За вывозом отечеcтвенной древесины обещают пристально следить. Фото РИА Новости
С 1 января 2022 года в стране полностью запретят вывоз необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Такое поручение дал президент страны Владимир Путин на совещании по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса. Эксперты считают, что один только запрет не решит проблемы, накопившиеся в этом секторе экономики.
Нужно пересмотреть подходы к работе таможни, чтобы под видом пиломатериалов не экспортировался кругляк, и сделать всю схему предельно прозрачной, потребовал президент России. «В единой системе должен производиться учет древесины и сделок с ней. Сделать это нужно для того, чтобы было возможно проследить всю цепочку: от рубки леса до изготовления готовой продукции и ее вывоза за пределы РФ», – заявил Владимир Путин.
Такая система должна заработать с 1 января 2021 года в пилотном режиме, с 1 июля – стать обязательной.
Отметим, что в стране с 2014 года действует система ЛесЕГАИС, ее и планируют совершенствовать. «ЛесЕГАИС должна заработать в полной мере на всей территории страны и стать реально действующим механизмом в борьбе с черными лесорубами и теневым бизнесом», – говорил на прошлой неделе вице-премьер Алексей Гордеев, призвав Рослесхоз активнее работать с МВД и ФНС, чтобы устранить лазейки для обхода системы. Транспорт лесозаготовок правительство обяжет подключить к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС.
Президент также предложил ввести должность главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту Федерации. По его словам, необходимо «максимально решительно выстраивать эффективную вертикаль управления в лесном комплексе и жестко заниматься декриминализацией отрасли».
Заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко отметила, что для запрета вывоза «кругляка» нужно немного времени, «чтобы небольшие компании, для которых лес является единственным источником дохода, успели выйти из тени и с разумной государственной поддержкой смогли наладить переработку древесины». «Сегодня никто не сопоставляет объем заготовленной древесины и право на его заготовку на конкретной делянке. Продать можно любой объем, не подтверждая легальность его происхождения. Еще один аспект – у нас фактически нет единого государственного лесного реестра», – отметила она.
Аудиторы Счетной палаты утверждают, что сведения по 84,4% площади лесного фонда страны устарели более чем на 10 лет. А в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах данные устарели на 93,3 и 96,6% соответственно. Для актуализации информации потребуется от 14 млрд до 83 млрд руб., притом что общий объем финансирования работ по лесоустройству в 2015–2019 годах составил примерно 6,3 млрд руб.
Правительство не первый год пытается ограничить вывоз необработанной древесины из страны: в июле 2007 года экспортные пошлины выросли с 6,5 до 20%, а в 2009 году – до 25%, после чего экспорт круглого леса резко упал – с 50 млн куб. м в 2007 году до 35 млн в 2008-м и до 19,8 млн куб. м в 2009 году. С 2012 года, когда Россия вступила в ВТО, ставка 25% действует только для азиатских рынков, но, поскольку именно это направление было ключевым в экспорте, его объемы так и не восстановились. По данным «Лес Информа», дальневосточные компании признают, что за последние 10 лет потеряли до 50% поставок на китайском направлении и почти полностью – рынок Японии. Нишу в этих странах заняли экспортеры Канады, США, Австралии и Европы. Между тем около 80% круглого леса сейчас идет с Дальнего Востока именно в Китай. Опрошенные «НГ» эксперты считают, что покупатели российского леса от такого запрета не пострадают, а вот самим придется нелегко.
«Объявленное решение – лечение не болезни, а только симптомов. И оно не повлияет на причину плохой экономической ситуации в лесном секторе, – говорит координатор проектов по лесам высокой природоохранной ценности WWF России Константин Кобяков. – Проблема дефицита на внутреннем производстве действительно есть, только запрет экспорта этому точно не поможет. На экспорт уходит необработанная древесина из тех регионов, где нет производства и его создание экономически нецелесообразно: если мы будем в Сибири производить продукцию глубокой переработки, на экспорт ее поставлять будет некуда. У Китая нет необходимости в продукции глубокой переработки – они сами ее производят, и вообще говоря, поток нашей древесины Китай заместит без труда. Когда у нас ввели квоты, практически полностью выпавший объем был замещен экспортом из Новой Зеландии». По словам Кобякова, проблема в неэффективности лесного хозяйства, а не в том, что несознательные промышленники поставляют древесину на экспорт. «Учитывая наши огромные лесные площади, мы могли бы и поставлять круглую древесину, и наполнять внутренний рынок. Но вместо этого у нас есть дефицит, связанный с тем, что мы долго относились к лесу как к месторождению бревен: срубили, пустили в производство и пошли дальше искать, где еще эти бревна природа вырастила. Сейчас мы практически уперлись в лесотундру, плечо вывозки составляет 200–400 км до предприятий, что совершенно экономически нецелесообразно. А новые площади лесов, которые могли бы использоваться в промышленности, лесное хозяйство не подготовило. Осознания этого на уровне государства нет. И вместо того, чтобы развивать хозяйство, начинать ухаживать за лесами, вводят ограничения, которые не улучшат обеспечение действующих предприятий, зато ухудшат экономику лесного комплекса в целом: там, где можно было на экспорт поставлять и получать хоть какие-то средства, не будет ничего», – говорит эксперт.
«Сейчас кругляк составляет менее 10% общего объема экспорта. Поэтому запрет именно экспорта кругляка не сильно повлияет на ситуацию. Если введут запрет и на первичную продукцию деревообработки, это будет гораздо существеннее, – отмечает руководитель программы по особо охраняемым территориям российского отделения Greenpeace Михаил Крейндлин. – Но это зависит от того, как будут сформулированы и реализованы поручения президента. В любом случае Россия не самый крупный экспортер древесины в Китай, поэтому, думаю, прямого конфликта не будет».
комментарии(1)
0
Игорь 08:06 01.10.2020
Лет десять назад был такой президент, чья фамилия начиналась на букву 'м'. Так вот, он умудрился сократить институт лесничих в нашей лесной державе. А то развелось у нас за годы советской власти лесничих. Деньги на них (исчо) тратить. Ишь ты.