Вот так карантин совмещается с домашним строительством. Фото PhotoXPress.ru
Карантин и самоизоляция оказались подходящим временем для квартирного ремонта и дачного строительства. Спрос на услуги ремонтных бригад в этом году в России увеличился в два раза, а продажи стройматериалов для ремонта подскочили в четыре раза, рассказывают представители сервисов. Однако речь скорее всего идет о локальных всплесках онлайн-запросов, поскольку общая статистика говорит об обратном – о снижении доходов населения, о сокращении розничной торговли, уменьшении регистрируемых сделок с недвижимостью и сокращении ввода жилья.
Представители сервисов интернет-объявлений рассказывают о повышенном спросе и на услуги ремонтных бригад. В первую очередь речь идет о строительстве, ремонте и благоустройстве загородных участков. С конца марта и по сегодняшний день спрос на услуги по благоустройству дач увеличился в два раза в городах-миллионниках и в 1,5 раза по России в целом, сообщают в компании Profi.ru.
Во время пандемии россияне начали активнее осваивать загородный стиль жизни, обустраивать существующее жилье и даже покупать недвижимость, отмечает специалист по маркетингу компании «Авито Услуги» Иван Чулков. Так, если в августе-сентябре 2020 года интерес к приобретению загородной недвижимости увеличился в годовом выражении на 51% по России, то спрос на услуги по благоустройству участков вырос – на 97%. Кроме того, продолжает он, гораздо популярнее стали услуги и по строительству домов или коттеджей. «За текущий год спрос вырос на 78%», – рассказывает Чулков.
При этом предложение не всегда поспевает за спросом. «В августе-сентябре 2020 года спрос на постройку бань и саун вырос на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как предложение услуг по строительству бань в стране выросло всего на 19% по сравнению с августом-сентябрем 2019 года», – отмечают в сервисе объявлений.
Схожие ремонтные настроения наблюдаются и в ремонте квартир, что в первую очередь связано с увеличением покупок россиянами недвижимости. «Спрос на вторичную недвижимость в августе увеличился на 52%, на новостройки – на 35,6%», – напоминает Иван Чулков. «Почти в два раза чаще россияне стали интересоваться отделочными работами (+85% за этот год). Следующая по популярности услуга – сборка и ремонт мебели (+72%). Общий ремонт квартиры заказывают на 65% больше россиян, чем в прошлом году, а ремонт кухни – на 36%», – перечисляет эксперт.
«За услугами по комплексному ремонту (косметический/капитальный ремонт, работы по перепланировке) россияне стали чаще обращаться с середины апреля, и этот рост мы видим и по сегодняшний день. В среднем за этот период число заказов увеличилось на 42% год к году», – утверждают в сервисе объявлений. В самой компании такие настроения связывают с экономической турбулентностью и эпидемобстановкой этого года. «Эти процессы могли бы стать стимулом для людей поскорее закончить ремонт или отремонтировать то, что давно планировали», – говорят представители сервиса объявлений.
Повышенный интерес граждан РФ к ремонту в этом году подтверждают и данные о покупках строительных материалов и в целом DIY-сегменте (от англ. do it yourself, куда традиционно включают строительные материалы и товары для обустройства дома). «В августе и сентябре 2020 года спрос на строительные материалы подскочил на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сильнее всего вырос спрос на садовую технику: россияне стали интересоваться подобными товарами в два раза чаще. Также отмечается увеличение количества запросов на товары в категории «Окна и балконы» – спрос на них вырос на 85%», – рассказывает специалист по маркетингу Иван Чулков.
Некоторые пользователи действительно решили посвятить часть освободившегося времени ремонту и обустройству квартир и дач, соглашаются в интернет-магазине Ozon. «Мы отмечаем значительный рост спроса на товары для ремонта и строительства в апреле-мае, когда продажи выросли на 409% год к году», – рассказывают в пресс-службе компании. Значительно, в 7,5 раз, выросли продажи мебели, продажи сантехники подскочили в 2,3 раза, сообщают в Ozon.
Многие клиенты уехали жить за город, и это положительно повлияло на оборот в группах товаров, связанных со строительством и отделкой частного дома, указывают в DIY-ретейлере Leroy Merlin. «Так, например, в таких группах, как канализация и водосток, продажи выросли более чем на 10%, кровля битумная и из поликарбоната выросли более чем на 14%, строительные блоки и металлопрокат выросли более чем на 8%», – перечисляют в компании. В ретейлере отмечают, что из-за кризисной ситуации многие отложили капитальный ремонт квартир, однако скорректировали свои планы в сторону более легкой косметической переделки.
В период самоизоляции с мая по июнь 2020 года россияне, как и в кризисные 2015–2016 годы, вновь вернулись к отдыху и ведению хозяйства на дачах, а их расходы на стройку и DIY-товары выросли на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответствующие данные приводятся в исследовании аналитиков МТС Банка.
Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов МТС Банка во всех регионах России. Учитывались платежные операции в мае-июне 2019–2020 годов в специализированных магазинах бытовых принадлежностей.
Лидерами по темпу роста стали стройматериалы (лесоматериалы, цемент, песок, кирпич, трубы, ограждения) – количество транзакций в мае-июне 2020 года выросло на 65% по сравнению с прошлым годом, а расходы на них увеличились на 55%. На втором месте по приросту продаж – садовые принадлежности (садовый инвентарь, семена, саженцы, горшечные растения, удобрения). В этой категории рост количества транзакций составил 38%, рост трат – 34%, говорится в исследовании.
При этом каждый третий потребительский кредит сегодня берется на ремонт, отмечается в исследовании Райффайзенбанка за август 2020 года. Средняя сумма займа составляет 447 тыс. руб. Для сравнения: заем на автомобиль составляет около 525 тыс. руб. Реже всего заемщики берут кредиты на путешествия (чуть больше 1%), а средний размер кредита на путешествие составляет в среднем 180 тыс. руб., следовало из исследования.
«Во время самоизоляции многие разъехались по дачам и деревням. И жили там больше обычного, месяцами. Многим дача и деревня стали местом и досуга, и работы. Для этого нужно было обустроить жилье, обеспечить комфорт. К тому же вынужденная самоизоляция, больше свободы дома, позволила больше времени уделить ремонтным и строительным работам», – рассуждает доцент РЭУ им. Плеханова Алиев Аяз Аладдин оглы.
Заметим, что сообщения сервисов объявлений о небывалом увеличении спроса на те или иные услуги основаны, как правило, только на анализе запросов. И если россияне стали чаще интересоваться покупками квартир или услугами по ремонту, это вовсе не говорит об увеличении реальной экономической активности. Ведь, по официальным данным, число зарегистрированных сделок с недвижимостью заметно ниже прошлогодних показателей. Ввод нового жилья снижается. Доходы населения снижаются, что подтверждается и спадом объема розничных продаж.
комментарии(0)