0
33667
Газета Экономика Печатная версия

21.09.2020 20:20:00

Россия тратит на одного учащегося в три раза меньше Америки

Экономия на образовании пока не отразилась на качестве человеческого капитала в России

Тэги: человеческий капитал, ичк, образование, расходы, студенты


человеческий капитал, ичк, образование, расходы, студенты Расходы российского государства на одного студента оказываются намного ниже, чем в большинстве стран. Фото агентства «Москва»

Россия вошла в десятку стран мира, достигших наилучших показателей в части развития человеческого капитала за последние 10 лет, сообщил Всемирный банк (ВБ), который рассчитывает индекс человеческого капитала. Высокие показатели России обеспечиваются в первую очередь за счет высокой доступности образования. Однако в части финансирования самой системы образования Россия оказывается среди аутсайдеров. Наши власти расходуют на образование из бюджета около 3,6% ВВП, что явно не соответствует уровню развитых стран.

Индекс человеческого капитала (ИЧК) Всемирный банк рассчитывает для 174 стран. Этот индекс включает разные показатели здоровья и образования населения и был впервые опубликован два года назад. Для оценки индекса эксперты анализируют траекторию развития среднестатистического ребенка – от рождения до достижения им 18-летнего возраста. При этом рассматриваются такие критически важные показатели, как вероятность достижения ребенком пятилетнего возраста, ожидаемая продолжительность обучения в начальной и средней школе с поправкой на качество образования, показатели отставания в росте, а также вероятность того, что 15-летние доживут до 60 лет.

Относительно высокие показатели человеческого капитала объясняются в том числе неплохими показателями состояния здоровья, что выражается в более высокой доле детей, которые доживут до пятилетнего возраста, и лиц, которые доживут до 60 лет. Кроме того, Россия наряду с такими странами, как Азербайджан, Албания, Черногория и Польша, демонстрирует и самый значительный прирост ожидаемой продолжительности обучения. В России отмечаются более высокие показатели зачисления в среднюю школу и в систему дошкольного образования. Среднее ожидаемое количество лет пребывания в начальной и средней школе составляет 13,7 года, а только в средней школе – почти 11 лет.

При этом качество российского образования не отличается особыми рекордами. По данным ВБ, российские учащиеся набрали 498 баллов по шкале, в которой уровень в 625 баллов считается продвинутым, а 300 баллов – минимальным.

В Российской Федерации наблюдается резкий контраст между показателями, отражающими уровень образования и состояние здоровья, подчеркивают в ВБ. «Результаты в сфере образования высоки, и лучше, чем во многих странах с более высоким уровнем доходов, а показатели в области здоровья хуже средних по миру», – указывают они.

Если эксперты ВБ в целом положительно отзываются о российском образовании, то в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) делают другие выводы. В России в среднем около 51% всех учащихся старших классов средней школы обучаются по программам профессионального образования, тогда как показатель по ОЭСР – 42%.

В 2018 году 62% молодых людей в России в возрасте 25–34 лет имели высшее образование по сравнению с 45% в среднем по странам ОЭСР. При этом уровень дошкольного образования, что удивительно, оказывается ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. В 2018 году 83% детей в возрасте трех-пяти лет были охвачены программами дошкольного образования и ухода, а также начальным образованием в РФ по сравнению с 88% в среднем по странам ОЭСР.

При довольно высокой доступности образования траты на него в нашем государстве значительно меньше большинства стран. Сегодня на одного учащегося РФ тратит около 6,09 тыс. долл., тогда как в среднем по странам ОЭСР этот показатель составляет 11,2 тыс. долл. И если в среднем по ОЭСР страны тратят на образование почти 5% ВВП, то в России эти расходы заметно ниже и составляют всего 3,4% ВВП.

Таким образом, по объемам финансирования системы образования Россия оказывается среди стран-аутсайдеров. Кроме России низкими расходами на образование отличается также Турция, которая тратит на одного учащегося 5,5 тыс. долл. Для сравнения: США расходуют на учащегося почти 18 тыс. долл., Норвегия – 16,6 тыс. долл., Австрия – 16,3 тыс. К странам с низкими госрасходами на образование относятся также Чили (6,4 тыс. долл.), Литва (6,6 тыс. долл.) и Колумбия (3,3 тыс. долл.). Меньше России в долях ВВП на образование тратят Ирландия (3,3% к ВВП) и Литва (3,2%). По подсчетам Всемирного банка, Россия занимает 120-е место из 197 по затратам на образование в долях ВВП.

На хроническое недофинансирование российского образования указывают и в Счетной палате (СП). «Доля государственных расходов на сферу образования в России не растет», – признает аудитор СП Дмитрий Зайцев. «Они составляют 3,6–3,8% ВВП, что соответствует уровню 2014 года. Для сравнения: в среднем по странам Европейского союза доля госрасходов на образование составляет 5% ВВП», – объясняет Зайцев.

Дефицит финансирования сфера высшего образования ощущает в части расходов на содержание и модернизацию учебной базы. «Согласно проекту федерального закона о федеральном бюджете, на мероприятия по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества вузов запланировано: на 2021 год – 8,5 млрд руб., на 2022 год – 5,5 млрд руб., на 2023 год – 4,2 млрд руб. При этом, по оценкам Минобрнауки, ежегодная дополнительная потребность на эти расходы составляет 23,8 млрд руб. То есть в проекте бюджета предусмотрено всего 35% от фактической потребности», – замечает Зайцев. При этом о развитии речь уже не идет.

«Объем финансирования образования в России ниже, чем в большинстве стран – членов ОЭСР. Однако важно учитывать, что в России существенно большая часть подростков и молодых людей, чем в большинстве стран мира, продолжает учиться», – напоминает директор Центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС Марк Агранович. То есть, продолжает он, мы тратим меньшие деньги на большее количество школьников и студентов. «Кроме того, исследования показывают, что в вопросах качества образования решающую роль играют не объемы финансирования, а направления расходования средств», – подчеркивает эксперт. 

«Данные Всемирного банка об образовании, входящие в Индекс человеческого капитала, в основном отражают количественные, а не качественные параметры», - считает главный аналитик ТелеТрейд Марк Гойхман. В частности, продолжает он, прогресс в показателях общеобразовательной системы России достигнут прежде всего вследствие более высокой средней ожидаемой продолжительности обучения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1626
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3015
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6406
Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Елена Герасимова

Почти половина слушателей вузовских курсов активно использует ИИ

0
6529

Другие новости