Фото Pixabay.com
Два российских министра, с разницей в пару дней, заявили о важных изменениях, которые ждут пивную отрасль в ближайшее время. Так министр промышленности и торговли Денис Манутров предложил вернуться к вопросу цифровой маркировки алкогольной продукции и в частности пива. А глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что его ведомство рассчитывает распространить Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) на розничные продажи пивоваренной продукции и состыковать ее с системой маркировки. По мнению глав ведомств, эти меры помогут упорядочить рынок и защитить потребителей от некачественного товара.
Новую систему начнут внедрять со следующего года
Система ЕГАИС в продаже пивоваренной продукции уже внедрена, но отражает только факт поступления товара в точку розничной продажи. Эксперты считают, что этого не достаточно и предлагают доработать ее. Авторы проекта изменений уверены, что новые правила помогут вывести «из тени» продукции более чем на 200 миллиардов рублей.
«Рассчитываем, что пакет законопроектов по наведению порядка в пивоваренной отрасли должен быть принят до конца года, и в следующем году нам необходимо будет приступить к его реализации, - цитирует Силуанова «Интерфакс». - Есть поправки депутатов в этой части, мы подготовили положительное заключение на соответствующий законопроект, надеемся, что он будет принят до конца года. Мы говорим о необходимости маркировки пивоваренной продукции, поэтому в рамках работы нашей системы ЕГАИС нужно будет все это состыковать. В этой связи прошу проработать вопрос распространения ЕГАИС на розничную продажу пивоваренной продукции».
Ранее о важности маркировки цифровыми кодами продукции в алкогольном сегменте говорил и глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификатам, - рассказал министр на совещании у президента РФ. - Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки».
Система поможет бороться с контрафактом и лучше контролировать рынок
По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в 2019 году рынок пива в России оценивался в 650 миллиардов рублей, пивных напитков - около 75 миллиардов рублей. За прошлый год производители сварили 7 миллиардов литров пива и 850 миллионов литров пивных напитков. Но сейчас даже сами пивовары признают, что в их сегменте не все так хорошо и очень много контрафактной и нелегальной продукции.
«Вполне, я думаю, нормальное предложение - ввести такую дополнительную систему учета, - заявил RT руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. - По нашим оценкам, до половины продукции находится в теневом обороте».
«Одна из сфер, где необходимо расширять маркировку, - это рынок алкогольной продукции, поскольку доля контрафакта здесь слишком высока - порядка 30%, - подтверждает его слова депутат Госдумы Виктор Зубарев. - Отсюда и «эпидемии» алкогольных отравлений по всей стране. За последние пять лет у нас было зарегистрировано почти 300 тысяч случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией, четверть из них — с летальным исходом».
По данным Росалкогольрегулирования, в 2019 году из 1295,2 тысячи декалитров алкоголя, проверенных их ведомством, около 40% были в нелегальном обороте.
В частности, на «малых» пивоварнях, где объемы производства не превышают 3 миллионов литров в год, устанавливать счетчики не нужно. И таких пивоварен от 850 до 1100. Сколько реально они выпускают, сказать невозможно, так как работают вне системы любого контроля. Эти «крафтовые» пивоварни продают ставшее популярным пиво в кегах, которое разливают не только в барах, но и массово в небольших торговых точках. Попытка регулирования и контроля сегмента встречает сопротивление со стороны малых производителей.
Как работает цифровая маркировка товаров
Наносить цифровую маркировку в виде DataMatrix-кодов на товары начали пару лет назад.
Отсканировав его при помощи приложения «Честный знак» (так называется вся система маркировки) потребитель может узнать о том, откуда товар перед ним, каким образом попал на прилавок и когда изготовлен. Потому что участники цепочки - производитель-продавец отчитываются через систему о каждом шаге: товар принят, товар промаркирован, товар продан. Таким образом, государство все видит, а потребители знают, что перед ними, где это было изготовлено и когда. При этом на конечную цену товара цифровая маркировка не повлияет.
«Стоимость маркировки – 50 копеек на единицу продукции, - приводит слова члена Комитета Совета Федерации по агарной-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова «Парламентская Газета».
Цифровую маркировку, вначале, испытали на шубах, табаке и лекарствах, потом на обуви, креслах-колясках, велосипедах и молочной продукции. C 1 октября 2020 года маркировка станет обязательной для духов и фотоаппаратов, а через месяц - с 1 ноября для шин и покрышек. Охватить все товары и создать систему сплошной маркировки товаров в России планируется к 2024 году.
Как сообщает Минпромторг, система уже доказала свою эффективность. Например, после введения маркировки для меховых изделий, стало ясно, что рынок шуб сильно недооценивали, потому что его объем тут же вырос с 6 миллиардов рублей до 60 миллиардов рублей. Такие же результаты показал и эксперимент с введением маркировки на рынке обуви. Изначальная экспертная оценка в 400 миллионов пар оказалась заниженной и с начала 2020 года в оборот уже поступило 1,3 миллиардов пар обуви. А налоговый сбор от продажи табака, за первые семь месяцев 2020 года, удалось увеличить на 54 миллиарда рублей.
В Минпромторге уверены, что «обеление» пивного рынка увеличит прибыль легальных производителей на 2,5-3 миллиарда рублей в год и позволит создать почти две тысячи рабочих мест.
Кстати, такую же систему контроля за производителями пива, ввели у себя: Бразилия, Турция, Грузия и Малайзия. И почти сразу поступления в бюджет от продажи пива у них увеличился в среднем на 15-20%.
Тестирование программы
Заместитель генерального директора оператора системы маркировки в России - Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) - Реваз Юсупов заявил РБК, что унифицированная система цифровой маркировки может быть оперативно масштабирована на новые отрасли. Перед введением обязательной маркировки важно предусмотреть проведение пилотного проекта, чтобы с учетом специфики отрасли подобрать оптимальные технологии и бизнес-процессы и минимизировать инвестиции бизнеса в процесс.
И, как сообщает сайт ЦРПТ, в 2018 году некоторые пивоваренные компании уже добровольно тестировали у себя маркировку. Тогда в нем участвовали Объединение участников пивобезалкогольного рынка (ОУПР) и Национальный союз производителей пива (НСПП). Экспериментальной площадкой выступила Московская Пивоваренная Компания. Старт официального пилотного проекта, который запланирован в этом году, позволит присоединиться к работе всем остальным компаниям и настроить процессы на своих производствах.
комментарии(0)