Расходы российского государства на одного студента оказываются намного ниже, чем в большинстве стран. Фото агентства «Москва»
Россия вошла в десятку стран мира, достигших наилучших показателей в части развития человеческого капитала за последние 10 лет, сообщил Всемирный банк (ВБ), который рассчитывает индекс человеческого капитала. Высокие показатели России обеспечиваются в первую очередь за счет высокой доступности образования. Однако в части финансирования самой системы образования Россия оказывается среди аутсайдеров. Наши власти расходуют на образование из бюджета около 3,6% ВВП, что явно не соответствует уровню развитых стран.
Индекс человеческого капитала (ИЧК) Всемирный банк рассчитывает для 174 стран. Этот индекс включает разные показатели здоровья и образования населения и был впервые опубликован два года назад. Для оценки индекса эксперты анализируют траекторию развития среднестатистического ребенка – от рождения до достижения им 18-летнего возраста. При этом рассматриваются такие критически важные показатели, как вероятность достижения ребенком пятилетнего возраста, ожидаемая продолжительность обучения в начальной и средней школе с поправкой на качество образования, показатели отставания в росте, а также вероятность того, что 15-летние доживут до 60 лет.
Относительно высокие показатели человеческого капитала объясняются в том числе неплохими показателями состояния здоровья, что выражается в более высокой доле детей, которые доживут до пятилетнего возраста, и лиц, которые доживут до 60 лет. Кроме того, Россия наряду с такими странами, как Азербайджан, Албания, Черногория и Польша, демонстрирует и самый значительный прирост ожидаемой продолжительности обучения. В России отмечаются более высокие показатели зачисления в среднюю школу и в систему дошкольного образования. Среднее ожидаемое количество лет пребывания в начальной и средней школе составляет 13,7 года, а только в средней школе – почти 11 лет.
При этом качество российского образования не отличается особыми рекордами. По данным ВБ, российские учащиеся набрали 498 баллов по шкале, в которой уровень в 625 баллов считается продвинутым, а 300 баллов – минимальным.
В Российской Федерации наблюдается резкий контраст между показателями, отражающими уровень образования и состояние здоровья, подчеркивают в ВБ. «Результаты в сфере образования высоки, и лучше, чем во многих странах с более высоким уровнем доходов, а показатели в области здоровья хуже средних по миру», – указывают они.
Если эксперты ВБ в целом положительно отзываются о российском образовании, то в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) делают другие выводы. В России в среднем около 51% всех учащихся старших классов средней школы обучаются по программам профессионального образования, тогда как показатель по ОЭСР – 42%.
В 2018 году 62% молодых людей в России в возрасте 25–34 лет имели высшее образование по сравнению с 45% в среднем по странам ОЭСР. При этом уровень дошкольного образования, что удивительно, оказывается ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. В 2018 году 83% детей в возрасте трех-пяти лет были охвачены программами дошкольного образования и ухода, а также начальным образованием в РФ по сравнению с 88% в среднем по странам ОЭСР.
При довольно высокой доступности образования траты на него в нашем государстве значительно меньше большинства стран. Сегодня на одного учащегося РФ тратит около 6,09 тыс. долл., тогда как в среднем по странам ОЭСР этот показатель составляет 11,2 тыс. долл. И если в среднем по ОЭСР страны тратят на образование почти 5% ВВП, то в России эти расходы заметно ниже и составляют всего 3,4% ВВП.
Таким образом, по объемам финансирования системы образования Россия оказывается среди стран-аутсайдеров. Кроме России низкими расходами на образование отличается также Турция, которая тратит на одного учащегося 5,5 тыс. долл. Для сравнения: США расходуют на учащегося почти 18 тыс. долл., Норвегия – 16,6 тыс. долл., Австрия – 16,3 тыс. К странам с низкими госрасходами на образование относятся также Чили (6,4 тыс. долл.), Литва (6,6 тыс. долл.) и Колумбия (3,3 тыс. долл.). Меньше России в долях ВВП на образование тратят Ирландия (3,3% к ВВП) и Литва (3,2%). По подсчетам Всемирного банка, Россия занимает 120-е место из 197 по затратам на образование в долях ВВП.
На хроническое недофинансирование российского образования указывают и в Счетной палате (СП). «Доля государственных расходов на сферу образования в России не растет», – признает аудитор СП Дмитрий Зайцев. «Они составляют 3,6–3,8% ВВП, что соответствует уровню 2014 года. Для сравнения: в среднем по странам Европейского союза доля госрасходов на образование составляет 5% ВВП», – объясняет Зайцев.
Дефицит финансирования сфера высшего образования ощущает в части расходов на содержание и модернизацию учебной базы. «Согласно проекту федерального закона о федеральном бюджете, на мероприятия по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества вузов запланировано: на 2021 год – 8,5 млрд руб., на 2022 год – 5,5 млрд руб., на 2023 год – 4,2 млрд руб. При этом, по оценкам Минобрнауки, ежегодная дополнительная потребность на эти расходы составляет 23,8 млрд руб. То есть в проекте бюджета предусмотрено всего 35% от фактической потребности», – замечает Зайцев. При этом о развитии речь уже не идет.
«Объем финансирования образования в России ниже, чем в большинстве стран – членов ОЭСР. Однако важно учитывать, что в России существенно большая часть подростков и молодых людей, чем в большинстве стран мира, продолжает учиться», – напоминает директор Центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС Марк Агранович. То есть, продолжает он, мы тратим меньшие деньги на большее количество школьников и студентов. «Кроме того, исследования показывают, что в вопросах качества образования решающую роль играют не объемы финансирования, а направления расходования средств», – подчеркивает эксперт.
«Данные Всемирного банка об образовании, входящие в Индекс человеческого капитала, в основном отражают количественные, а не качественные параметры», - считает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. В частности, продолжает он, прогресс в показателях общеобразовательной системы России достигнут прежде всего вследствие более высокой средней ожидаемой продолжительности обучения.
комментарии(0)