Шлагбаумы на платных дорогах скоро уйдут в прошлое. Фото агентства «Москва»
Госдума в среду утвердила закон о безбарьерном въезде на платные автодороги, при котором оплата будет взиматься с помощью транспондеров или начисляться с помощью систем фотофиксации. Безбарьерный въезд гораздо удобнее, чем стояние в очередях перед шлагбаумами. Однако как заставить платить тех водителей, которые делать этого не собираются? Период добровольной оплаты установлен в пять суток. А как будет работать система взимания штрафов после этого срока, пока не ясно. Между тем сторонники безбарьерного движения давно предупреждают, что без эффективного взимания штрафов операторы могут лишиться части платежей.
Взимание платы за проезд с помощью специальных фоторамок очень хорошо согласуется с гипотетической стратегией перевода всех автомобильных дорог в категорию платных.
Планы бесплатного проезда в общественном транспорте за счет введения принципа «пользователь платит». Этот принцип появился в проекте новой транспортной стратегии Минтранса, сообщила пресса в начале сентября этого года. Предполагается, что с 2025 года будет взиматься плата за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году – со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций.
Прообразом такого механизма оплаты могут быть тестируемые сегодня рамки оплаты за проезд по платным дорогам в России.
Система оплаты без шлагбаумов (free flow) уже тестируется на российских дорогах. Система безбарьерного проезда free flow будет реализована на ЦКАД – там планируют установить 12 рамок взимания платы, каждая из которых будет оборудована типовым составом видеокамер, антенн, лазерных датчиков. Информация с этих рамок будет стекаться для обработки в центральную систему. «Автодор» уже тестирует эту систему на федеральной трассе М4 «Дон» – там на 64-м км дороги установили тестовый комплект оборудования.
Порядок оплаты на платных дорогах федерального значения должно будет установить правительство РФ, а регионального и местного значения – органы власти региона и органы местного самоуправления. В таком порядке должно быть детально прописано, как пользователь сможет узнать о задолженности и внести деньги.
Автомобилист, не внесший плату за проезд, будет нести ответственность по закону. На оператора дороги, согласно поправкам, возлагается обязанность обеспечить водителей информацией о том, сколько стоит проезд, как и когда его можно оплатить. Также оператор будет обязан информировать автомобилиста о поступлении и списании средств с электронного счета, а также о появлении задолженности, если денег на проезд не хватило. В принятом законе запрещается препятствовать кому бы то ни было въезжать на платные участки дорог.
«Принцип «пользователь платит» не является никакой новацией. С пользователей автомобильных дорог всегда и во всех странах взимаются платежи: в налоговой форме (к примеру, акциз в цене нефтяных топлив, транспортный налог) или же в неналоговой форме (платежи на платных дорогах)», – объясняет директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Налоговый механизм, придуманный 110 лет назад, при всех своих достоинствах имеет ряд недостатков: налоги может собрать только государство, так что дорожное хозяйство – обычный сегмент реальной экономики – ни за что ни про что на многие годы попало в ряды «бюджетников». Еще один недостаток – беспощадная уравниловка; вы заплатите налог в дорожный фонд за 100 литров бензина совершенно независимо от того, где вы ездили: по центральным улицам столичного города, скоростным автомагистралям или же по проселкам. По мере распространения альтернативных топлив и электромобилей появился еще более очевидный дефект: множество пользователей автомобильных дорог на вполне законных основаниях стали фрирайдерами (безбилетниками).
С приходом цифрового века исчезают технические основания для включения дорожного хозяйства в налогово-бюджетную систему. Стал вопрос о переходе на механизм универсальных платежей за километр пробега, взимаемых по дифференцированным ставкам и администрируемых с помощью IT-инструментов. «В нашу цифровую эпоху такой переход неизбежно случится во всех странах мира, в том числе и у нас. В ряде стран и регионов мира пилотные проекты означенного типа действуют уже несколько лет. Пока что там идет речь о добровольном переходе на такую систему: платишь за фактический пробег по установленным ставкам и получаешь возврат по налогу, заложенному в цену топлива», – говорит Блинкин. При этом, по его словам, возникает проблема «безбилетников» и соответственно формирования правоприменительной практики для ее решения. Острота этой проблемы несколько сглаживается за счет того факта, что эксплуатация формата free flow кратно дешевле поддержания нынешней системы пунктов сбора проездной платы. Так что можно спокойно заниматься совершенствованием системы администрирования платежей, понимая, что сам факт узаконивания free flow работает в пользу концессионера – эксплуатанта платной дороги.
Единственное неудобство, которое может возникнуть – сбой системы в камерах и датчиках, отслеживающих поток автомобилистов, считает Денис Петрунин, гендиректор компании «АвтоСпецЦентр». За неоплату проезда будет установлен штраф 2,5 тыс. руб. для легкового автомобиля, и 5,5 тыс. – для грузовика. Контроль за должниками будет возложен на Ространснадзор, а собранные с нарушителей средства будут зачислять в региональные дорожные фонды, объясняет Петрунин.
Но есть и другие мнения. Вопрос взимания штрафов пока остается открытым, считает Ольга Лебединская, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
Внедрение системы взимания платы с применением технологии «Свободный поток» является этапом развития сети платных автодорог и никак не связано с принципом «пользователь платит», сообщили "НГ" в Минтрансе. «Свободный поток» даст водителям возможность проезжать по платным дорогам без остановок, а дорожникам отказаться от строительства пунктов оплаты и шлагбаумов. Также технология позволит устранить все недостатки, связанные с существующими барьерными системами взимания платы.
Минтранс России понимает вероятность уклонения пользователей автодорог от внесения платы за проезд по платным трассам. Для таких водителей предусмотрена административная ответственность. Функции администрирования нарушителей правил оплаты проезда по платным автомобильным дорогам возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Таким образом, водители-неплательщики будут получать административные штрафы аналогично штрафам за нарушение ПДД.
Большая часть пользователей существующих платных автомобильных дорог в России являются законопослушными. Для тех, кто по той или иной причине не смог внести предоплату или совершить оплату в момент проезда, предусмотрен комфортный период постоплаты. Пользователей, намеренно уклоняющихся от оплаты проезда, планируется привлекать к административной ответственности, заявили представители Минтранса.
комментарии(0)