0
5467
Газета Экономика Печатная версия

22.09.2020 20:25:00

Airbus вернулся к водородным разработкам СССР

Авиапрому России будет сложно угнаться за новыми экологическими стандартами

Тэги: авиапром, экологические стандарты, водородные разработки


авиапром, экологические стандарты, водородные разработки Летающий на водороде самолет не будет загрязнять окружающую среду.  Иллюстрация с сайта www.airbus.com

Европейский концерн Airbus пообещал в 2035 году поднять в воздух принципиально новые авиалайнеры с водородными двигателями и нулевыми выбросами загрязнений. Пионером водородной авиации был СССР, где в 1988-м создали Ту-155 с водородным двигателем. Если переход к водородной авиации станет реальностью, многие современные проекты керосиновых самолетов потеряют потенциальных покупателей по всему миру.

Анонсированная концерном Airbus линейка водородных самолетов очень хорошо вписывается в новую зеленую политику Евросоюза. Для поддержки этой политики ЕС готовится ввести так называемый углеродный налог на импорт продукции, которая произведена без использования зеленых технологий или сама по себе загрязняет окружающую среду.

Потери российских компаний-экспортеров после введения углеродного налога в Европе эксперты компании KPMG оценили свыше 33 млрд евро за период 2025–2030 годов. Если европейцы смогут создать свою линейку чистых лайнеров, то следующей мишенью для углеродного налога станет традиционная авиация на керосиновых двигателях.

«Это исторический момент для всей коммерческой авиации, и мы намерены играть ведущую роль в одной из самых глобальных трансформаций авиационной промышленности. Концепции, представленные нами сегодня, демонстрируют наше смелое видение будущего авиации с нулевым уровнем выбросов. Я уверен, что использование водорода – как в синтетическом топливе, так и в качестве первичного источника энергии – в коммерческой авиации имеет большой потенциал для дальнейшего улучшения экологических характеристик самолетов», – заявил президент Airbus Гийом Фори. Будущие водородные самолеты названы ZEROe – то есть нулевая эмиссия загрязнений. Эти лайнеры будут оснащены модифицированным газотурбинным двигателем, работающим за счет сжигания водорода вместо керосина. Жидкий водород будет храниться в специальных криогенных баках.

Аналогичные водородные двигатели были созданы и летали в СССР еще в 80-х годах прошлого века. Водородный двигатель устанавливался на модифицированный вариант самолета Ту-154, который в водородном варианте назывался Ту-155. Сжигаемый в двигателе жидкий водород требовал хранения в особых криогенных баках, а сам самолет нуждался в особых условиях заправки топливом. Ту-155 выполнил множество испытательных полетов, включая даже международные перелеты. Но в связи с развалом СССР проект водородного самолета был закрыт. А сам самолет Ту-155 теперь демонстрируется в качестве экспоната на российских авиационных шоу. Концепции водородных самолетов на уровне картинок создавались и в современной России. Однако они не оказывались в центре государственной экологической политики, как это происходит сегодня с концепциями Airbus.

Узнать о планах российских чиновников в связи с возможным переходом на водородное топливо «НГ» не удалось. А независимые эксперты считают экологический тренд необратимым. «Экологичность становится ключевым трендом при разработке новых моделей транспортных средств, включая танкерный флот, авиацию, автотранспорт. Для авиации переход к водороду как основному источнику энергии потребует не только обновления парка самолетов, но также инфраструктурных изменений в аэропортах», – отмечает Тамара Сафонова, доцент Российской академии народного хозяйства госслужбы (РАНХиГС). Инвестиции в производство воздушных судов, использующих менее экологичные виды топлива, могут оказаться рискованными, поскольку требования к выбросам ужесточаются, считает эксперт. «Срок дальнейшей жизни «керосиновой» авиации будет зависеть от вводимых ограничений на международном уровне. При этом и автомобильный, и водный транспорт не первый год стремится к сокращению количества вредных выбросов», – признает Сафонова.

«Авиация на керосине продолжит существовать с воздушными судами на других видах топлива еще долгое время. А отказ от нее будет происходить постепенно, в течение нескольких десятилетий, по мере накопления опыта эксплуатации и обслуживания новых самолетов», – предполагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент».

Водород отличается невысокой энергоемкостью. Требуется 3,7 л жидкого водорода, чтобы получить энергию, эквивалентную энергии 1 л бензина», – утверждает доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. Он обращает внимание на отсутствие современных технологий производства достаточных объемов жидкого водорода. «В ближайшие 10 лет ожидать существенных коммерческих результатов, а тем более возникновения водородных экономик где-либо в мире не приходится. Наличие нескольких десятков пробных водородных заправок в богатых странах не является показателем их массового развития», – считает Тимофеев. Он напоминает, что в будущем мировая энергетика и транспорт могут развиваться по разным сценариям, которые предсказать сегодня почти невозможно. «Экологически чистый бороводородный термоядерный реактор, который может появиться в будущем, даст возможность получения необходимого количества чистой (зеленой) электроэнергии для всей экономики», – предполагает эксперт.

«Керосин сегодня почти в 30 раз дешевле жидкого водорода. Спрос на керосин никуда не денется еще много-много лет. Срок службы современных лайнеров превышает 15 лет, а при хорошем обслуживании может быть вдвое больше. Даже если водородные двигатели заполнят планету, до конца XXI века люди не перестанут летать на керосине», – считает Валерий Емельянов, аналитик компании «Фридом Финанс».

«Европа, вероятно, будет продвигать водородную авиацию в ущерб классической за счет субсидий, штрафов и запретов. Точно так же, как это происходит в области электрического автопрома. В Германии уже есть Национальная водородная программа стоимостью 9 млрд евро, которая предполагает плавный переход сначала к синтетической авиации (на смеси керосина и водорода), а затем и на чистый водород. Цель Германии – построить экономику нулевого выброса к 2050 году, то есть программа довольно долгосрочная. Об этом же говорит и Airbus, которая планирует выбрать концепт двигателя не ранее 2025 года, а совершить первый полет на водороде не ранее 2035 года. Независимые специалисты с области авиации говорят, что сроки могут сдвинуться еще на пять лет, и реальное начало водородной эры придется на 2040-е годы», – рассуждает Емельянов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Первый полет самолета МС-21 в полностью импортозамещенном облике ожидается в 2024 году

Первый полет самолета МС-21 в полностью импортозамещенном облике ожидается в 2024 году

0
1168
Планы производства пассажирских самолетов в РФ до 2030 года будут пересмотрены в следующем году

Планы производства пассажирских самолетов в РФ до 2030 года будут пересмотрены в следующем году

0
2256

Другие новости