Глава Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Паскаль Сент-Аманс рассказал, когда страны договорятся о революционном налоге. Фото со страницы ОЭСР в Flickr
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предупредила, что вскоре может начаться новая торговая война из-за стремления разных стран ввести национальный налог на цифровые товары. Подобное налоговое предложение сделал раньше в том числе Минфин РФ. Налоговые конфликты обойдутся мировому ВВП в 1% в год, полагает ОЭСР. Чтобы этого избежать, предлагается внедрить глобальный цифровой налог. Эксперты считают это предложение революционным. Вопрос – останутся ли после него цифровые гиганты в РФ.
Попытки разных стран ввести собственные, «разношерстные» цифровые налоги на прибыль крупнейших IT-гигантов могут стать поводом для новой торговой войны, которая будет стоить более чем 1% мирового ВВП в год. Но у этой проблемы, как считают в ОЭСР, есть решение.
Страны ОЭСР предварительно согласовали принципы, которые в корне изменят систему налогообложения международных компаний и, по оценкам, увеличат налоговые сборы по всему миру в общей сложности на 100 млрд долл. Как можно судить, план ОЭСР предусматривает сочетание географического принципа с одновременным нивелированием тех льгот, которые предлагают налоговые гавани. Международные IT-компании будут платить налог на прибыль именно там, где они работают, где находятся клиенты, покупающие их товары и услуги (даже в случае продажи через интернет), передает агентство «Финмаркет». При этом будет установлена минимальная ставка корпоративного налога, по которой должны будут платить в том числе те компании, которые решат перевести прибыли в льготные юрисдикции.
Конечно, такие предложения нравятся не всем. Как уточняет информагентство, вопрос о том, будет ли достигнуто политическое соглашение, зависит от президентских выборов в США, так как именно из-за Вашингтона прогресс застопорился. В этом году соглашения не будет, страны рассчитывают заключить сделку к середине 2021-го. «Мы подготовили все составные элементы к моменту, когда политическая динамика изменится», – пояснил глава Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Паскаль Сент-Аманс.
«Предложение по глобальному цифровому налогу – революционное», – отметила в беседе с «НГ» руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. Она напомнила, что многие страны (Великобритания, Франция и др.) уже вводят в одностороннем порядке налоги на цифровые услуги. «Безусловно, для цифровых гигантов и их налоговых юрисдикций это становится проблемой: возникает ситуация двойного налогообложения, увеличиваются объемы отчетности. Все это приводит к новым искажениям условий международной торговли и нарастанию напряжения», – уточнила эксперт. Один из примеров – в начале этого года США, по данным СМИ, пригрозили Чехии контрмерами в случае введения семипроцентного цифрового налога на деятельность глобальных IT-гигантов.
Выгодоприобретателями новой системы налогообложения будут страны, где сосредоточены потребители, которые приобретают цифровые товары и услуги. «Пострадают же от новых правил юрисдикции налогового резидентства цифровых гигантов – США, Нидерланды, Ирландия и пр.», – пояснила Левашенко.
«Существенную часть цифрового контента россияне потребляют у нерезидентов, поэтому Россия может быть заинтересована в новых налоговых поступлениях в рамках единого подхода к налогообложению, который предлагает ОЭСР, – считает эксперт. – Что касается российских цифровых компаний, то важно понимать, что новые правила затронут далеко не всех, так как ОЭСР предлагает ввести тест пороговых значений».
По словам руководителя правового комитета Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Елены Гультяевой, реализация этого предложения сопряжена не только с необходимостью согласования ряда технических принципов, но и с преодолением сопротивления стран, привлекающих мировых IT-гигантов низконалоговыми режимами, а также с намерениями крупнейших IT-гигантов, большая часть которых – это компании из США.
«Россия не является членом ОЭСР, однако внимательно следит за предлагаемыми инициативами. Так, еще в октябре прошлого года идея о налогообложении компаний по месту расположения их рынков была сформулирована Минфином», – напомнила эксперт. В частности, глава Минфина Антон Силуанов сообщил о намерении изменить подходы к налогообложению прибыли цифровых компаний, как это делает ряд зарубежных стран. «Мы считаем, что необходимо добиваться уплаты налога с прибыли там, где находятся клиенты таких компаний, то есть тех юрисдикций, где образуется доход», – заявил он на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей.
«Основная проблема заключается в том, что крупнейшие цифровые гиганты в силу трансграничности оказания услуг аккумулируют прибыль в юрисдикциях с низкими налогами на иностранный капитал (например, в Нидерландах, Ирландии), а услуги они оказывают по всему миру, по сути, не доплачивая налоги в бюджеты тех или иных стран», – пояснил «НГ» вице-президент РАКИБ по развитию и регулированию рынка Валерий Петров. По его словам, около 40–50% прибыли таких компаний оседает именно в льготных юрисдикциях, а это означает, что экономия на налогах со стороны крупнейших цифровых гигантов исчисляется сотнями миллиардов долларов.
ОЭСР сформулировала несколько новых подходов к регулированию налогообложения. Первый предполагает оценку вовлеченности пользователей в деятельность компаний в той или иной стране, второй подход основан на оплате налогов в тех юрисдикциях, где де-юре размещаются маркетинговые либо нематериальные активы крупнейших цифровых гигантов, где зарегистрированы их товарные знаки. Третий подход связан с понятием существенного экономического присутствия в стране.
«Все три подхода имеют право на существование, но, к сожалению, не решают однозначно проблему. Дело в том, что сегодня крупнейшие цифровые гиганты – это не только экономические субъекты, но и субъекты в политической борьбе, которая существенно обострилась между различными центрами силы в мире», – добавил Петров. А значит, предложения ОЭСР – это лишь первый шаг в самом начале очень длинного пути. «Согласование технических принципов еще не говорит о том, что процесс полного принятия этого решения будет легким, – сказад доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Алиев Аяз Аладдин оглы. – Считаю, еще не раз эти принципы будут дополнительно обсуждаться и пересматриваться. Возможно, через несколько лет страны согласуют единую позицию».
Другой вопрос, который возникает на этом фоне: не станет ли предложение ОЭСР для цифровых гигантов поводом свернуть свою деятельность в ряде стран, в том числе в России, – особенно с учетом санкционных рисков или из-за нежелания поддерживать налоговыми отчислениями экономику РФ?
Елена Гультяева допускает, что такое возможно, но уточняет: «Гиганты скорее обращают внимание на экономику, а не политику». Валерий Петров добавил: «Логика поведения цифровых гигантов не изменится, они все равно будут стремиться к минимизации налогооблагаемой базы. Могут наложиться политические аспекты, но обычно генератором политических решений становятся не сами гиганты, а власти той страны, которые имеют на них наибольшее влияние».
«Что касается России, то здесь политический момент может выйти на первое место, – признал эксперт. – А что касается Европы, то там будет рассматриваться экономическая целесообразность и будут так распределяться центры оказания услуг и места регистрации компаний, чтобы минимизировать налогооблагаемую базу уже с учетом новых требований».
Если не будет единого решения, Россия может пойти по примеру Франции и разработать свой цифровой налог. «Это поможет бюджету. Но надо будет сделать так, чтобы не подпасть под санкции. Это будет сложно, – продолжил Алиев Аяз Аладдин оглы. – Возможные санкции будут зависеть от степени дополнительной нагрузки иностранных компаний».
комментарии(0)