Растет спрос на юридическую помощь гражданам-банкротам. Фото Алексея Мальгавко/PhotoXPress.ru
В сентябре была запущена процедура внесудебного банкротства граждан с долгами от 50 тыс. до полумиллиона рублей. За истекший месяц этой возможностью пытались воспользоваться 2 тыс. россиян. Три четверти из них получили свои заявления обратно без рассмотрения. Основная причина – сложности получения от судебных приставов документа об окончании исполнительного производства, без которого внесудебное банкротство по закону просто невозможно.
Результаты применения новой процедуры внесудебного банкротства легко отследить на сайте единого федерального реестра «Федресурс». За сентябрь на этом сайте были опубликованы 1993 неаннулированных сообщения о внесудебном банкротстве. Из них 1578 – о возврате должнику заявления. А успешного начала процедуры банкротства удалось добиться лишь 413 заявителям. «Одно из главных условий для списания долгов – оконченное исполнительное производство, которое требует времени… Исходя из этого мы прогнозируем достаточно плавный рост числа граждан, которые захотят и смогут воспользоваться внесудебной процедурой банкротства», – объяснил замглавы Минэкономразвития Илья Торосов.
«Должники, в отношении которых нет исполнительного производства, на внесудебное банкротство претендовать не смогут. Должники, у которых есть исполнительное производство или несколько, при наличии дохода тоже не смогут претендовать на прохождение процедуры во внесудебном порядке», – описывает узкие рамки процедуры Михаил Алексеев, эксперт проекта «За права заемщиков». По его словам, корректировка механизма внесудебного банкротства вполне возможна после подведения первых итогов ее работы.
«Важное условие новой упрощенной процедуры банкротства состоит в том, что судебный пристав должен вынести постановление о невозможности взыскания задолженности. И это становится камнем преткновения, так как пристав для подтверждения отсутствия имущества у должника должен направить запросы во все госорганы, где могут содержаться данные об имуществе граждан, – ГИБДД, Росреестр, Ростехнадзор и др. Всего около 10 ведомств. Получив отрицательные ответы на все эти запросы, пристав должен прийти к должнику и произвести опись его имущества. И только если пристав не увидит пригодного для реализации имущества, он сможет вынести постановление о прекращении производства и невозможности взыскания», – описывает процедуру Максим Клян, исполнительный директор ООО «АльфаГрупп». «Чтобы вынести нужное постановление, приставу необходимо проделать огромную работу и затратить уйму времени, которого, как правило, не хватает. Простому обывателю, пенсионеру или матери-одиночке пройти эту упрощенную процедуру будет просто не под силу», – считает эксперт. По его словам, ни граждане, ни сотрудники МФЦ еще полностью не разобрались во всех хитросплетениях нового законодательства.
«Критерии наличия оконченного исполнительного производства (ИП) осложняет применение нового инструмента на практике. К тому же необходимо, чтобы пристав окончил ИП невозможностью взыскания, а на практике такое бывает далеко не всегда», – отмечает Владимир Шалаев, старший юрист BMS Law Firm. В будущем можно ожидать роста числа внесудебных банкротств, так как граждане научатся правильно применять этот инструмент, прогнозирует эксперт.
Прежний судебный вариант банкротства был доступен должникам с долгами более полумиллиона рублей. И предполагал уплату вознаграждения арбитражному управляющего в 25 тыс. руб. плюс 7% от реализованного имущества, а также оплату сопутствующих расходов, напоминает Антон Рогачевский, старший преподаватель университета «Синергия». При всей кажущейся простоте внесудебной процедуры закон устанавливает существенный барьер для ее использования. Барьер состоит в том, что заявлению о банкротстве должно предшествовать завершенное исполнительное производство. То есть заемщик должен пройти через судебное разбирательство по иску кредиторов, после чего судебные приставы должны вынести постановление о невозможности взыскания, а это может занимать годы.
Существующая процедура банкротства физических лиц была слишком сложна в реализации или недоступна гражданам с небольшой задолженностью. Новая внесудебная процедура может частично устранить эти недостатки, считает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Денисов Иван.
комментарии(0)