Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин и глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров ищут резервы в финансовых планах правительства на ближайшие три года. Фото с сайта Государственной думы РФ
Экономическая политика в России стала менее благоприятной для восстановления экономики: правительство поднимает налоги, а Центробанк останавливает снижение стоимости кредитов. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил в понедельник, что повышение налогов можно было бы избежать, если бы правительство занималось приватизацией. Правда, власти в последние годы планомерно увеличивают влияние государства в экономике, а расширение частного сектора пока не предполагается.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин сообщил в понедельник, что приватизация в стране практически остановлена. А доходы бюджета от продажи государственного имущества являются просто микроскопическими. «От приватизации в 2019 году получили 11,5 млрд руб. При этом 7,4 млрд руб. – это средства, поступившие за счет погашения задолженности по приватизационной сделке 2010 года. То есть всего мы получили 4,2 млрд руб. от приватизации именно объектов 2019 года», – подсчитал Кудрин.
Разговор о приватизации возник в связи с началом обсуждения в Госдуме бюджета на ближайшую трехлетку. В основу новой бюджетной конструкции правительство заложило повышение налогов, увеличение заимствований, сокращение госрасходов и отсутствие доходов от приватизации.
«Получать 200–300 млрд руб. в год от приватизации легко можно в течение ближайших хоть пяти-шести лет. Может, некоторые налоги не пришлось бы повышать», – сообщил глава Счетной палаты на заседании бюджетного комитета Госдумы.
Ранее глава Минфина Антон Силуанов подтвердил, что крупных приватизационных сделок на ближайшие три года правительство не запланировало. А единственная значимая предполагаемая приватизация – это первичное размещение акций «Совкомфлота», которое не предусматривает поступление денег в государственный бюджет. То есть прекращение приватизации – это вполне определенная политика, которую власти проводили последние годы и будут продолжать в будущем. Однако Алексей Кудрин, похоже, существует в рамках парадигмы «хорошего царя и плохих бояр». По словам Кудрина, остановка приватизации «не бьется с четкой установкой президента РФ в мартовском Послании 2018 года о том, что доля государства в экономике должна сокращаться». Но в правительстве не хуже Кудрина понимают, что с чем «бьется» на самом деле.
Решение властей о широком повышении налогов уже сегодня угнетающе действует на инвестиционные планы и тормозит восстановление экономики. «В последнее время экономическая политика стала менее благоприятной для восстановления экономики – ЦБ РФ не понизил ставку на последнем заседании и ужесточил риторику, а правительство анонсировало дополнительное повышение налогов в рамках ужесточения бюджетной политики в 2021 году.
Члены думского бюджетного комитета с энтузиазмом поддерживают правительственный план повышения налогов с 2021 года. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Независимые эксперты называют негативное влияние будущего повышения налогов сопоставимым с нынешними факторами – слабым восстановлением сырьевых цен из-за второй волны коронавируса. «Оба этих фактора можно считать значимыми», – говорит Игорь Галактионов, эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер».
«Ежегодные доходы от приватизации в 200–300 млрд руб. выглядят немалой суммой. Возможно, предполагается приватизация с дисконтом, который нивелировал бы низкую привлекательность российских активов в условиях кризиса и рисков изоляции», – говорит Аяз Аладдин оглы Алиев, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова. В то же время повышение налогов даже без учета влияния кризиса и изоляции воспринимается как барьер для восстановления экономики, считает эксперт. Он напоминает опыт нулевых годов, когда за счет сокращения налогов был запущен экономический рост и создана бюджетная стабильность.
«У правительства РФ сложная дилемма – между урезанием расходов бюджета и повышением налогов. В случае восстановления нефтегазовых денежных потоков часть решений по повышению налогов можно будет отменить», – предполагает Александр Родин, доцент университета «Синергия». В случае решения о приватизации правительство могло бы выставить на продажу пакеты акций крупнейших госбанков, транспортных, инфраструктурных и технологических госкомпаний, считает эксперт.
Многие эксперты весьма критически оценивают новую бюджетную политику правительства РФ. «Это отсрочка и латание дыр, а не решение существующих проблем», – отмечает Давид Капианидзе, партнер налоговой практики компании BMS Law Firm.
Многие эксперты указывают на системные проблемы, которые фактически остановили приватизацию в России. В условиях доминирования государственных и квазигосударственных компаний настоящая приватизация уже невозможна, поскольку государственные активы в ходе приватизации покупают окологосударственные компании. А для бюджета такая квазиприватизация оборачивается перекладыванием денег из одного кармана в другой. «Для участия в приватизации госкорпорации и крупный бизнес, аффилированный с государством, будут получать кредиты под 0,5% годовых», – предупреждает Алексей Матюхов, управляющий партнер BMS Group.
Чиновники Росимущества уже говорили, что в ближайшие три года поступления в федеральный бюджет от приватизации имущества без учета крупных компаний ежегодно будет получать лишь 3,6 млрд руб. Это ничтожная сумма по сравнению с общим объемом госсобственности, сведения о наличии которой носят зачастую неполный характер и которая не приносит особой пользы государству. Но справедливости ради стоит отметить, что объективными препятствиями для более амбициозных планов приватизации служат невысокое доверие частного капитала к государству, отсутствие «длинных денег», ухудшение отношения зарубежных инвесторов и настороженность к их участию в приватизации, низкое качество проводимых аукционов по продаже госсобственности», - считает Михаил Дорофеев, председатель правления КПК «Обновление».
комментарии(0)