Расширение Восточного полигона железных дорог потребует строительства дорогостоящей энергетической инфраструктуры. Фото Reuters
Промышленные энергопотребители призывают финансировать строительство энергоинфраструктуры, требуемой для расширения БАМа и Транссиба, за счет источников, не связанных с увеличением нагрузки на энергорынок. Среди них могут быть бессрочные облигации, надежность которых обеспечена гарантированным тарифным доходом инфраструктурных монополий. Пока что рассматриваемые в правительстве варианты так или иначе ведут к росту цены электроэнергии для потребителей.
Проект по расширению провозной способности БАМа и Транссиба в рамках модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона стартовал еще несколько лет назад. На первом этапе, который планировалось завершить в этом году, она должна быть доведена до 124,9 млн т, а на втором этапе, к 2024 году, увеличиться до 180 млн т. Проект нацелен на увеличение грузопотоков в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Основным его бенефициаром являются компании угольной отрасли, которые таким способом смогут возместить сокращение экспорта угля на западном направлении поставками в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Перспективное расширение БАМа и Транссиба потребует масштабного и дорогостоящего строительства новой энергетической инфраструктуры - дополнительной генерации в объеме около 1,6 ГВт и нескольких тысяч километров сетей. Параметры энергоснабжения еще не определены. Так, например, среди вариантов в Иркутской области - строительство новой гидроэлектростанции или новой газовой генерации, в Приморском крае - продление или непродление срока эксплуатации Артемовской ТЭЦ, а также возможность строительства новой угольной ТЭС, в Якутии не исключено строительство одного или двух угольных блоков Нерюнгринской ГРЭС. В Минэнерго рассматриваются несколько вариантов компоновок этих объектов, окончательный выбор еще не сделан.
Нет ясности и с источниками финансирования проектов. Для строительства электростанций на Дальнем Востоке могут быть выделены бюджетные средства, но есть и вариант введения новой целевой надбавки для оптового рынка электроэнергии. В Сибири может применяться дорогостоящий механизм конкурентного отбора мощности новой генерации, что также увеличит финансовую нагрузку на энергорынок. По экспертным оценкам, дополнительные платежи энергопотребителей за строительство новой генерации могут составить 40-45 млрд руб. ежегодно, что приведет к росту конечной цены электроэнергии примерно на 1%. "На наш взгляд, потенциал использования надбавок исчерпан, - заявляли ранее СМИ в "Совете рынка". - Допустимым и сбалансированным для рынка могло бы быть решение, при котором строительство всей новой генерации будет покрыто новым потребительским спросом".
Между тем рост нагрузки на потребителей - уже в сфере платы за услуги по передаче электроэнергии - обсуждается и в качестве источника финансирования строительства сетевой инфраструктуры. В Минэнерго предлагают с 1 июля 2021 года проводить дополнительную ежегодную индексацию сетевых тарифов сверх предусмотренного уровня: для потребителей магистральной сети - на 0,6% в год, для потребителей распределительных сетей - на 0,2% в год. Именно этот вариант отмечен в протоколе совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова от 25 сентября (копия есть в "НГ"). Это может увеличить нагрузку на энергорынок на 40 млрд руб., предупреждают эксперты. Ранее сообщалось, что в Федеральной сетевой компании рассматривались и другие варианты: государственные субсидии, дополнительное долговое финансирование и отказ от дивидендов.
Промышленные энергопотребители предлагают обратить внимание как раз на альтернативные источники средств. Например, так называемые "вечные бонды": номинальная стоимость таких облигаций не погашается эмитентом, но они гарантируют инвесторам получение купона.
"Поскольку основными бенефициарами расширения Восточного полигона РЖД являются частные угольные компании, было бы логично именно на них возложить основную нагрузку по расширению инфраструктуры. Дополнительно можно задействовать средства Фонда национального благосостояния. Кроме этого, учитывая гарантированные тарифные доходы инфраструктурных монополий, было бы резонно рассмотреть вариант финансирования проекта через размещение ими "вечных облигаций", - считает заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко. - Перечисленные варианты финансирования позволяют увязать финансирование проекта с его эффективностью и исключить переложение всех рисков и затрат по расширению БАМ-Транссиба с монополий на потребителей их услуг".
комментарии(0)