0
13001
Газета Экономика Печатная версия

20.09.2020 20:04:00

Мировой рынок косметики потеряет до 30% из-за коронавируса

В России парфюмерные сети ждет испытание системой маркировки

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, косметика, парфюмерия, продажи, мировой рынок

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, косметика, парфюмерия, продажи, мировой рынок Фото Rob Kim/Getty Images for Kat Von D Beauty

Косметические компании тяжело восстанавливаются после карантинных каникул – отсутствие тестеров в магазинах и уменьшение трафика в торговых центрах тормозят продажи. Провал не компенсируют даже резко возросшие онлайн-продажи. А обязательная маркировка парфюмерии в России с 1 октября, к которой готовы далеко не все компании, может стать для них дополнительным ударом.

Мировой рынок парфюмерии и косметики стабильно рос на протяжении полутора десятилетий. Даже в кризисном 2008 году доходы отрасли снизились незначительно и полностью восстановились к 2010 году. В прошлом году суммарная выручка от продажи парфюмерии, косметики и бьюти-гаджетов составила около 500 млрд долл.

Но с закрытием магазинов этой весной продажи обвалились: ведь около 85% дохода компаниям обеспечивали традиционные форматы офлайн-продаж, говорится в докладе McKinsey. Даже представители поколения Z (рожденные в нулевые) до пандемии покупали в магазинах около 60% своей косметики.

Российские компании тоже начали подсчитывать убытки. «Пока розничные магазины были закрыты, интернет-магазин смог компенсировать около 20% обычной выручки сети», – рассказала «НГ» бренд-менеджер Lush Russia Варвара Афанасьева.

Эти данные подтверждает и исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский: «В апреле-мае сокращение продаж превышало 80% в зависимости от категории продукции. Онлайн-продажи не превышали 20% от общего объема продаж, который был до пандемии, и не смогли компенсировать сокращение продаж в традиционных каналах сбыта». Еще в апреле сеть «Л’Этуаль» объявила о падении оборота на 95%, а основатель Natura Siberica Андрей Трубников сообщил «РБК», что треть его магазинов, возможно, закроется навсегда.

Правда, интернет-магазинам за время карантинных каникул удалось увеличить выручку. «Весной 2020 года из-за самоизоляции популярность косметических средств выросла в разы, – сообщили «НГ» в пресс-службе Ozon. – Если раньше часть процедур многие россияне делали в салонах красоты, то в апреле-мае им пришлось полностью перенести уход за собой в домашние условия. Особым спросом пользовались средства по уходу за лицом и телом – продажи на Ozon в эти месяцы выросли на 151% и 205% год к году соответственно. Регулярное использование санитайзеров и постоянное мытье рук негативно сказались на состоянии кожи, поэтому пользователи чаще покупали кремы для рук – продажи выросли на 73%. Мужчины покупали машинки для стрижки – продажи увеличились в семь раз год к году. Женщины и в самоизоляции не могли обойтись без маникюра – продажи аппаратов для сушки гель-лака показали рост в шесть раз к тому же периоду».

В 2001 году глава компании Estee Lauder Леонард Лаудер придумал «индекс губной помады». Согласно его теории, рост продаж губной помады может быть индикатором кризиса: потребители отказываются от дорогих покупок, но радуют себя косметическими мелочами. Пандемия превратила этот эффект в «индекс лака для ногтей» – ведь помаду под маской уже не видно.

Да и в высоком ценовом сегменте все не так гладко: продажи европейских производителей люксовой косметики за шесть месяцев 2020 года упали на 22 млрд долл. Тенденцию косвенно подтверждает и Бобровский: «Пока нет цифр, но очевидно, что идет перераспределение спроса в пользу более дешевой продукции».

Летом магазины парфюмерии и косметики начали открываться с ограничениями: тестеры духов консультанты выдают по запросу, а образцы косметики показывают на расстоянии – тестеры не должны прикасаться к коже клиента.

На падение выручки повлияло не столько отсутствие тестеров, сколько снижение трафика покупателей, считают эксперты. «Некоторые из наших магазинов не просто восстановили свой уровень продаж, но и сумели его увеличить, а в других по-прежнему сохраняется резко отрицательная динамика. Там, где основной аудиторией были сотрудники офисов, ощущается, что часть людей по-прежнему остались на удаленной работе. Или другой пример: в одном из магазинов на Невском проспекте всегда была велика доля покупок, совершаемых иностранными туристами. Сейчас их нет и, конечно, это отражается на продажах», – поясняет Афанасьева. По ее словам, после открытия розничных магазинов онлайн-продажи предсказуемо упали, однако остались на уровне выше, чем до пандемии. «Например, в августе 2020 года рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил около +110%. В августе онлайн-продажи обеспечили нам примерно 6% выручки», – говорит эксперт.

После открытия магазинов рынок не восстановился, и такие факторы, как отсутствие возможности тестирования в магазинах, негативно влияют на продажи, утверждает Петр Бобровский. Но еще более серьезное влияние может оказать начало обязательной маркировки парфюмерии средствами идентификации с 1 октября. «Несмотря на многочисленные обращения индустрии (ассоциаций, представляющих более 95% рынка) с просьбой отложить начало маркировки на весну 2021 года, пока срок остался прежним, – говорит Бобровский. – Однако вся цепочка поставок на данный момент не готова к работе с системой маркировки – на это повлияла и пандемия, так как минимум 3–4 месяца компании не могли продолжать подготовку к введению маркировки: закупку и наладку оборудования, IT-систем. С учетом того, что период с декабря по март традиционно считается высоким сезоном для парфюмерии, отсрочка необходима, чтобы рынок смог частично восстановиться после ограничительных мер, вызванных пандемией».

По словам эксперта, правилами маркировки установлен срок в один год для продажи той парфюмерии, которая уже произведена или импортирована до 1 октября. Но срок оборачиваемости в сетях составляет в среднем два года. Из-за этого сокращается число участников рынка и ассортимент продукции, так как компании не уверены, что за год смогут реализовать весь объем продукции в нынешних условиях.

«Труднее всего придется малым и средним компаниям – у них меньше ресурсов, чтобы в нынешних сложных условиях нести дополнительные расходы и перестраивать бизнес-процессы, – полагает Бобровский. – Также больше сложностей будет у тех, кто производит парфюмерию в России – поскольку это спиртосодержащая продукция, то каждое такое производство оснащено элементами государственной системой ЕГАИС. Фактически российское производство будет под двойным контролем: и ЕГАИС, и системы маркировки».

Не исключен и рост цен на парфюмерную продукцию. Ведь любые дополнительные расходы оказывают влияние на розничные цены.

Всего, по прогнозу McKinsey, в 2020 году доходы косметической отрасли в мире окажутся меньше прошлогодних на 20–30%. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
2852
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
33821
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8539
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2703

Другие новости