Россияне меняют свое отношение как к импортозамещению, так и к уничтожению санкционных продуктов, показывают опросы фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Пять лет назад, сразу после объявления продэмбарго и импортозамещения, большинство граждан поддерживали подобную политику. Сегодня общественные настроения заметно изменились. Почти 55% не одобряют давку продуктов питания бульдозерами.
Продуктовое эмбарго действует в России уже шесть лет, а правила уничтожения санкционных продуктов через давку тракторами и бульдозерами – более пяти лет. И за это время отношение граждан к санкционным товарам, ввезенным не по правилам, существенно изменилось. По данным опросов ФОМ, сегодня только 30% считают, что продукты, ввезенные в Россию в обход санкций, следует уничтожать. Для сравнения: пять лет назад такого мнения придерживались 42% опрошенных. Большинство же (55%) выступают против уничтожения санкционного продовольствия.
Выступающие против уничтожения заявляют, что санкционные продукты следует раздавать нищим и нуждающимся в социальной поддержке. Такого мнения, в частности, придерживаются 37% россиян. А около 9% респондентов полагают, что такие товары следует продавать.
Удивительно, но за последние пять лет россияне в целом подзабыли о действующем продовольственном эмбарго, которое было введено нашим правительством. В 2015 году о продовольственном эмбарго знали 53% граждан. А сегодня лишь каждый пятый россиянин говорит, что знает о сохраняющихся запретах. Утверждают, что ничего не слышали о практике запретов и уничтожения продовольствия, 41% опрошенных. Тогда как пять лет назад «не в курсе» было лишь 15% респондентов.
При этом за пять лет действия указа, предписывающего уничтожение санкционной продукции, было уничтожено 36,17 тыс. т продовольствия, сообщали в Россельхознадзоре. Из этого объема уничтожено было 34,94 тыс. т продукции растениеводства и 1,23 тыс. т – животноводства. По итогам семи месяцев этого года было уничтожено 1,89 тыс. т запрещенной к ввозу продукции, из нее 1,87 тыс. т растительной.
Напомним, уничтожение контрабандной продукции, поступившей из «санкционных» стран, началось с 6 августа 2015 года в соответствии с указом президента РФ «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности РФ». Само же продэмбарго действует с августа 2014 года, когда оно было введено против стран, которые ввели или поддержали антироссийские санкции. Первоначально под запрет подпали мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукция, овощи и фрукты. С октября 2017 года было запрещено ввозить живых свиней, за исключением чистопородных племенных животных, а также субпродукты и жир животных, животное масло.
Неготовность россиян мириться с уничтожением еды подкреплена и их уверенностью в более высоком качестве импортных товаров. Как следует из данных ФОМ, сегодня каждый третий россиянин уверен, что иностранные продукты являются более качественными по своим свойствам, нежели отечественные. И такая уверенность на протяжении последних лет фактически не меняется. При этом только 16% полагают, что российские товары обладают более высокими качественными характеристиками, 36% уверены, что импортные и отечественные товары сходны.
Помимо того, что среди россиян растет неприятие уничтожения импортной еды, у граждан РФ снижается оптимизм к политике импортозамещения. Напомним, в 2014 году вместе запретом на ввоз определенных категорий иностранных товаров властями была сделана ставка на замещение импортной продукции отечественными аналогами.
И сегодня в правильности такой политики уверены не все. Так, 36% россиян полагают, что некоторые категории товаров не нужно замещать отечественными. При этом еще пять лет назад такого мнения придерживались 29% опрошенных, следует из опроса ФОМ. Кроме того, 18% респондентов вообще считают, что к такому замещению стремиться не надо, тогда как те же 36% говорят о необходимости тотального импортозамещения.
Что примечательно, при покупке непродовольственных товаров 41% россиян не обращают внимания на страну производства, тогда как каждый третий предпочтет иностранную продукцию. Отечественный аналог, в свою очередь, выберут лишь 16% опрошенных. И, как сообщают социологи, абсолютное большинство (81%) никогда не делают покупок по политическим мотивам.
По мнению россиян, России необязательно пытаться заместить иностранную бытовую технику отечественной. Так думают 8% опрошенных. По 5% выступают против тотального замещения одежды и автомобилей. 4% не видят смысла в замещении некоторых категорий продуктов, в том числе кофе и молочных продуктов.
Неготовность россиян полностью отказаться от некоторых иностранных продуктов подтверждают и данные статистики. К примеру, в страну продолжает расти импорт молочной продукции. Так, как следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС), по итогам семи месяцев этого года поставки сливочного масла выросли на 15% в физическом выражении, составив почти 79 тыс т. Импорт сыра и творога увеличился за тот же период на 9% в натуральном выражении, до 168 тыс т. Поставки молока и сгущенного молока в июле выросли на 15% в годовом выражении, следовало из данных ФТС. «Импорт кисломолочной продукции в Россию в первом полугодии 2020 года составил 68,8 тыс. т, что на 7,8% выше показателей аналогичного периода 2019 года», – указывали в ассоциации производителей молочной продукции «Союзмолоко».
Проблему низкой самообеспеченности РФ молочной продукцией признавали и сами российские чиновники. Уровень самообеспеченности РФ по молочной продукции в 2019 году составил 83,2%, что на 6,8 процентных пункта ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности, указывали в ассоциации «Союзмолоко».
В то же время производство молока в стране растет. Как следует из данных Росстата, по итогам 2019 года в стране было произведено 31,3 млн т молока. Это, конечно, выше значений 2014 года, когда в стране производилось менее 30 млн т, но значительно ниже максимума 2009 года, когда было произведено 32,3 млн т молока.
В отличие от молочки по многим другим категориям продукции Россия, похоже, уже не испытывает острого дефицита. К примеру, импорт мяса и мясной продукции, а также птицы по итогам семи месяцев этого года снизился в годовом выражении, следует из данных ФТС. Для сравнения: за шесть лет мясной импорт в страну сократился в натуральном выражении примерно в три раза (см. «НГ» от 21.07.20).
Россия достигла целевых показателей по продовольственной безопасности по всем ключевым направлениям, заявила в начале сентября зампредправительства по вопросам сельского хозяйства Виктория Абрамченко. Самообеспеченность страны зерном, рыбой и рыбной продукцией превысила показатели доктрины в полтора раза, указала она.
Многие же эксперты сходятся во мнении, что выполнить показатели РФ смогла из-за девальвации рубля, что помогло российским продуктам. Эксперты РАНХиГС в своем исследовании об итогах импортозамещения признавали, что свинина, мясо птицы и помидоры – это единственные товарные группы, в которых состоялось импортозамещение. Такой вывод они основывали на том, что в остальных группах либо выросли цены на продукцию и снизилось потребление, либо это имортозамещение очень дорого обошлось потребителю. Значительное импортозамещение произошло только в производстве мяса и мясопродуктов, фармпродукции и в металлургическом машиностроении, сообщалось в обзоре Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Если говорить об импортозамещении, то проблема самообеспечения решена в первую очередь именно в производстве мяса, говорят эксперты «НГ». При этом, как считает профессор Российского экономического университета им. Плеханова Вячеслав Чеглов, решена она во многом за счет консолидации производства в крупных агрохолдингах. «Производство же молока и молокопродуктов заместить отечественным продуктам в такие сроки сложнее», – продолжает он. Производство молока нарастить столь же быстро, как свинины или курицы, невозможно. «Нужно время, чтобы сформировать стадо, которое столько лет сокращалось», – обращает внимание экономист. И этим могли бы заняться крупные производители.
Но здесь все решает текущий коммерческий интерес: ведь мясо говядины рентабельнее молока.
За последние пять лет российскому агропрому удалось добиться неплохих результатов в выполнении Стратегии продовольственной безопасности по большинству показателей, обращает внимание председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребрынка Александр Борисов. «Во многом этому способствовали меры государственной поддержки. Параллельно контрсанкционные меры позволили добиться успехов и в замещении продовольственного импорта», – считает он. Эксперт также обращает внимание на перепроизводство и затоваривание в таких сегментах рынка, как мясо птицы, свинина, яйца и сахар.
комментарии(0)