Фото Pixabay.com
За последние три года из-за аварий лифтов в стране погибло более 90 человек. Эти трагедии происходят на фоне непрекращающихся коррупционных скандалов вокруг поставок и установок лифтов. Из последнего - ЧП в МФЮА (Московский финансово-юридический университет), где из-за неправильной эксплуатации лифта пострадали несколько студентов. Картину дополняет история с банкротствами сразу нескольких отечественных производителей подъемников: так, больше года в арбитражных судах Москвы рассматриваются дела, связанные с признанием финансово несостоятельным одного из таких предприятий - Карачаровского механического завода. Что ждет российскую лифтостроительную отрасль – в расследовании "Независимой газеты".
Переломный момент
Очевидно, что отрасль нуждается в серьезных изменениях и как всегда остро стоит вопрос ее прозрачности. С чем не согласны сложившиеся игроки - подрядные и монтажные организации и их объединения, для которых раскрытие отрасли может привести к уходу с рынка недобросовестных компаний. Так, например, произошло в строительстве, когда государство взялось за оздоровление отрасли и реализовало ряд мер по регулированию рынка. В результате были закрыты большинство "компаний одного проекта", собиравшие деньги с дольщиков, но так и не начавшие реальное строительство. На рынке остались крупные игроки, заинтересованные в завершении своих объектов, а вопрос появления новых обманутых дольщиков ушел в прошлое.
Рано или поздно подобное обновление ждет и лифтовую отрасль, в которой сегодня также существует более тысячи мелких монтажных и эксплуатирующих организаций, занимающихся перепродажами оборудования и услуг от производителей. Их деятельность добавляет до 200% к стоимости поставок лифтов, при этом качество их работы должным образом не контролируется. Как только обсуждение этого вопроса вышло на правительственный уровень, игроки объединились в ассоциации для противодействия любым изменениям. Так, в письме Национального лифтового союза и Российского лифтового объединения в правительство говорится, что на рынке якобы происходят действия по "монополизации и ограничению конкуренции".
Навести порядок невозможно, не выстраивая полноценную, а главное прозрачную систему - от производства оборудования до монтажа и контроля за эксплуатацией. А это нужно, чтобы удовлетворить растущий спрос на лифты и наполнить рынок качественным отечественным продуктом, безопасным для россиян.
Переломным моментом для отрасли стал февраль 2019 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по реализации нацпроекта "Жилье и городская среда". По итогам обсуждения были приняты правительственные поручения по консолидации производственных мощностей в лифтовой отрасли и ужесточению требований к монтажу и сервису.
В поручениях были поставлены задачи по разработке плана мероприятий (дорожной карты) по развитию производства лифтового оборудования, в котором должна быть предусмотрена консолидация производственных мощностей лифтостроительных предприятий, а также переход на прямые закупки у заводов-изготовителей лифтового оборудования и требование по участию производителей в аккредитации монтажных и обслуживающих организаций, как это давно реализовано за рубежом.
К началу 2019 года ежегодные потребности в новых лифтах в России составляли около 40 тыс.: 30 тыс. на установку в новостройках и около 10 тыс. на замену устаревшего оборудования (сейчас общие потребности оцениваются в объеме около 45-48 тыс. лифтов в год). Но очевидно, что дефицит лифтовой продукции гораздо выше. Одна из национальных целей - ежегодно улучшать жилищные условия не менее 5 млн семей, для чего требуется строить по 120 млн кв. м жилья - это новые многоквартирные дома, а, значит, и новые лифты, без которых многоэтажки не функциональны.
Вместе с тем около 160 тыс. подъемников (более четверти всего лифтового парка) потенциально требуют замены, к 2024 году их число достигнет 200 тыс., к 2030 году - 250 тыс. Для решения этих задач необходимо увеличить производство лифтов в России на 40 тыс. в год - иначе все большая часть рынка отойдет иностранным конкурентам, чья доля на данный момент уже составляет 30%. Пока импортные лифты востребованы в новостройки от уровня "комфорт" и выше. И задача российских производств - выпускать конкурентный продукт, подходящий для установки в новые современные дома.
Первый шаг к преодолению кризиса
В прежнем виде лифтовая промышленность не могла выполнить эти амбициозные планы. Исторически этот рынок развивался практически без государственного надзора. В результате к началу 2019 года отрасль представляла собой замкнутую непрозрачную систему с практически полным отсутствием госрегулирования и соответствующим набором последствий: офшорными собственниками, выводом средств в компании-посредники, банкротством и остановкой производств, отсутствием ответственности за качество, зависимостью от иностранных поставщиков на фоне угрозы возможных санкций.
"Отрасль лифтового хозяйства давно в серьезном кризисе. Причем даже пришедшие в нее деньги в виде средств региональных фондов капитального ремонта не смогли решить, а скорее даже проявили и усугубили существующие проблемы", - считает член комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Андрей Усенко.
Запрос на модернизацию отрасли и качественное обслуживание техники поступил от конечных потребителей - жителей многоэтажек, обеспокоенных своей безопасностью в самом, казалось бы, защищенном месте: в их собственном доме. Ситуация усугублялась все более частыми сообщениями об авариях и остановках лифтов, иногда с трагическими последствиями. Государство отреагировало на запрос, инициировав масштабный процесс модернизации и обновления производственных площадок, задав курс на импортозамещение и создание качественной системы обслуживания лифтов.
Пилотный проект было решено начать на Щербинском лифтостроительном заводе, в котором к началу 2019 года государство имело контрольный пакет акций. Госагентом по управлению предприятием была назначена компания ДОМ.РФ, доля которой составила 75%. Первым из антикризисных решений было создание прозрачной системы управления, контроля качества и сертификации продукции, модернизация производственных цехов. Результаты не заставили себя ждать: менее чем за год, предприятие вышло на плановые показатели до 12 тыс. лифтов в год, побив в 2020 году несколько рекордов по ежемесячному производству. В планах - выйти на импортозамещение комплектующих в сегментах бизнес- и премиум-класса, где пока доминирует импорт.
Офшоры, долги, банкротства
Удачные решения, принятые госкомпанией в управлении собственным заводом, было принято масштабировать и на другие крупные предприятия отрасли. В частности, на московский Карачаровский механический завод (КМЗ) и омский "Сиблифт", которые суммарно выпускают около 6 тыс. лифтов в год.
КМЗ в прошлом году произвел около 5 тыс. лифтов. Согласно отчетности, у него была неясная структура акционеров, владельцами числились несколько кипрских офшоров. По данным системы СПАРК, это Dabrо Limitеd ("Дабро Лимитед"), "Миморо Констракшнз ЛТД", "Энгллен Трейдинг ЛТД", "Галеритус Трейд Энд Инвест Лимитед" (Galeritus Trad), "Абессиния Трейдинг Лимитед". По информации в СМИ, за управлением предприятием могут стоять экс-владельцы "Промсвязьбанка" братья Ананьевы, ныне находящиеся в розыске за вывод средств на личные счета (ИА "Росбалт", 25.12.19).
Управленческая команда завода придерживалась финансовой модели, которая вызывает много вопросов: в 2019 году общая задолженность КМЗ составляла около 8 млрд руб. при прибыли около 1 млрд руб. Одной из причин такого кассового разрыва стала продажа продукции аффилированным поставщикам по ценам на треть ниже рыночных. Например, по данным "Росбалта", около 232 млн руб. было переведено на счета ФПК "Инвест" за "управление деятельностью", еще 170 млн получило некое НП "Центр "Арт де Лекс" за "юридические консультации", несмотря на то, что в штате КМЗ работает множество юристов.
Такие действия руководства поставили завод с численностью персонала более 1,5 тыс. человек под угрозу закрытия. Об этой ситуации сообщало отраслевое издание "Лифт-пресс" (11.10.19). Предприятие находится в предбанкротном состоянии, но пока КМЗ удавалось различными путями избегать введения процедуры наблюдения, позволяющий установить арбитражный контроль за активами завода. В данном случае банкротство означало бы оздоровление предприятия, так как позволило бы передать управление заводом более дееспособным менеджерам.
У "Сиблифта" (ранее - и, возможно, до сих пор - аффилированного с КМЗ, о чем сообщало издание БК55 07.05.16), схожая ситуация: компания поддерживает производство (в прошлом году выпустил около 1 тыс. лифтов), но финансовая ситуация не менее сложная, чем на КМЗ, - летом-2020 было подано заявление о его банкротстве.
Есть еще один актив, представляющий интерес для потенциальных инвесторов - Серпуховский лифтостроительный завод, способный выпускать 14 тыс. подъемников в год. Его короткая история выразительно характеризует состояние отрасли: это единственное лифтовое предприятие в стране, которое построили с нуля уже после развала СССР (заработало в 2013 году), однако три последних года производство простаивает, было введено конкурсное управление, а сам завод был выставлен на торги. Таким образом, современное российское лифтостроительное предприятие не работает из-за долгов: прежний собственник - крупная строительная компания "СУ-155" - обанкротилась и была упразднена в 2016 году.
Впрочем, банкротство - это, с одной стороны, возможность освободить заводы от долгов, сохраняя производство и трудовой коллектив, а с другой - конкурентная процедура, при которой активы выставляются на торги по рыночным ценам и переходят к заинтересованным инвесторам, способным сделать перспективный бизнес более прозрачным, эффективным и конкурентоспособным.
Помимо консолидации производственных мощностей, правительственные поручения февраля 2019 года касались ужесточения требований к монтажу и контролю за эксплуатацией лифтов. В правительстве уже рассматриваются предложения по участию производителей лифтов в аттестации монтажных и сервисных организаций и переходу на прямые закупки у заводов в рамках работ по капремонту. Изменения в монтажной сфере - самая важная часть происходящих в отрасли перемен: государство решило привести здесь все в порядок.
Монтаж выводят из тени
Монтажный бизнес - самая доходная и одновременно непрозрачная часть лифтовой отрасли. Всего в стране на 5-6 крупных производителей действуют более 1 тыс. монтажных организаций. Большинство из них не сертифицированы заводами-изготовителями, поэтому качество их работы практически невозможно контролировать. Зарубежный опыт подсказывает, что исключение производителей из процесса монтажа и сервисного обслуживания фактически полностью освобождает монтажные организации от ответственности, позволяя им концентрироваться на прибыли в ущерб качеству и безопасности пользователей. Зарубежный опыт также показывает, что выстраивание собственной посреднической сети, создание своего монтажного управления, разработка системы сертификации поставщиков и эксплуатантов и прямые отношения с заказчиками способны многократно улучшить качество и безопасность при сохранении действующих цен на продукцию.
Монтаж лифтов - это более маржинальный вид деятельности, чем их производство. К примеру, стоимость изготовления одного стандартного подъемника для 9-этажки - около 1 млн руб., его монтажа - до 700 тыс. руб. При этом на торгах по замене лифтов для капремонта, которые проводят управляющие компании или обслуживающие организации, стоимость одного лифта может вырастать до 2,5 млн руб., а то и 5 млн руб. Накрутку формируют монтажные организации, выступающие посредниками между изготовителями и покупателями. Разброс средней стоимости замены лифта между регионами - до 4 раз, при этом различия не объясняются ни масштабом, ни стоимостью логистики.
Качество монтажной работы не отслеживается изготовителями, что приводит к дефектам при установке лифтов монтажными организациями. За последние три года было зафиксировано несколько сотен происшествий с лифтами, в том числе и с трагическими последствиями. Проанализировав статистические данные по этим инцидентам, Ростехнадзор выяснил, что более половины ЧП произошло с техникой, которая еще не выработала назначенный срок службы. Каждая из аварий прямо или косвенно стала следствием либо некачественного монтажа, либо нарушения владельцами объектов и эксплуатирующими организациями обязательных требований регламентов. Минпромторг сообщал о случаях использования несертифицированных комплектующих и узлов безопасности лифтов на этапе монтажных и пусконаладочных работ и сервисного обслуживания.
Такая ситуация невозможна в Европе, где изготовление, монтаж и обслуживание лифта - части одного большого процесса и регулируются как со стороны изготовителей, так и со стороны государства. Otis, ThyssenKrupp, Schindler делают монтаж либо собственными силами, либо регулярно переаттестовывают подрядчиков, осуществляя постоянный и полный контроль по технической части и мониторингу безопасности труда.
В России государство только начинает включаться в процессы регулирования отрасли монтажа лифтов. Пока же отрасль поделена между тысячью монтажных и эксплуатирующих компаний, проследить за качеством работы которых сегодня нереально. Непонятно, кто и как монтирует лифты, и на выходе жители могут получить некачественно выполненную работу (иногда забывают прикрутить какие-нибудь конструкции и т.д.). Поэтому изменения правил игры на этом рынке должны стать гарантией правильной эксплуатации оборудования и его безопасности для жильцов.
Государство наводит порядок
Государственные реформы отрасли встречают сопротивление старых игроков рынка - как некоторых производителей, так и монтажников. По сути, критики предлагают оставить отрасль в прежнем состоянии, перечеркнув инициируемые государством решения. В интересах государства и жителей сделать рынок прозрачным, обеспечить контроль за монтажом лифтов, вывести предприятия из долгов, обеспечить безопасность и конкурентоспособность продукции и выполнить стоящие перед страной масштабные цели.
"Безопасность граждан - главная цель лифтовой отрасли, вот из чего нужно исходить при проведении ее реформы, - считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Галина Дзюба. - Ежегодно в лифтовом хозяйстве достигают предельного срока старения в 25 лет около 10 тыс. лифтов. Государственные реформы должны найти отклик у профессионалов лифтовой отрасли - как производителей, так и монтажников, ведь для выполнения задач национального проекта "Жилье и городская среда" нужна консолидация сил".
Эксперт подчеркнула, что многочисленные компании, занимающиеся поставкой и монтажом лифтового оборудования, не только не сформировали полноценный рынок качественных услуг и сервиса, а порой, наоборот, в погоне за заказами откровенно демпинговали, не справляясь впоследствии с объемом и качеством работ.
"Если конкурентные рыночные механизмы в данной отрасли не сработали, значит, на мой взгляд, государство должно навести в отрасли порядок, запустить ее в полной мере и обеспечить потребности населения. Впоследствии же, возможно, государство так или иначе передаст отлаженную отрасль частным собственникам, получив в итоге при этом и решение своих проблем, и определенную прибыль", - резюмировала Галина Дзюба.
комментарии(0)