На фото совещание Президента РФ с правительством. Фото сайта kremlin.ru
Президент Владимир Путин провел в среду совещание с правительством, главной темой которого было объявлено обсуждение инструментов достижения показателей инвестиционного развития. Восемь лет назад президент поставил задачу увеличить долю инвестиций в ВВП с тогдашних 20–21 до 25%. Но достичь этой цели так и не удалось. Более того, последнее время наблюдается инвестиционный спад. Для его остановки чиновники придумали особые условия, которыми уже заинтересовались некоторые крупные инвесторы. Но эксперты сомневаются, что спецсоглашения о защите капвложений смогут компенсировать общее ухудшение инвестиционного климата в России.
Низкий уровень инвестиций – это хроническая болезнь российской экономики. Попытка исправить эту ситуацию президент РФ сделал в 2012 году, когда сформулировал задачу увеличения доли инвестиций в ВВП до 25%. Правда, сделать это не удается до сих пор. Хотя Владимир Путин и повторил задачу достижения уровня инвестиций в 25% ВВП в Послании Федеральному собранию в декабре 2018 года.
Сегодня правительство снова пытается оживить инвестиционный процесс с помощью нового инструмента – соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), над которым чиновники трудились последние два года. Эти соглашения власти планируют заключать с крупным бизнесом, обещая не ухудшать для него условия реализации конкретного проекта.
Закон, который вводит в России механизм СЗПК, президент Владимир Путин подписал 1 апреля. А вся нормативная база для заключения СЗПК была окончательно сформирована в начале октября двумя правительственными постановлениями. «Новый механизм поощрения долгосрочных инвестиций позволит существенно продвинуться в нашей работе по улучшению делового климата, упростить запуск нового инвестиционного цикла, о котором говорил президент», – пообещал премьер Михаил Мишустин.
В рамках СЗПК бизнес обязуется инвестировать определенные суммы (от 250 млн до 10 млрд руб. и выше) в проекты в обмен на неизменность налоговых и неналоговых условий работы. Закон предусматривает предоставление «стабилизационной оговорки» на основании СЗПК на срок 6, 15 или 20 лет при условии капвложений не меньше оговоренного в законе объема. Для проектов в сферах здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта инвестиции должны превышать 250 млн руб. Для проектов в цифровой экономике, экологии и сельском хозяйстве минимальный объем вложений – 500 млн руб. Для обрабатывающих производств – 1,5 млрд руб. И 5 млрд руб. для инвестиций в другие отрасли, кроме игорного бизнеса, производства табачных изделий и алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи нефти и газа.
В случае обещания таких инвестиций чиновники обещают не ухудшать налоговые условия (по налогу на прибыль, на имущество, транспортному налогу, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам), условия землепользования и градостроительной деятельности. При инвестициях от 10 млрд руб. в соглашение могут быть включены обязательства не ухудшать неналоговые платежи (на срок до 3 лет) и экспортные таможенные пошлины. Муниципалитеты смогут включать в СЗПК земельный налог, отдельные акты в сфере землепользования и градостроительной деятельности.
Источник: Минэкономразвития РФ |
В понедельник Минэкономразвития объявило, что уже получило первые 15 заявлений о заключении СЗПК на общую сумму в 0,85 трлн руб.
Для контроля инвестиций в РФ будет создано Агентство инвестиционного развития. Генеральным директором агентства в соответствии с приказом Минэкономразвития будет назначен первый заместитель Андрей Иванов. В создающееся агентство в инициативном порядке поступило 42 проекта заявлений общим объемом около 2,034 трлн руб. (Для сравнения: ежегодный объем инвестиций в докризисный период превышал 20 трлн руб.).
«Ситуация с СЗПК – одно из проявлений не только плохого инвестиционного климата в России, но и в целом доминирования государственно-административной системы в экономике. Правительственные органы могут принимать нормативные акты и менять «правила игры» без учета интересов бизнеса. Это создает риски для инвестпроектов, делает неопределенными их условия в длительной перспективе. Более того, нередки случаи, когда ведомства целенаправленно стремятся контролировать финансовые потоки в инвестициях бизнеса и их результаты за счет введения новых нормативных актов», – объясняет Марк Гойхман, главный аналитик ТелеТрейда. Поэтому элементарное рыночное требование – неизменность заранее установленных условий реализации инвестпроектов – в российских реалиях должно быть закреплено еще и специальным законом. Так появился закон о СЗПК, говорит эксперт.
«В условиях пандемии СЗПК стали как нельзя более актуальными и необходимыми для реализации. Для выхода из кризиса нужны неординарные меры. Эти соглашения создают более высокую надежность в долгосрочных инвестициях, создают рабочие места, способствуют общему росту экономики», – считает Гойхман.
«Пока об эффективности механизма СЗПК говорить рано. Многое будет зависеть от того, насколько продуманными будут одобренные проекты, а также от желания инвесторов вкладывать средства – зачастую даже при одобрении проекта не всегда мы видим желание инвестировать», – отмечает Владимир Тихомиров, главный экономист BCS Global Markets. Среди ключевых причин слабого роста инвестиций, по его словам – структура экономики с креном в сторону добывающих отраслей, а также доминирование государства в экономике.
«Минэкономразвития рассматривает СЗПК как один из ключевых инструментов перезапуска инвестиционного цикла. При оценке эффективности инструментов стимулирования инвестиционной активности Минэкономразвития в первую очередь ориентируется на показатели из указа о национальных целях развития России до 2030 года, предполагающего в рамках цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с 2020 годом», - сообщили НГ в Минэкономразвития.
комментарии(0)