и по расходам на здравоохранение (без учета страховых взносов на неработающее население): доля снижается с 3,2% ВВП в 2021 году до 2,9% ВВП в 2023-м», – сообщили в СП. Кстати, ранее уже появлялась информация, что Минфин предложил в своей методике сократить объем бюджетных ассигнований на здравоохранение на 2021–2023 годы на 8, 9 и 15% соответственно (см. «НГ» от 13.09.20). Хотя, как затем поясняли в министерстве, «цифры, представленные в методике, не являются конечными».
Но еще большее удивление – по крайней мере у главы СП Алексея Кудрина – сейчас вызывает сокращение военных расходов федерального бюджета. «Коллеги, я скоро превращусь в защитника Министерства обороны и военных расходов, потому что сокращение с 2,7% ВВП до 2,5% ВВП (за трехлетку. – «НГ») – достаточно заметное», – сказал он на заседании бюджетного комитета Госдумы. Кудрин напомнил, что когда в начале 2010-х предлагалось повысить расходы на оборону до 3,4% ВВП и когда это было сделано, он называл такую нагрузку серьезной для экономики. «Но я всегда говорил, что 2,8–2,9% (от ВВП. – «НГ») – это оптимальный уровень нашей страны, которая должна поддерживать национальную оборону», – пояснил в четверг Кудрин.
Еще один пример, демонстрирующий, как жестко финансовые власти борются буквально за каждые 10 млрд руб., – ситуация с новой формулой расчета МРОТа. В сентябре правительство внесло в Госдуму не только проект бюджета, но и законопроект об изменении подходов к установлению прожиточного минимума и МРОТа.
Пояснительная записка гласила: «Предлагается устанавливать на федеральном уровне прожиточный минимум с учетом медианного дохода, а минимальный размер оплаты труда – с учетом медианной заработной платы. Одновременно законопроектом предлагается обеспечить условие, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год». Это революционный подход, поясняли «НГ» эксперты (см. номер от 30.09.30). Действующий пока метод расчета с привязкой к потребительской корзине эксперты называли архаичным.
Медианный доход, как уточняется в пояснительной записке, – «это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины – ниже»: «При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны».
Соотношение МРОТа и медианной заработной платы в 2021 году должно составить 42%, минимальный размер оплаты труда достигнет 12 792 руб. По сравнению с действующим показателем (12 130 руб.) рост на 5,5%. Такое увеличение минимального размера оплаты труда затронет, по оценкам авторов проекта, 3,9 млн человек. При этом, как указано в финансово-экономическом обосновании, расходы на повышение оплаты труда в связи с увеличением МРОТа составят 105,4 млрд руб. (в том числе за счет средств внебюджетного сектора – 56,9 млрд руб.). В пресс-службе Минтруда сообщили, что старый подход к установке МРОТа увеличил бы его размер лишь до 12 392 руб.
Однако в комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов обратили внимание на одну деталь. В заключении комитета на проект федерального бюджета отмечено следующее: «В соответствии с официальными расчетами Росстата, произведенными на апрель 2019 года, величина медианной заработной платы составила 34 335 руб. В то же время величина медианной заработной платы, от соотношения с которой предусматривается установление МРОТа на 2021 год, составляет 30 457 рублей». И никаких пояснений такого существенного расхождения значений официальных данных и проектируемых не приводится, добавили в комитете.
Можно предположить, что такое заметное расхождение связано с новациями в методике расчета Росстатом. В частности, «Российская газета» сообщала об экспериментальных расчетах, в основе которых данные Пенсионного фонда по страховым взносам, а не выборка работников крупных и средних предприятий. В пресс-службе Минтруда подтвердили «НГ»: «Медианная заработная плата, которая использовалась при расчете МРОТа, сложилась по полному кругу предприятий. Медианная заработная плата в 34 335 руб. – это данные по крупным и средним предприятиям, без учета малого бизнеса».
Рассчитываемая по старой методике медианная зарплата в стране росла довольно заметно: например, в 2017-м она составляла около 28 тыс. руб., то есть к 2019-му она увеличилась примерно на 20%. Логично предположить, что по старой методике медианное значение зарплаты теперь было бы выше, чем прошлогодние 34 тыс. руб.
И нетрудно посчитать, что по новой формуле, согласно которой МРОТ составляет 42% от медианной зарплаты, его размер в 2021 году мог бы быть не 12,8 тыс. руб., а около 14,4 тыс. – если ориентироваться на старую оценку медианной зарплаты за 2019 год. Если же учесть, что медианная зарплата с тех пор скорее всего выросла, то и МРОТ, возможно, мог бы приблизиться к 15–16 тыс. руб.
«При сегодняшнем МРОТе на уровне 12 130 руб. это существенная коррекция, которую бюджет может и не осилить, – пояснила доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. – И правительство более склонно признать, что зарплаты в постковидном периоде растут не так быстро, как хотелось бы, и медианная заработная плата после досчета по малым предприятиям будет ниже заявленного уровня». Поэтому, похоже, был выбран оптимальный вариант – цифра 12,8 тыс. руб., но в будущем ситуация может измениться, надеется Лебединская.
«Странность ситуации с медианной зарплатой усиливается прогнозом роста средней зарплаты в 2020 и 2021 году как в номинальном, так и в реальном выражении. Ответ возможно кроется в том, что целевым показателем выступает конкретная величина МРОТ, а варьируемым – медианная зарплата», – предположил руководитель департамента Финансового университета при правительстве Константин Ордов.
Причем, что примечательно, речь идет о, скажем так, «экономии» в пределах нескольких десятков миллиардов рублей. Расходы бюджетной системы составили бы тогда, возможно, 120 млрд руб. или немногим больше.
«Прогнозирование будущих выплат с изменением формулы позволит сэкономить бюджетные средства, резервируемые в расчетах зарплат бюджетникам, пособий и социальных выплат», – пояснил «НГ» независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. Эксперт добавил, что, возможно, это также скажется и на зарплатной политике бизнеса, «поэтому общее давление на экономику снизится». В итоге такой подход «позволит государству мягче пройти назревающий глобальный кризис».
комментарии(1)
0
dlz 05:38 16.10.2020
Не следует забывать ,что значительную долю военного бюджета составляет содержание ДНР. Донбасс встает на ноги, и эти расходы будут снижаться. По части вооружений стране нужны не столько вооружения, и не их производство, а новые образцы и не прекращающийся НИОКР. Хорошо бы также вспомнить о приватизации. У нас чудовищный госсектор. Будущие инфраструктурные объекты типа крымского моста и сочинской олимпиады лучше бы обеспечивать механизмами хотя бы частичного самофинансирования.