1
2051
Газета Экономика Интернет-версия

22.09.2020 16:37:00

Как восстанавливалась московская экономика

Эксперты отмечают эффективность антикризисных мер, разработанных штабом Владимира Ефимова


Фото пресс-службы комплекса экономической политики имущественно-земельных отношений Москвы

Центр налоговой политики МГУ им. М. В. Ломоносова посчитал, сколько мер поддержки ввели различные регионы страны для помощи бизнесу. По данным обзора, «85 регионов РФ ввели экономические меры поддержки бизнеса на своей территории: 84 региона ввели неналоговые меры поддержки (снижение арендных ставок, субсидии и др.), 80 – еще и налоговые меры поддержки (снижение ставок, отсрочки и др.)». При этом налоговые меры поддержки (общее количество 376) составили 45% от всех введенных мер, в то время как неналоговых мер было введено 463. По числу мер поддержки и задействованных вариантов помощи возглавила рейтинг Москва с 21 мерой поддержки бизнесу и 17 неналоговыми механизмами, из которых 6 ориентированы на малый и средний бизнес. В числе принятых в столице мер эксперты особенно отмечают кредитные субсидии и гранты собственникам коммерческой недвижимости, которые позволили снизить стоимость аренды для арендаторов.

Впрочем, в период пандемии популярностью пользовались не только эти инструменты. «В этом году город предложил московским производителям новый инструмент поддержки – инвестиционный заем на оборотные средства. В связи с последствиями пандемии и периода временных ограничений эта мера стала особенно востребованной», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

В целом об эффективности политики столичных властей в период кризиса говорит убедительно и тот факт, что с момента выхода из изоляции разные сферы экономики столицы продолжают демонстрировать устойчивый рост: еще в июле отдельные секторы успели выйти на докризисный уровень и даже превзойти показатели прошлого года, в августе позитивная динамика сохранилась. Так, летом вырос оборот предприятий торговли и услуг, посещаемость торговых точек, строительный сектор практически оправился от последствий пандемии, а промышленность продемонстрировала хорошие темпы роста.

«Максимально высокий восстановительный рост демонстрировали в июле наиболее пострадавшие отрасли экономики. Например, сфера общественного питания увеличила оборот по сравнению с июнем на 87,6 процента, индустрия гостеприимства – на 109,9 процента. Оборот предприятий малого и среднего бизнеса за этот же период вырос на 22,4 процента», – отмечал ранее Ефимов.

В августе среднесуточный оборот предприятий торговли и услуг Москвы вырос на 4,1% к предыдущему месяцу, а общий оборот за месяц составил порядка 928 млрд руб., что на 4,9% превышает показатель августа 2019 года, компенсировав таким образом потери за март-апрель. Сфера услуг также показала быстрые темпы роста, но показатели пока еще уступают прошлогодним: в июле 2020 года отставание составило -3,5%, в августе -2,4%. Наиболее пострадавшие отрасли экономики по итогам августа пока восстановили обороты не полностью – на 90% по сравнению с августом 2019 года, но продолжают наращивать темп. Например, оборот кафе и ресторанов Москвы в августе по сравнению с июлем вырос на 12%, оборот гостиничного сектора в августе продемонстрировал рост на 27,4%, а рост оборота туристических агентств в июле и августе составил соответственно +113% и +38,7%.

Такое интенсивное оживление экономики отчасти вызвано отложенным спросом, «сэкономленным» за время пандемии. А отчасти – оно закономерный результат политики города в период пандемии, который позволил уберечь столицу от волны банкротств и сохранить стабильность системы. Большую роль в этом сыграла работа оперативного штаба Москвы, который был создан в марте 2020 года указом мэра Москвы Сергея Собянина. Поскольку основной задачей штаба стала помощь бизнесу, логическим образом его возглавил заместитель мэра Владимир Ефимов, курирующий экономику столицы. В момент создания штаба развитие пандемии в Москве и масштаб ее влияния на бизнес были еще непрогнозируемы, поэтому действовать приходилось практически наощупь, оперативно реагируя на текущие изменения и процессы. Важно было, с одной стороны, сохранить стабильность системы здравоохранения, а с другой – не подорвать экономику города. Для этого с самого начала штаб под руководством Ефимова стал выстраивать диалог с бизнесом. Был создан центр поддержки экономики, который принимал обращения от представителей малого и среднего бизнеса, анализировал наиболее острые проблемы и задачи и собирал предложения.

В результате за весну-лето 2020 года в столице было принято 4 пакета мер поддержки бизнеса на общую сумму в 85 млрд руб., что позволило поддержать наиболее пострадавшие отрасли, где работают около 800 000 человек. На горячую линию для бизнеса с марта поступило более 17 000 обращений. А 80% предложений компаний нашли отражение в пакетах мер поддержки. На основе полученных предложений программа поддержки малого и среднего бизнеса была расширена до 14 видов субсидий и грантов (были добавлены субсидии для гостиниц, социальных предприятий, компенсации затрат на продажу товаров через маркетплейсы и сервисы доставки еды, экспортный «кэшбэк»), а сама процедура подачи заявок была переведена в электронный вид. Также в августе по просьбам предпринимателей был расширен перечень получателей субсидий. Теперь компенсировать свои затраты на покупку и лизинг оборудования, оплату коммунальных платежей и процентов по кредитам могут компании в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, культуры, организации досуга и развлечений, физкультуры и спорта. Для коммерческих галерей и арт-аукционов стали доступны субсидии на участие в выставках и продвижение продукции через маркетплейсы.

На 31 августа поддержку в рамках антикризисных программ получили 41 тыс. организаций, в которых работают 768 тыс. человек. Объем фактически оказанной поддержки равен 31 млрд руб. В том числе отсрочку по налогам (имущественным, земельному) за I квартал 2020 года получили 5 тыс. организаций из сфер торговли, гостеприимства и туризма, культуры, спорта, досуга и мероприятий, общепита, образования, сервиса и медицины. Отсрочка по торговому сбору за I квартал была предоставлена в столице 26 тыс. организаций в объеме 1 млрд руб. От арендной платы за городское имущество были освобождены 1,8 тыс. организаций из сфер культуры, спорта, досуга, организации мероприятий, торговли, общепита, туризма, бытовых услуг и медицины.

Кроме того, ряд мер антикризисной поддержки предусмотрен для компаний малого и среднего бизнеса: субсидии, льготные кредиты, гранты. На 11 сентября 2020 года от столичных предпринимателей поступило 8,187 тыс. заявок на субсидии и гранты, из которых уже одобрены были 866 заявок на общую сумму почти 1,324 млрд руб. В рамках программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса более 4,4 тыс. предпринимателей получили кредиты по льготным ставкам или снизили кредитную нагрузку по действующим займам на общую сумму более 47,7 млрд руб. Еще более 465 компаниям одобрены заявки на сумму более 53,8 млрд руб.

Большинство антикризисных мер в столице продолжат действовать до конца года. Вопрос о том, будут ли они продлеваться, на сегодняшний день остается открытым. Как отметил Владимир Ефимов, «пока решения принимать преждевременно – большинство платежей перенесены на конец текущего года. Мы посмотрим на восстановление пострадавших отраслей, и там, где потребуется дополнительная поддержка, где будет существенное отставание от показателей прошлого года, будем рассматривать вопросы о продлении мер поддержки».

Эффективность принятых в столице мер подтверждается и недавним исследованием НИУ ВШЭ, по данным которого  Москва вошла в тройку городов с самой эффективной политикой в пандемию. Об этом свидетельствует исследование «Мировые города: эффективность мер экономической политики в период коронакризиса», которое провели специалисты Института государственного и муниципального управления и факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Рейтинг учитывал ситуацию на рынке труда, восстановление экономической активности после карантинных ограничений и степень готовности цифровой инфраструктуры, при его подготовке проанализированы были 15 мегаполисов Европы, Азии и Северной Америки. Организаторы рейтинга подчеркнули, что в Москве, несмотря на относительно высокий уровень заболеваемости COVID-19 и длительный период ограничений, благодаря принятым мерам поддержки бизнеса и занятости удалось сохранить стабильную ситуацию в бизнес-секторе.

На мировой арене Москва стала одним из немногих мегаполисов, разработавших и применивших собственные меры поддержки в дополнение к государственным. Таким же путем пошли считанные единицы: в Пекине вводили некоторые отсрочки по налогам и отменяли отдельные административные платежи, в Шанхае временно снижали взносы в фонд медицинского страхования для ряда компаний, в Сиэтле не применяли санкции при задержке с оплатой налогов, в Сан-Франциско малому и среднему бизнесу дали беспроцентную отсрочку по налогам и отменили городской сбор за лицензию для предприятий торговли, общепита и турбизнеса, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе работали программы специальных займов для бизнеса. Но такой комплексной программой, какая была создана в Москве, мало кто может похвастаться. Решения принимались оперативно и комплексно по мере обнаружения проблемных зон и слабых мест. Именно поэтому было принято 4 пакета мер за три весенних месяца, чтобы поддержать те сферы бизнеса, по которым пандемия ударила сильнее всего. Так постепенно рос список пострадавших отраслей, в который включались новые наименования, а также сами меры расширяли и дополняли федеральные программы. В дополнение к правительственным 34 мерам финансовой поддержки в столице применялись еще 25, принятых Москвой.

Стоит отметить, что для Ефимова работа в качестве главы антикризисного штаба в период пандемии стала далеко не первым опытом в сфере реализации новых проектов и инициатив, необходимых городу. В 2013 году, после назначения на должность руководителя Департамент имущества в правительстве Москвы, Ефимов инициировал поправки в федеральное законодательство, предоставляющие собственникам зданий права на увеличение площади земельных участков. Это решение позволило развивать территорию города и увеличить поступления в городской бюджет.

Имеет Ефимов непосредственно отношение и к городской земельной реформе. Именно в то время, когда он возглавлял Департамент имущества города Москвы, при его участии был проведен ряд важных мероприятий: разработаны проекты межевания жилых массивов по всему городу, отменена практика формирования земельного участка на «подошве» здания, и создан механизм изменения вида разрешенного использования земельных участков для строительства. Эти новшества позволили арендаторам в 2015 году начать проектирование земельных участков под многоквартирные дома.

Также Ефимов запустил механизм выкупа арендованных у города помещений малыми предприятиями, благодаря которому было заключено более 5000 договоров купли-продажи, что принесло городу более 100 миллиардов рублей. При его непосредственном участии в столице была внедрена прозрачная и понятная система подачи земельных участков для ведения бизнеса на аукционах. Это позволило реализовать права на заключение договоров аренды на 200 земельных участках общей площадью 70 га на сумму более 6 млрд руб. Удобство и прозрачность внедренной формулы расчетов при этом позитивно отмечали многие эксперты. Так, руководитель аналитического центра риэлтерской компании Est-a-Tet Investment Денис Бобков подчеркнул: «Процедура стала более понятной, легче будет осваивать новые территории. Конечно, основными покупателями больших площадей будут девелоперы, которые приобретают землю для строительства масштабных объектов».

При участии Ефимова торги по продаже прав на государственную собственность стали проводиться централизованно на единой электронной торговой площадке Департамента конкурентной политики города Москвы. С 2017 года он активно участвовал в проектах по привлечению инвестиций в столицу и повышении стабильности и устойчивости экономики города. Работа Ефимова была отмечена градоначальником, и в сентябре 2018 года он был назначен заместителем мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений. Вот уже два года он курирует столичную экономику, которая подтвердила свою устойчивость к стрессам в период пандемии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 19:46 22.09.2020

Я жду не дождусь, когда в Подмосковье появится наконец современная промышленность. Идея создать на базе автозавода Москвич электронный кластер полностью провалилась. И дело вовсе не в том ,что Чубайс везде украдет, а в том ,что этоу препятствует физика. Радиоэлектронные заводы строят в условиях отсутствия колебаний земной поверхности. В Японии и Корее их строят на болотах. Наши болота под Шатурой подходят для этого не хуже. Процессоры проектировать у нас кое как научились, дело за производством



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
1188
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
1336
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
1530
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
1303

Другие новости