Для главы Минфина Антона Силуанова приоритетом остается снижение бюджетного дефицита. Фото РИА Новости
Расходы федерального бюджета в следующем году сокращаются номинально на 1 трлн руб., или на 8%, в реальном выражении. Одновременно власти резко повышают налоги и увеличивают госдолг. Объявленная в среду новая бюджетная политика говорит о том, что восстановление экономики и благосостояние населения не входят в список приоритетов правительства. Ужесточение бюджетной политики эксперты объясняют тем, что российские власти готовятся к худшим временам: к обострению внешних конфликтов и к потере нефтегазовых доходов.
Правительство РФ на заседании в среду одобрило законопроект «О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.
Доходы бюджета в следующем году ожидаются в размере 18,745 трлн руб., а расходы – 21,501 трлн руб., сообщали ранее источники в Минфине. Таким образом, уровень госрасходов снижается более чем на 1 трлн руб. А с учетом инфляции реальные расходы правительства снизятся по сравнению с нынешним годом на 8%.
Из этого следует, что все надежды на стимулирующую роль нацпроектов скорее всего так и останутся надеждами. Если в этом году нацпроекты финансировались, мягко говоря, «не очень», то в следующем году будет еще хуже. Соответственно надежды на инвестиционный рост также нужно будет отложить.
Инвестиции в основной капитал в РФ в 2020 году по прогнозам упадут на 6,6%, восстановление в 2021 году не будет быстрым, в том числе из-за оптимизации бюджетных расходов на инвестиции, признал в среду глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников. «Поэтому по инвестициям докризисного уровня достигнем не ранее 2022 года. А с этого периода закладываем рост инвестиций темпом выше 5%, в том числе и вследствие запуска механизмов перезапуска инвестиционного цикла – того, чем мы сейчас занимаемся в рамках реализации нового законодательства о защите и поощрении капиталовложений», – рассказал Решетников.
Отличительный признак новой бюджетной политики – это повышение налогов и акцизов. «Мы несколько увеличиваем налогообложение ряда доходных отраслей, модифицируем параметры режима налога на дополнительный доход при добыче углеводородов. Предлагаем пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысить плату за пользование природными ресурсами, индексировать ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции», – объявил премьер Михаил Мишустин. По его словам, дополнительные доходы должны принести в бюджет и пересмотры соглашений об исключении двойного налогообложения с рядом стран.
Дефицит бюджета РФ составит 4,4% ВВП в 2020 году, 2,4% ВВП в 2021 году и около 1% ВВП с 2022 года, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. Чистое привлечение заимствований в бюджет РФ может составить 4,44 трлн руб. в 2020 году и 2,7 трлн руб. в 2021 году, сообщил в пятницу представитель Минфина. В ведомстве Антона Силуанова надеются, что если расходы бюджета в 2020 году (по плану это 22,561 трлн руб.) будут недоисполнены, то и «итоговый объем привлечения может оказаться поменьше».
Все эти цифры говорят о том, уже сегодня каждый пятый бюджетный рубль взят взаймы. То есть каждый пятый рубль госрасходов не обеспечен налоговыми доходами и накопленными резервами.
Зачем правительство увеличивает налоги и сокращает госрасходы во время кризиса и надежд на восстановительный рост? «Это вопрос приоритетов: если на первый план выходят внешние риски (геополитика, пандемия, мировой кризис, низкие цены на нефть), то жесткий бюджет при сохранении Фонда нацблагосостояния оправдан. Если же главной задачей является рост экономики и повышение благосостояния людей, то повышение налогов и сокращение расходов этому явно противоречат», – отвечает Владимир Тихомиров, главный экономист BCS Global Markets. Однако курс на бюджетную консолидацию не остановит восстановление, считает эксперт. «В структуре российской экономики доля прямых госрасходов не столь значительна. К тому же в части социальных расходов больших сокращений не запланировано. При условии завершения пандемии в 2021 году мы получим «отскок» благодаря слабой базе текущего года. Но с 2022 года при такой бюджетной политике мы рискуем опять столкнуться со стагнацией – ростом в районе 1–2% в год», – говорит Тихомиров.
«Российское руководство уже давно придерживается принципов стабильности бюджета в ущерб более быстрому росту экономики. Однако до сих пор эта политика обеспечивала устойчивость экономики, а также действующей власти. И позволяла относительно безболезненно переживать очередные кризисы. Но постоянно так продолжаться не может, так как рано или поздно снизится мировой спрос на российский экспорт, и тогда бюджет нечем будет наполнять», – предупреждает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Снижение госраходов в 2021 году напрямую будет негативно влиять на динамику ВВП, считает эксперт.
«Экономический рост и повышение доходов населения – сегодня явно не в приоритете. Правительство во время коронакризиса значительно увеличило расходы, что привело к росту бюджетного дефицита. Перед правительством был выбор: или продолжать помощь населению и экономике, или сокращать бюджетные расходы и сбалансировать бюджет. Выбор сделан в пользу последнего», – объясняет Алиев Аяз Аладдин оглы, доцент кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
Между тем глава Минэкономразвития сообщил, что, по его прогнозам, доходы населения в следующем году начнут восстанавливаться. Прогноз реальных располагаемых доходов населения в 2020 году – минус 3%. В 2021 году министерство ожидает роста реальных располагаемых доходов на 3%, а в 2022 году – на 2,4%.
комментарии(0)