0
5966
Газета Экономика Печатная версия

06.10.2020 20:28:00

Европейскому бизнесу понравились низкие зарплаты граждан России

Санкции, коронавирус и нефть стали антироссийскими факторами

Тэги: экономика, коронавирус, нефтяные цены, европейский бизнес, зарплата

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

экономика, коронавирус, нефтяные цены, европейский бизнес, зарплата Фото Reuters

Две трети работающих в РФ европейских компаний пострадали из-за коронавируса. За год резко – почти в четыре раза – выросла доля европейских компаний, которые считают, что сейчас экономическая ситуация развивается в РФ хуже прогнозов. Кроме того, говоря о негативных факторах для бизнеса в России, компании теперь в два раза чаще, чем год назад, упоминают обвал нефтяных цен. Но европейские предприниматели пока верят в перспективы российского рынка. Они все чаще говорят о таком привлекательном для них факторе, как обилие квалифицированного персонала при низкой оплате труда.

Европейский бизнес, работающий в России, столкнулся с двумя наиболее болезненными шоками – с вызванным коронавирусом кризисом и с последствиями обвала нефтяных цен. В частности, как показало совместное исследование Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и института «ГфК-Русь», почти две трети (64%) из 90 опрошенных в июле-августе европейских компаний пострадали из-за пандемии коронавируса.

Исследование охватывает как российские компании с долей европейского капитала, так и работающие в РФ компании из Германии, Нидерландов, Швеции, Италии, Финляндии и др. Они представляют в основном сектор профессиональных услуг, химическую и автомобильную промышленность, фармацевтику, ретейл и т.д.

В 72% компаний отметили, что «экономика в первом полугодии 2020 года развивается хуже ожиданий». Напомним, в предыдущие три года экономическая ситуация для европейских компаний в России была более или менее предсказуемой и для большинства развивалась в соответствии с их ожиданиями. «В 2020 году оценки текущей ситуации и перспектив в экономике готовят нас к спаду в краткосрочном периоде», – пояснили в АЕБ.

Участники исследования выделили комплекс негативных факторов, ухудшающих их перспективы в России. Так, 77% респондентов указали на волатильность рубля; 73% – на антироссийские санкции; 64% – на коронавирусный кризис. Помимо этого 56% компаний сообщили, что политика США в отношении России отрицательно влияет на их деятельность, «однако в сравнении с прошлым годом влияние снизилось»: в 2019-м этот негативный фактор упоминали 75% от опрошенных.

Наконец, европейские компании отметили негативное влияние цен на нефть на их бизнес. Причем по сравнению с прошлым годом они стали упоминать этот фактор в два раза чаще: в 2020-м на него указали 51% опрошенных против 26% в 2019-м.

Но, как уточняют в АЕБ, «в перспективе ближайших трех лет 68% участников исследования рассчитывают на увеличение оборота и 51% – на увеличение прибыли, что дает сигнал о благоприятных возможностях работы для международного бизнеса на российском рынке даже на фоне рецессии».

«По сравнению с предыдущим годом участники исследования настроены более оптимистично с точки зрения ожидания инвестиций в отрасль компании», – добавили в ассоциации. Сейчас 28% компаний прогнозируют на ближайшие три года увеличение инвестиций в отрасль своего бизнеса в России, а в 2019-м на это рассчитывали 17% компаний, в 2018-м – 21%.

218-4-2700.jpg
Оценка иностранными предпринимателями в России текущей экономической ситуации
по сравнению с прогнозами.  Источник: Ассоциация европейского бизнеса
Российский рынок вопреки всему сохранил свою привлекательность для европейских предпринимателей. По данным АЕБ, основными причинами работы в России, как и раньше, стали большой объем рынка (об этом сказали 95% компаний), высокий потенциал (92% компаний), положительное развитие рынка (90% компаний).

На четвертом и пятом местах, как и раньше, располагаются два таких позитивных с точки зрения европейского бизнеса фактора, как квалифицированный персонал и низкие зарплаты. Однако по сравнению с предыдущими годами эти два фактора европейские компании стали упоминать значительно чаще. Если раньше о квалифицированном персонале и одновременно низких зарплатах как о плюсах российского рынка сообщали около 70–80 и 40–50% опрошенных компаний, то теперь 87 и 61% соответственно.

«Низкие заработные платы по сравнению с европейскими уже на протяжении почти 30 лет являются конкурентным преимуществом, – пояснила «НГ» доцент Торгово-промышленной палаты РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. – И даже некоторые крупные компании, принимая решение о строительстве своих заводов, выбирали Россию, а не Восточную Европу из-за этого фактора». В то же время большинство европейских компаний считают, что в России достаточно высокий кадровый потенциал.

По оценкам эксперта, на уровне специалистов заработная плата у российских работников меньше в два-три раза, а на уровне руководителей – в полтора-два раза, чем в европейских странах и США. Хотя чем выше уровень компетенций и должность, тем меньше разница в оплате труда российских и иностранных работников, добавила Иванова-Швец.

Однако в этом случае и у российского рынка есть свои конкуренты. «В России заработная плата выше, чем, например, в некоторых бывших союзных республиках. И некоторые европейские компании открывают свои региональные подразделения не в России, а, например, в Белоруссии или Украине», – добавила она.

Между тем, как отметил главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов, по экспертным оценкам, «в России производительность труда в полтора-два раза ниже, чем в развитых странах, в том числе за счет того, что в стране мало высокопроизводительных рабочих мест (они просто не оборудованы должным образом)». Также сказывается несоответствие высшего образования реальному запросу рынка, тем задачам, которые необходимо выполнять на практике. Отсюда и другой уровень зарплат.

При этом, как напомнил эксперт, каждая новая девальвация рубля сводит на нет номинальный рост зарплат. Однако это играет на руку экспортерам – как отечественным компаниям, ориентированным на внешние рынки, так и тем европейским предприятиям, которые используют Россию как плацдарм. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин готов и к торговой, и к настоящей войне с Америкой

Пекин готов и к торговой, и к настоящей войне с Америкой

Владимир Скосырев

Расходы Китая на оборону увеличатся на 7,2%

0
2296
Мерца обвиняют в обмане избирателей

Мерца обвиняют в обмане избирателей

Олег Никифоров

Глава ХДС отказался от предвыборных обещаний ради поддержки Украины

0
1779
Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
1833
Промышленный спад, плавно переходящий в стагнацию

Промышленный спад, плавно переходящий в стагнацию

Михаил Сергеев

Снижение выпуска продукции в январе вернуло ситуацию в экономике страны к осени прошлого года

0
5484

Другие новости