Управлять кондиционером, телевизором и кофемашиной одним нажатием кнопки – звучит потрясающе, но доступно не каждому. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Пандемия и карантинные ограничения неожиданным образом сказались на рынке устройств умного дома. В регионе EMEA (Европа, включая Россию, Ближний Восток и Африка) из-за переноса крупных спортивных мероприятий обвалился спрос на смарт-телевизоры, сообщает компания International Data Corporation (IDC). Но некоторые сегменты рынка вселили в производителей оптимизм. В России произошел всплеск интереса к автономным системам отопления, водоснабжения, освещения. Хотя говорить о массовом спросе пока рано из-за проблем с доходами населения.
В самый разгар карантинных ограничений рынок устройств умного дома в регионе EMEA сократился. Во втором квартале падение в годовом выражении составило около 7%, сообщили исследователи IDC. В региональном разрезе динамика неравномерна: так, в Центральной и Восточной Европе рынок сократился почти на 20% год к году. Исследование охватывает такие товарные категории, как смарт-телевизоры, умные колонки, термостаты, системы освещения, мониторинга и обеспечения безопасности.
Сокращение по сравнению с предыдущим годом фиксировалось почти по всем категориям, но особенно заметным был спад продаж смарт-телевизоров – они, согласно исследованию, относятся к основным видам устройств умного дома. Как пояснил старший аналитик IDC Антонио Арантес, падение обусловлено переносом крупных спортивных мероприятий на 2021 год. В годовом выражении оно составило около 12%. Но по итогам второго полугодия исследователи ожидают восстановления роста. Более того, по прогнозу IDC, в 2024 году поставки всех умных устройств в регионе EMEA должны превысить 200 млн единиц против примерно 111 млн, ожидаемых по итогам 2020-го.
В России, однако, ситуация не столь однозначна: ограничения, связанные с пандемией, для некоторых потребителей стали поводом ускориться с обустройством именно умного жилища. Например, как показал мониторинг, который проводился с апреля по июль экспертами компании Frisquet, потребительский интерес к удаленным системам управления и обслуживания отопительного оборудования вырос за указанный период на 34% по сравнению с уровнем до пандемии. Одна из причин – нежелание домовладельцев лишний раз пересекаться вживую с техническими специалистами, обслуживающими котлы. Речь идет прежде всего о загородных домах. Также заметно – на 23% – вырос интерес к экономичности отопительного оборудования.
Как сказал «НГ» директор по экспорту Frisquet Армен Калинин, ссылаясь на экспертные оценки, примерно каждый четвертый житель РФ пользуется отдельными системами и технологиями умного дома. В следующем году спрос однозначно вырастет, добавил он. По прогнозам компании, уже каждый второй клиент будет интересоваться предложениями, связанными с такими технологиями. Одна из причин – «в 2020 году россияне пережили стресс самоизоляции, и многие считают, что карантин был не последним», отметил Калинин.
Интерес к такого рода разработкам, связанным с технологиями умного дома, безусловно, повышается, «и косвенно мы можем отследить это по росту спроса на энергоэффективные продукты», подтвердил «НГ» директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров. Продажи таких товаров растут на 5–7% в год и даже более. В последние несколько лет заметен рост спроса на умные устройства в области электрооборудования для жилых пространств, продолжил продакт-менеджер Schneider Electric Максим Брок. По его словам, динамика возрастает с каждым годом, «и на 2021 год можно прогнозировать двузначный рост».
Рынок решений для умного дома развивается в России очень интенсивно, но все же отстает от западного, уточняют IT-специалисты. В России такие технологии пока кажутся экзотическими. «Также есть предубеждение, что умный дом – это обязательно дорого. Оно вызвано тем, что раньше жилье оборудовали различными датчиками, розетками и приборами, поддерживающими Wi-Fi, главным образом в элитном сегменте, причем чаще всего владельцы частных загородных домов, а не квартир», – пояснил «НГ» директор технического департамента «ХайТэк» Дмитрий Ласьков.
Хотя сейчас, по его словам, ситуация начала меняться: «Автоматизированные системы безопасности, контроля и учета доступны россиянам со средним уровнем дохода, а жилые комплексы превращаются в отельные цифровые экосистемы – такие новостройки все чаще предлагают застройщики». Предпосылками массового распространения технологий умного дома стало, по его словам, удешевление стоимости средств автоматики, микропроцессорной техники вследствие эффекта масштаба.
«Сама технология умного дома в России существует уже достаточно давно. Но ввиду премиальности решения она всегда занимала узкую нишу. Однако в последние годы появились более простые и доступные системы автоматизации, построенные на беспроводных протоколах и управлении через приложение», – уточнил Брок.
Но некоторые представители отрасли все же считают проблему платежеспособного спроса очень актуальной. Если перечислить препятствия для массового внедрения в России технологий умного дома, то, во-первых, как говорит Калинин, нужно упомянуть, что умный дом – это достаточно дорого: «Интеллектуальная техника, которую можно интегрировать в такую систему, стоит в два-три раза больше, чем обычная». «Во-вторых, проблема – отсутствие единых протоколов передачи данных: умный дом – это не набор отдельных приложений в смартфоне, а единая система, в ней все взаимосвязано. В-третьих, в России не всегда корректно работает интернет, есть перебои с электричеством, особенно за городом», – перечислил он. «На мой взгляд, умный дом как система в России пока не получает большого распространения. Развиваются ее отдельные элементы, но пока не хватает большей коллаборации между производителями. Помогает общая тенденция к цифровизации, а препятствуют, с моей точки зрения, два фактора. Первый – финансовый. Такие продукты стоят дорого, а рынок наводнен дешевыми неэнергоэффективными товарами. Второй фактор – недостаточная информированность покупателей», – пояснил Захаров.
Представители рынка недвижимости подтверждают, что пока в России небольшой процент населения пользуется новыми технологиями умного дома. «В основном речь идет о молодых людях возраста 25–30 лет и взрослых мужчинах 45–50 лет, – сказал «НГ» руководитель департамента аналитики и консалтинга «НДВ – Супермаркет недвижимости» Сергей Ковров. – Не каждый готов покупать специализированное оборудование, настраивать его». Однако уже сегодня есть жилые комплексы, «где по взмаху руки открывается окно, а вместо батарей квартиру отапливают теплые полы». Чаще всего такие новации встречаются в новостройках бизнес-класса и выше.
комментарии(0)